В первой части я рассказывал о грязевых вулканах и музее Гобустана:
Грязевые вулканы и музей "пляшущух человечков" Гобустана.ч 1
Когда вышли из музея, то увидели военных армии США.
Те покупали билеты в кассе на скальный комплекс Гобустана, чтобы приобщиться к культуре древних предков азербайджанцев.
Ну что же, похвально. Тем более что история их "великой, демократической страны" насчитывает всего-то пару-тройку сотен лет.
А здесь они увидят тысячелетия, культуру бронзового века!
Хотелось похулиганить и крикнуть им "Янки, гоу-гоу". А чего они мне сделают? Мы ведь с ними в чужой, третьей стране. Но я застеснялся. Жалею об этом до сих пор.....
Тут мы купили билет с русскоязычным гидом. Ждать его пришлось долго. Но дождавшись мы не разочаровались. За гида добавили всего 5 манат (200 рублей или 3,5 $).
Он оказался "в теме" и с ним было интересно.
Если ехать в гору на такси от музея, то недалеко находятся скалы где, собственно, и нашли эти удивительные петроглифы.
По дороге туда фотографируем живописные осколки скал. Нет, это не результат природного катаклизма.
Камни скатились сюда в результате добывания здесь в 30-х годах прошлого века строительного известняка.
Здесь проводилась беспорядочная и беспощадная ломка камней с помощью динамита и отбойных молотков. Мы с Вами находимся на горе Беюкдаш.
А ещё на горах Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгая сосредоточены свидетельства жизни людей эпохи каменного века и последующих веков.
Примерно когда начались промышленная добыча камней приступили здесь и к научным исследованиям.
Вообще, об этих петроглифах русские учёные знали ещё в сороковых годах XIX века.
В архивах Петербургской Академии наук есть несколько докладов о Гобустане.
Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета.
У входа в главную пещеру есть надпись 1905 года на русском языке, что в этих местах побывал некий Крузе.
Систематические же научные исследования начались только в 50-х годах.
Из Википедии:
"С 1965 года изучением памятников Гобустана занималась специальная научная экспедиция во главе с Дж.Рустамовым и Ф.Мурадовой. Экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений.
Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР №503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником.
Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал впервые посетил Гобустан в 1981 году и исследовал имеющиеся здесь петроглифы. В 1994 году он второй раз посетил Гобустан."
Кстати, осмотрев на здешних петроглифах изображения лодок с выгнутым дном, Хейердал пришёл к выводу, что они изготовлены из тростника и не имеют аналогов в мире.
Довольно спорное утверждение если вспомнить лодки индейцев Южной Америки с озера Тикикака.
Также путешественник утверждал что петроглифы Гобустана и Скандинавии сделаны одной рукой, но в разное время. Он сделал вывод что азербайджанцы предки скандинавов.
Вот таким образом здесь помечают номерами находки.
До сих пор здесь проводятся исследования и раскопки.
Вот шатёр с лагерем археологов исследователей.
При входе на территорию музея под открытым небом нас встречает камень — ГАВАЛДАШ.
Происходит от тюркских слов "гавал" — музыкальный инструмент ГАВАЛ и "даш" — камень.
Представляет собой установленную плашмя огромную каменную плиту ракушечного известняка.
Опирается на землю он только в двух точках и как-бы висит на воздушной подушке.
Ударяя по его поверхности другим камнем в разных местах можно получить в результате разный звук. Это достигается благодаря разной плотности раковин известняка в разных его участках.
Звуки разносятся на 2-3 километра. Эти камни устанавливались на таком же расстоянии от жилищ. Выходит что они были необходимы чтобы предупредить людей о приближении диких животных, опасности.
По другой версии гавалдаш использовался как музыкальный инструмент при проведении праздников, ритуальных плясок, собраний. Возможно он использовался для того и другого в разные времена.
Считается, что гавалдаш был известен людям с верхнего палеолита.
Видимо первобытные люди ходили по этим горам и путем обстукивания плоских плит искали подходящий камень для гавалдаша.
Затем, найдя, тащили его на нужное место и ставили необходимым образом.
В Гобустанском заповеднике насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века.
Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.).
Петроглифы наносились как путем точечного выбивания скальной породы.
Так и путём выцарапывания на скалах:
Обратите внимание на левую крайнюю фигуру. Зигзагообразными линиями над головой человека показан идущий дождь. А фигура слева? В предыдущей заметке я писал что так показан фаллический элемент тела мужчины Грязевые вулканы и музей "пляшущух человечков" Гобустана.ч 1
А сейчас я склоняюсь к мысли что человек таким образом просто держит оружие.
А это изображение получено уже путём продвинутой "3 Д технологии".
Видите здесь реально примеры объёмного изображения.
Так что мы увидели три способа получения изображений: точечные, линейные и объёмные.
Ещё интерес представляют изображения, показывающие как менялось у древних художников представления о масштабировании объектов.
Большие изображения в натуральную величину делались до бронзового века.
Затем изображение всё больше мельчали, масштабировались.
Часто новое масштабированное изображение наложено на старое реалистичное.
Рисунки создавались преимущественно в пещерах или на отвесных скалах.
В одну из таких пещер мы и спускаемся.
За последние тысячелетия огромная пещера из нагромождённых друг на друга скал подразрушилась.
Теперь "кровля" пещеры обвалилась и виден свет Божий.
Не помешал бы здесь капитальный ремонт.
В этом месте можно видеть животных обитавших здесь на протяжении последних 25 тысяч лет.
Кого тут только нет.
В пещере множество изображений джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т. д.
Также есть изображения насекомых, рыб, пресмыкающихся,
одомашненных животных.
Встречаются сцены охоты с участием приручённых собак.
А тут, по всей видимости, сцена ритуального танца предшественника современного азербайджанского "яллы".
Танцующие держатся за руки.
Очень многие древние рисунки напоминают такие же в Восточной Африке. Видимо, это не случайно. Вполне возможно какие-то африканские племена дошли до этих мест.
Ведь найден же череп негроида в Костёнках в долине Дона! А это далеко на севере.
Обратите внимание.
Очертаниями это напоминает карту страны.
А тут мы видим пример грубой примитивной реставрации.
Доморощенные "реставраторы" работали инструментом сверху вниз и испортили уникальные наскальные петроглифы.
А это примитивное творчество средневековых пастухов.
От нечего делать они пытались подражать древним художникам с помощью ножа, обломка палки....
Выходим из пещеры.
По словам гида это древний дольмен. Не похож на адыгейские.
И тут животные.
Вот отсюда открывается отличный виды.
Например на посёлок Гобустан и Каспийское море за ним.
Или вон на наших знакомых из "Пентагона".
Как маршируют! "Янки гоу-гоу".
Здесь не было и нет источников воды.
Поэтому с помощью вот таких углублений набиралась дождевая вода.
Приближаемся к эпохе средневековья.
Мусульманский некрополь.
Так называемые надгробные сундуки или "сандуга".
Украшаются такие сундуки "китабе", состоящими из резных орнаментов, аятов из Корана, отрывков стихотворений, текстов о жизни покойного.
На стенках сундука изображена "профессия" покойного.
Здесь похоронен воин.
А тут сапожник и оружейник.
Из Википедии:
"Медальоны надгробий обрамлены чередующимися лентами орнамента. Эти орнаменты большей частью представляют собой растительные узоры и декоративные надписи, преимущественно коранические.
В композиции убранства некоторых надгробных сундуков встречаются схематизированные барельефные изображения различных животных и даже незамысловатые сюжетные сцены, вплоть до иллюстрирующих эпизоды из поэмы Низами Гянджеви «Семь красавиц».
По словам искусствоведов подобного рода изображения подтверждают, что, ислам, серьезно ограничив развитие изобразительных искусств, в особенности статуарной скульптуры и монументальной живописи, не вытеснил их из повседневной жизни и сознания народа."
Пришла пора познакомиться ещё с одной удивительной достопримечательностью Гобустанского заповедника.
Вновь садимся на такси и едем к наскальной надписи на латыни! Оставлена здесь римскими легионерами.
"Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus
Leg XII Ful".
В переводе на русский:
"Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного".
Надпись предусмотрительно закрыта от вандалов решёткой.
Она относится к I веку н. э., между 84 и 96 годами. Оставлена римским легионом императора Домициана с прозвищем "Фульмината" (молниеносный).
Император послал свой легион на помощь союзной Албании и Иберии.
Это самая восточная точка планеты куда добирались римские воины!
Видимо направлялись они завоевать крупный город расположенный на месте сегодняшнего Баку.
Фото, сделанное в музее Гобустана.
Все эти воины были истреблены жителями Апшеронского полуострова.
Возможно поселение Рамана на Апшеронском полуострове говорит о пребывании здесь легионеров.
Вот и вся поездка.
Обратно в Баку мы отправились на другом такси, скооперировавшись с ребятами из Ярославля. Таксисты в Гобустане алчные и непохожи на доброжелательных таксистов в Баку. Будьте готовы к спору по прибытии, хотя о цене договорились заранее.
Наш таксист по достопримечательностям тоже ныл что неплохо бы добавить. И не беда что он не знал русского, гид послужил здесь переводчиком. Посылайте их всех и будет Вам счастье бюджетного путешествия по Гобустану.
Вся дневная поездка в Гобустан и обратно обошлась нам всего в 30 $ на двоих, включая дорогу и билеты. Определённо в странах бывшего СССР путешествовать недорого, легко и интересно.
За сим всё....
В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Дайте мне точку опоры и я мир переверну!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А я в недоумении. Почему он таки не перевернулся?
Комментарий понравился: