Это знаменитое во всём мире место находится в списке памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В переводе буквально означает "гобу" — "овраги", "стан" — "место, страна".
Получается "край оврагов".
Бюджетно добраться сможете сюда с центрального автовокзала Баку на любом из проходящих через развилку на Гобустан междугородних автобусов. Эта развилка находится на трассе Баку-Тбилиси. Причём билет Вам придётся приобрести не до нужного Вам места, а до конечного пункта следования автобуса.
Но это не сильно подорвёт Ваш бюджет, так как цены на автобусные перевозки в этой стране более чем доступны. Мы купили билет на автобус до Гянджи, что в другом конце страны всего за 5 манат (200 рублей). Впрочем эту страну можно пересечь из конца в конец на автобусе часов за 7-8.
Ещё одна особенность автобусных касс на вокзалах. Здесь у кассирш никогда не находится манат или два на сдачу. Так что или заранее с ними мысленно распрощайтесь или давайте деньги без сдачи.
Так тут подрабатывают к зарплате. Ибо это Азербайджан!
Если хотите добраться ещё экономнее и быстрее, то советую садится в проезжающий в сторону Гобустана автобус № 195.
Отъезжает он от автостанции что рядом с мечетью Биби-Эйбат, которая на площади гос. флага в Баку.
Тогда билет Вам обойдётся всего в 1 манат. Так и поступили наши случайные попутчики, с которыми мы возвращались вечером из Гобустана на такси обратно в Баку. Но о возвращении еще рано рассказывать, об этом позже.
По пути в Гобустан из окна автобуса увидите вот такие нерадостные пейзажи. Глазу просто не за что зацепиться. Растительный мир типичен для пустынь и полупустынь.
Не пропустите нужную Вам развилку в заповедник Гобустан. Не стесняйтесь беседовать с местными в автобусе на этот счёт, ибо водитель может и позабыть о Вас.
Великий и могучий язык здесь ещё пока многие помнят.
У развилки Вас встретят алчные таксисты. Нам достался водитель на раздолбаных "Жигулях" не знающий русского совсем, "селюк". Вся стандартная поездка следующая: грязевые вулканы, музей, наскальные рисунки, место с римской надписью. Сторговались с таксистом за 25 манат, как и читали в других отзывах.
По дороге в заповедник пейзаж пошёл поинтереснее.
Гобустанский заповедник занимает площадь 3096 Га и расположен между юго-восточными отрогами большого Кавказа и Каспийским морем.
Дорога просто трэш! Представляете каково по этой грунтовке в дожди, зимой-осенью?
Это ещё не самый крутой подъём что мы преодолели на ВАЗ-овском чуде.
И вот через полчаса мы, наконец, в самом "фотографибуемом" месте Гобустана.
Это грязевые вулканы.
25 миллионов лет назад появилось это чудо на территории современного Азербайджана.
Азербайджанцы грязевые вулканы называют также "янардаг" (горящая гора), "пильпиля" (терраса), "гайнача" (кипяток), "боздаг" (серая гора).
Однако столь грозные и непонятные названия не остановили меня.
Когда что-то непонятное меня останавливало?
Как это быть возле интересных непонятных вещей и не попробовать, не потрогать?
Не сунуть палец? Или какую-нибудь другую часть тела. Это недопустимо!
Вот и я сунул.
Хорошо хоть "горящая, серая гора" внутри была без зубов.
На ощупь эта грязь оказалась приятно прохладной.
На вкус пробовать я не решился, но в баклажки таксиста мы грязи набрали.
Для того чтобы днём позже намазаться ей у Каспийского моря.
Пляжи Апшеронского полуострова Азербайджана. Каспий....
Вдруг водитель прав, когда жестами показывал что мазаться для здоровья "Харош, вери гуд. Якши".
Дома вычитал что здешняя грязь используется в строительной, химической промышленности. А также в фармакологии. Так что в этой процедуре, определённо, что-то есть.
В этой стране также есть и морские грязевые вулканы, их насчитывается 140.
Из 50-ти наземных грязевых вулканов за последние 200 лет произошло также 200 крупных извержений.
Из глубин земли вырывались с гулом и взрывами клубы газа, которые тут же воспламенялись.
К счастью (или несчастью) вот этот пузырик оказался вполне мирным и воспламеняться отказался.
По своему происхождению наши вулкана схожи с нефтегазовыми месторождениями.
Поэтому нет ничего удивительного, что мы позже наткнулись здесь на такое "нефтяную жилу".
Интересно, если написать на табличке что мы нашли это месторождение и поставить здесь собственную вышку?
Насколько путешествий денег от нашего чёрного золота хватит? Нет, это не "погнал гусей". Просто шутка.
Вот какая она, нефть! По запаху типичный керосин, на вкус пробовать не решился.
Рассказ о поисках нефти, кто не читал:
Нефтяное "счастье" Азербайджана.Или как я нефть в Баку искал
Поскольку я большой оригинал, то и материалы мои аналогичные.
Поэтому Вам придётся полюбоваться коровками пасущимися........на свалке.
Жизнь, какова она есть. Азербайджан это Восток, а не Европа. Как бы не стремились Алиевы доказать обратное иностранным туристам.
И это тоже интересно.
Мне интересно.
Между тем мы приближаемся к музею Гобустана.
К созданию музея руку приложил, ну кто бы сомневался, Ильхам Алиев.
Что, конечно, отразилось в его названии и повысило статус.
Вот цены на входные билеты.
Для читателей интересующихся бюджетом путешествий.
Само архитектурное решение здания музея навеяло мне какие-то африканские мотивы.
При входе нас встречает комната без углов с нанесёнными на стены всеми типами петроглифов, найденных в Гобустане.
Всё оформлено по последнему слову, с интерактивными экранами и панелями.
3-Д изображения, игра света и тени, электроника, проэкции......
Ткнув в нужную кнопку можно узнать, например, процесс разрушения здешних скал.
Кто не очень любит двумерные географические карты, есть возможность виртуально "полетать" над окрестностями Гобустана на стерео-3D-проекторе.
Фото, конечно, не создаст реально живую картинку. Но присутствует эффект 3D, стереокино.
Сами залы освещаются только от подсветок экспозиций. Всё в полумраке.
Интересное решение дизайнеров.
Кто скажет что это не похоже на африканские мотивы, тот пусть первым бросит в меня камень.
Каково? Похоже что жирафы существовали в этих краях.
Не так давно прочёл что недалеко от Дона нашли останки негроидных людей.
Так что возможно всё. Люди мигрировали в древности и многого официальная наука не знает.
Обратите внимание на лодки и гребцов. Интересные выводы сделал по поводу изображения лодок всемирно известный путешественник Тур Хейердал. Но об этом ниже.
Посмотрите на это. Что делают эти люди внизу фото?
Правильно, это "пляшущие человечки". Я их так назвал, навеяло.
Изображенные люди танцуют танец, прообраз современного азербайджанского танца "яллы". Только теперь его танцуют держась за руки.
Где в мире ещё такие рисунки — петроглифы с такими жизнеутверждающими мотивами?
Есть где — то? Вряд ли. Это ведь территория солнечного Азербайджана. Культ солнца и огня здесь был в далёкие века.
В следующем зале представлен богатый животный мир древнего Гобустана.
Ну разве это не Африка?
Все эти животные теперь тут истреблены.
Истреблены давно вот таким первобытным человеком разумным.
Видимо, первобытные люди с помощью танца отмечали удачную охоту.
Вот над этим животными.
Сцена охоты на экране.
Вот так выглядел первобытный человек и человек современный, Ваш покорный слуга.
Это предки азербайджанцев, живших в этих местах в III-II тысячелетии до н.э.
В натуральную величину.
В залах множество интересных головоломок.
Например, с помощью вот таких вращающихся кубиков нужно собрать изображение петроглифа.
Как видите мотивы петроглифов не только жизнеутверждающие, но и вполне эротичные. Особо чётко выражен мужской атрибут, часть тела.
Вообще, лёгкий эротизм в древних артефактах имеет место быть в этой стране. Но об этом в последующих заметках.
Интересным мне показалось также происхождение азербайджанского шрифта на основе латиницы.
Музей двухуровневый, с залами в цокольном этаже.
Спускаться на нижний уровень надо по винтовой лестнице, что выглядит как интересное решение проектировщиков.
Чудеса встречают нас и на нижнем этаже.
На этом стенде можно почитать подробную информацию что означает каждый петроглиф.
Жаль, информация не на русском.
Что, например, означает петроглиф с левом нижнем углу? Видите из плеч человечка как бы растут по две руки. Руки нижние нормальной длины и верхние укороченные.
А может это не руки, а крылья? Что хотел донести до нас древнейший художник? Чего мы не знаем?
И изображений этих странных людей с не менее странными конечностями-крыльями в Гобустане довольно много.
Так выглядели древние жители современного Азербайджана. А может какие-то пришельцы, "сверхлюди"?
Когда готовил следующий материал о Гобустане (часть 2), то пришла в голову мысль, что изображали таким образом не фаллические части тела мужчины и не крылья растущие из плеч.
Возможно всё проще и нет никакого "инопланетного мирового заговора". Просто это какое — то оружие висящее или у пояса как в случае мужского начала, или висящее за плечами как в случае "инопланетных" крыльев.
Предлагаю вместе поразмышлять.
Тяжела была жизнь первобытной женщины.
Нужно было делать всё по дому, изготавливать посуду и при этом ещё и быть привлекательной.
Ну как вот эта.
Впрочем, и сегодня дамам приходится несладко.
Мужчины тоже заняты нужным делом.
Вот таким образом они занимались наскальным творчеством. Но не из-за праздности или развлечения.
А чтобы потом вот так потренировать бросок копья. Тяжело в учении — легко в бою!
А когда первобытным людям наскучили тренировки, то они могли и повеселиться.
Потанцевать первобытный танец, предшественник "яллы".
Или погрустить.
Отправляя боевого товарища, соплеменника в последний путь.
В Гобустане найдены изображения лодок разных типов. Например плоскодонных, глубокодонных с неводом, тростниковых.
Вот рисунок этих лодок в музее.
Ниже изображение тростниковой лодки с солнцем в носовой части и сидящих в ней людей. Люди изображены схематично с перекинутыми через плечи луками. Также есть мнение что "солнечные лодки" предназначены для перевозки умерших в мир иной.
А вверху фото что? Как будто первый в мире вертолёт или "свинтопрульный аппарат".
Почему свинтопрульный? А какой же ещё? Ведь он с винтом прёт!
Шутка. Мне кажется что это также разновидность солярных знаков.
Пора рассказать наконец о Туре Хейердале. Этот всемирно известный путешественник-энтузиаст обратил на рисунки лодок в Гобустане своё авторитетное внимание.
"По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые, не имеют аналогов в мире. Тур Хейердал на основе сопоставления норвежских петроглифов с гобустанскими сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время».
В результате своих исследований Тур Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят из территории Азербайджана.
Но эта теория была встречена с сомнениями.
Утверждается, что в эпоху бронзы среди племён, населявших территорию Азербайджана был широко распространен культ солнца, что отражено и в петроглифах Гобустана.
Солярные знаки здесь выгравированы в виде круга с лучами или перекрестием. С солярной мифологией связывают и датируемые II тысячелетием до н. э. рисунки лодок с сияющим солнечным диском на носу".
Эта информация из Википедии.
Здесь же в музее представлен процесс древнего кораблестроения.
Вот такие лодки тоже были.
Я бы также поспорил с норвежским исследователем и путешественником. Как это нет аналогов в мире? Не в подобных ли ходят вьеты в Южном Вьетнаме?
А не в подобных ли ходят индейцы Южной Америки по озеру Титикака?
А вот как выглядит процесс кораблестроения.
Вначале связывают меж собой связки тростника.
Затем связки превращаются.....
Превращаются....
Связки превращаются......
В элегантные шорты.
Тьфу ты!
Я хотел сказать — в элегантную тростниковую лодку.
И чего это Тур Хейердал не пошёл дальше и не доказал что древние азербайджанцы доплыли не только до фьордов Норвегии?
А поплыли себе дальше мимо мыса Горн и дальше приволокли лодки в озеро Титикака! Ну или через Панамский перешеек протащили волоком и "на Тихом океане свой закончили поход". А там уж и до озера рядом.
А чего? Раз плюнуть!
И для убедительности своей версии мог бы Тур, наш Хейердал и сам на лодке из тростника проделать этот путь. Он мог и не такие расстояния преодолевать. Пресёк же он на плоту Тихий океан!
Светлая память этому известному самоотверженному путешественнику.
Или вот обратите внимание как делались лодки из бревна.
Превращается бревно...
Бревно превращается....
В элегантную лодку с веслом.
Ну будет для начала о удивительном Гобустане.
В следующей заметке читайте о наскальных изображениях. И уже не в музее, а на природе.
И о следах римских легионеров......на землях Азербайджана.
Продолжение следует......