Не знаю, как вам, а мне нравится порой на досуге по мере сил своих разгадывать тайны, что скрываются в некоторых живописных произведениях. Конечно, самыми яркими образцами таких загадочных творений по праву являются работы Босха и Брейгеля. Эти старые голландские мастера хорошо знали толк в деталях и умели придать им глубоким смыслом, порой философский. Каждый предмет, отображённый в их произведениях, обладал своим уникальным миром, проникая в него, открывались новые, ещё более загадочные. Так возникала разветвлённая цепь образного повествования, где каждой детали, будь то старый сундук или разбитое колесо, отводилась особая роль.
Конечно, увидеть в обычных на первый взгляд предметах нечто таинственное очень сложно, особенно в наши дни, когда утеряны многие тонкости восприятия мира, что были присущи людям прошлых эпох. Однако думается мне, иногда всё же полезно обращать взор свой на детали, ведь проявляя к ним должное внимание, они могут многое нам рассказать.
Сегодня мне бы хотелось разобрать на детали картину одного, как мне думается, современного художника. Имени его, как и название живописного произведения, я, к сожалению, назвать не смогу, мне они неизвестны. Моё свидание с картиной произошло совершенно случайно. То было в Черногорском городке Тиват, что на берегу Адриатики.
Стоял чудный сентябрьский день, солнце светило нещадно, я спешил куда-то по своим делам и, проходя мимо здания, обрамлённого галереей с вереницей колон, случайно заметил картину. Вероятно, то был модный бутик или художественная галерея, в любом случае посещение данного места в планы мои не входило, а потому я сделал лишь несколько снимков, благо фотоаппарат был со мной, и двинулся дальше.
И только по приезде из Черногории, будучи дома, я обратил внимание на картину. Мне она показалась довольно интересной, в ней присутствовали характерные детали.
— Да, здесь есть над чем поломать голову – скажет неподготовленный наблюдатель.
Однако если внимательно посмотреть на картину и в частности на детали, то смысл произведения сам собой вырисовывается. На удивление всё очень просто, как сама жизнь.
— Не может быть! – Возразят многие — Разве такое возможно, что б жизнь, и всё просто?
Однако именно так, не иначе, видится мне сюжет, в котором, как обычно, только три человека главные роли играют...
Что ж, думаю, пора приоткрыть тайну и всё разложить по полочкам, а что бы читатель имел хотя бы поверхностное представление о рассматриваемом предмете, пока он ещё цел, расскажу вкратце, что изображено на картине.
На полотне мы видим небольшое помещение, ряд предметов, стул, яблоки и сапоги, а ещё некую молодую особу, стоящею в открытом дверном проёме, и сидящего за окном старика. Вот, пожалуй, и всё, а дальше пойдёт детальный разбор, и начнём его с дамы.
Молодая женщина одета в длинное обтягивающее шёлковое платье. Под дорогой тканью отчётливо прорисовывается линия бедра, однако грудь и шея скрыты драпировкой. Красивое и гордое лицо незнакомки слегка вздёрнуто кверху.
В опущенной руке она держит мундштук с сигаретой, другая рука упирается в талию. Во всём облике дамы чувствуется нескрываемый эротизм. Всем своим видом женщина подчёркивает, что она хочет и может быть желанной. Об этом говорят и предметы, что у неё за спиной, — это скульптура Венеры, богини любви и наслаждений, и зеркало в ажурной раме, как символ женственности и красоты.
И совсем противоположный образу желанной дамы мы наблюдаем другой персонаж, едва выглядывающий из маленького окна, — это муж незнакомки. Его роль на картине, как и в жизни его молодой супруги, чрезвычайна мала. Маленькое оконце, за которым виднеется лишь часть некой картины, её сюжет прочесть нельзя, это всё, что осталось у старика в жизни. Его время безвозвратно ушло и любви он давно не достоин. А скульптура «Скорчившегося мальчика» Микеланджело, что установлена в нише над окном, только подчёркивает незавидное гнетущее положение.
Хотя, надо признать, любовь имеет место быть в этом доме, о чём недвусмысленно ведают нам армейские сапоги со шпорами, стоящие как раз под окном старика, и явно ему не принадлежащие. Свято место пусто не бывает. О том же говорят откровенно и яблоки, символ искушения и плотской любви, лежащие на стуле, они как бы приглашают войти, проникнуть в открытую дверь. И приглашение явно принималось, лежащий на полу плод тому подтверждение.
И ещё один явный знак, что легко читается, — это стрела на стене, пронизывающая вазоны. Направлена она строго вверх, то символ Марса, мужского начала. Однако бурые следы подтёков говорят, что оружием этим давно не пользовались. Та же ржавчина наблюдается и на другом предмете, давно покосившемся, то ключница.
Зачем старику стрелы и ключи, какие двери он сможет открыть? Разве что в загробный мир, и здесь на переднем плане картины выступает могильный камень, не весь, только часть, как предупреждение о скором событии. Думаю, старик уйдёт из жизни не по своей воле. Заметили склянку, что стоит на столике рядом с дамой, уверен, там яд.
И наконец, последняя деталь – это набалдашник на стойке перил. Признаюсь, ничего о нём сказать не могу, потому, как невозможно предмет разглядеть. Вероятно, в нём так же имеется смысл, но какой? Надеюсь, со временем отгадать эту загадку, а пока предлагаю вам это сделать. Удачи, и да поможет дедукция вам!
Черногория, Тиват, сентябрь 2016 года
© Copyright: Сергей Рябцев, 2016
(Фото из личного архива)