...
0
Тадж Махал. История и миф. Агра, Индия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Агра

    Агра

    LAT
  • 27.17772N, 78.00930E
  • Я здесь был
    Было: 131
    Хочу посетить
    889

    58 материалов по 7 объектам,  1 285 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    York 37
     
    4
    Club-Miry
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 25 мая 2010

    Тадж Махал. История и миф.

     
    26 июля 2010 года||1 (1)| 14| 149064

    …«Холодно» - первая мысль. Взгляд в окно. Сегодня полнолуние и только бы повезло... Но увы – туман, настолько плотный что в доме напротив только угадываются очертания зданий по гирлянде лампочек и мерцающей рекламе. В полнолуние при ясной погоде Тадж-Махал светится розовым светом. Так говорят. Не судьба.
    Ещё ночь, 3 часа. Поеживаясь, выбираемся на улицу. Лица у всех сонные, помятые. Разговоры скупые. Холодно – 6 градусов тепла. А мы только позавчера жарились на солнце в 30-35 градусную жару. А за день до этого были джунгли, пиявки, водопад, безлюдные пляжи Вандора, Андаманское море, прибой в 3-4 метра, аборигены на пальмах, 6 часов переправы на пароме, океан, волны, заливающие вторую палубу…

    Садимся в автобус. Становится ещё холодней. Устраиваемся у кого как получилось, стараемся заснуть. В автобусе много щелей, дует. В воздухе висит запах большого города – запах гари, бензина, неубранного мусора. И, как в самые первые мгновения по прилету в Индию, запах пряностей, вездесущий, радостный, вызывающий улыбку.
    Где-то через 2 часа автобус останавливается. Придорожное кафе. Тело ноет, но просыпается охотно: есть возможность размяться и надеть теплый свитер. Господи, будет что-то горячее – наконец-то!

    «Если холодно нам – каково же индусам?». Заговариваю с «шеф-поваром», он заваривает масалу сразу в нескольких кастрюльках, что-то ещё варит, постоянно помешивает. Выясняется, что в это время года здесь даже заморозки бывают. Увидев, что его фотографирует, вдруг начинает волноваться, сдергивает свою вязаную шапочку, быстро причесывается ладонью и снова надевает шапочку на голову. То ли из соображений гигиены, то ли от холода. Смешной, мы друг другу улыбаемся…
    Придорожное кафе остается позади. Ещё час пути – и мы в Агре, в древней столице Индии, у самых стен комплекса Тадж-Махал. Темно по-прежнему, ещё только 6 часов утра. Луны не будет, туман ещё больше сгустился. «Так даже лучше,» - уговариваю себя, - «открыточный Тадж-Махал знаком всем, а вот такой, как сейчас даже Андрей не видел». «Как нам повезло, как нам повезло», – слегка приплясывая от холода, повторяю про себя.

    Светает быстро. Как жаль, что не пускают. В памяти всплывает громада Тадж-Махала на яркой, сияющей синевой неба открытке. Вот если бы сейчас оказаться за кирпичной оградой, можно было бы увидеть как проявляются очертания мавзолея, размытые утренним туманом. Но – не пускают…

    До 7 часов, когда начинают пускать посетителей, ещё есть время. Что я знаю о Тадж-Махале? Почти ничего. Тадж-Махал построен около четырехсот лет назад. Находится в городе Агре, это север Индии. Связан с историей любви, послужившей причиной его создания. Часто приходится слышать, что Тадж-Махал - прекраснейшее сооружение в мире, и, кажется, включен в список новых Чудес Света. И где-то смутно почему-то всплывает словосочетание «Великие Моголы». Давно хотел разобраться, имеют ли они отношение к монголам, к Чингисхану. М-да, не подготовился к поездке, не подготовился…

    Между тем совсем рассвело. Двери открылись.

    Глаза бросились искать знакомый силуэт, но ничего не находили. Туман, туман вокруг и розовато-красные тона на всех предметах, на тумане, на деревьях. Проверяю фотоаппарат – он тоже «видит» розовый туман, значит, глаза не обманывают. Успокаиваю дыхание – «спокойно, спокойно, сколько сможешь, столько увидишь, не жадничай, смотри, смотри, вчувствывайся, вернешься домой – обязательно почитаешь о тех, кто смог всё это построить».
    Вопросы возникли сразу же. Моголы – они же монголы?! Это создано теми же самыми монголами, которые вырезали целые народы и ровняли с землей культурные центры Востока – Самарканд, Бухару, города Китая, Руси?! Почему так необычно спроектирован весь комплекс Тадж-Махала – если это мавзолей, почему главное здание расположено не в центре, как должно быть по всем архитектурным канонам того времени? Почему при всей гармонии ансамбля Тадж-Махала, если смотреть изнутри комплекса, не покидает ощущение незавершенности архитектуры самого места его расположения – на берегу Джамны? Вглядываешься в противоположный берег реки и словно чего-то не хватает.

    Ответы на эти вопросы искал, уже вернувшись из поездки: не хотелось отвлекать гида и тех, кто смог бы ответить, бесконечными расспросами. И вот что удалось выяснить.
    Новейшие исследования позволяют предположить, что Тадж-Махал – это не просто великолепно выстроенная усыпальница. Видимо, у Тадж-Махала есть и другой, более глубокий смысл.
    Тадж-Махал – это мавзолей из ослепительно белого мрамора, был построен, чтобы в 1632 году стать усыпальницей Мунтаз-Махал, царицы Индии. Мунтаз-Махал была любимой женой Шах-Джахана, индийского правителя из династии Великих Моголов. Её имя в переводе означает «избранница дворца». Имя Мунтаз или Мунтадж превратилось в нежное имя Тадж-Махал.

    На один день в году молодые люди из знатных семейств получали рынок в полное владение и играли там в торговцев и покупателей. Рынок пряностей почти не изменился с того исторического дня. Согласно легенде, Мунтаз-Махал и Шах-Джахан, тогда ещё принц Хуррам, впервые встретились на улицах Агры. Легенда гласит, что они полюбили друг друга лишь только глаза их встретились. Им было по 15 лет. Шах-Джахан, хотел купить пряностей, она отказала. Но о встрече он не забыл и позднее стал спрашивать о Мунтаз-Махал у знакомых.
    (По другой версии, Мунтаз-Махал продавала стеклянные бусы. Когда принц Хуррам спросил, сколько стоят бусы, она сказала, что это бриллианты и назвала немыслимую сумму. Принц достал требуемую сумму из рукава.)
    Мунтаз-Махал была племянницей царицы, а значит достойной избранницей для юного принца. Вскоре было объявлено о предстоящей свадьбе. Император, отец принца, счел деву Мунтаз достойной соединиться со «звездой небес благословенных», его сыном. Как подобает великому правителю, император надел кольцо на палец этой достойной девице, «счастливейшей из дев».

    В 20 лет они поженились. Брачная церемония состоялась 10 мая 1612 года. «Когда две сияющие звезды объединились в созвездия, они, счастливые, удалились в опочивальню».

    Красавица стала любимой среди многих дам, посещающих опочивальню. Её господин дал ей имя «избранница дворца». После смерти отца в 1627 году принц Хуррам принял имя Шах-Джахан и стал правителем Индии, а Мунтаз-Махал – её царицей.
    Имя Шах-Джахан означает «царь мира». Он стал единоличным правителем империи Великих Моголов, самой могущественной в те времена. От Китая до России простирались границы владений Шах-Джахана. В них входили Северная Индия, Афганистан и нынешний Пакистан.
    Великие Моголы более известны в истории как «монголы», кочевники, жившие в Центральной Азии в 12-13 веках. С помощью своего великолепно обученного конного войска они создали самую обширную империю в мировой истории. Монголы были известны своей жестокостью и варварским нравом. Они убивали без счета и нещадно пытали пленников. Их вождь, Чингисхан, сумел создать безукоризненную машину смерти. Они на всех наводили ужас.

    Темуджину-Чингисхану принадлежат слова, которые донесли до нас летописцы: «Высшая радость человека заключается в том, чтобы победить своих врагов, гнать их пред собою, слышать рыдания тех, кто любил их, ездить на их конях, сжимать в своих объятиях их жен и дочерей». В 1220 году при взятии Нишапура дочь Чингисхана, у которой при осаде погиб муж, велела отрезать головы всем жителям и сложить две пирамиды: одну из голов взрослых, другую - из голов детей. Войска стояли в мертвом городе ещё несколько недель, отлавливая уцелевших, будь то люди, животные или птицы, пролетавшие над городом. В конечном итоге, было убито 1 747 000 человек в самом Нишапуре и во всех его окрестностях. Это тот самый Нишапур, в котором за 200 лет до описываемых событий родился Омар Хайям.
    Но проходит всего 70 лет и пятый великий хан, Хубилай, внук Чингисхана, одержав победу над ханом Наяном и войдя в столицу своего врага, приказывает отмечать все главные праздники сарацин, иудеев, христиан и идолопоклонников.

    Марко Поло, приближенный ко двору Хубилая, в своей книге «О разнообразии мира» передает слова Хубилая: «[Есть] четыре пророка, которым молятся и которых почитают в мире. Христиане говорят, что Бог их Иисус Христос, сарацины – Мухаммед, иудеи – Моисей, идолопоклонники – Согомом-баркан (т.е. будда Шакьямуни). Я молюсь и почитаю всех четырех, дабы тот из них, кто на небе старший воистину, помогал мне».
    Монголы поселились в Персии, находившейся на территории современного Ирана. Столицей государства монголов был знаменитый Самарканд. В Персии их имя несколько изменилось: их стали называть моголами. В 1526 году правитель моголов Бабур решает захватить Индию.

    Он провел свои армии через перевал Кхибер, затем через нынешний Пакистан в северную Индию. Индийские боевые слоны не устояли перед лучниками Бабура. В его распоряжении было и тайное оружие – пушки. Так в 1526 году в день победы армии Бабура родилась империя Великих Моголов. Но вместо того, чтобы уничтожить культуру Индии, моголы превратили её в свою, преобразовав Индию.
    Шах-Джахан впоследствии объявит себя потомком Чингисхана и наследником титула Царя Мира. Легенда гласит, что Мунтаз-Махал и Шах-Джахан были так привязаны друг к другу, что не расходились друг от друга дальше одной комнаты.

    Мунтаз-Махал стала матерью всех 14 детей Шах-Джахана и его постоянной спутницей в течение 19 лет их брака. В 1631 году Шах-Джахан затеял очередную военную компанию в 600 км к югу от Агры, в провинцию Декан. Он был уверен в успехе, поэтому его супруга и её придворные отправились с ним. Мунтаз-Махал должна была вскоре принести ему 14-го ребенка. И когда пришло время, она родила ему здоровую девочку, но сама была очень слаба. Шах-Джахан оставался у её постели. Ночью во время 3-й стражи Мунтаз-Махал умерла на руках у Шах-Джахана.
    Как гласит легенда, глаза Царя Мира были постоянно залиты слезами. За несколько дней его борода поседела. Не в состоянии примириться с утратой, Шах-Джахан искал способ дать своей погибшей супруге бессмертие. В память о возлюбленной жене Шах-Джахан решил выстроить усыпальницу, какой ещё не видел свет. Методы строительства тех времен можно увидеть в действии и сейчас. Это была крайне трудоемкая работа.
    В 1633 году из окрестных деревень собрали более 20 тыс. ремесленников. Через полгода фундамент Тадж-Махала был готов, тело Мунтаз-Махал помещено в гробницу в его центре. Затем над ней возвели стены и крышу. Авторство проекта историки приписывают венецианцам, персам и даже французскому ювелиру. Во время возведения и сама усыпальница, и минареты были скрыты за кирпичными лесами. Шах-Джахан легко решил проблему лесов, предложив жителям Агры бесплатно их забрать. Всё было уничтожено за несколько дней.
    Над входом в мавзолей выложены отрывки из Корана, из черного сланца. Поднимаясь кверху, буквы священного текста становятся всё больше, так что человеку с земли все они кажутся одинакового размера.

    Наконец, император добавил башни у ворот из песчаника – по одной башне за каждый год строительства. Двадцать два года строительства – двадцать две башни главных ворот Тадж-Махала. Вокруг гробницы жены Шах-Джахан разбил вечно цветущий сад.

    Если говорить о технологиях строительства в Индии, в особенности в период правления Великих Моголов и в частности Шах-Джахана, они во многом опирались на ручной труд. В те времена немалая часть тяжелой работы выполняли женщины. Сохранились изображения, на которых женщины поднимают и переносят тяжести. Тогда для переноса грузов уже использовались блоки, подъемники-вороты и строительные леса. К сожалению, не было колесных тачек, поэтому цемент и раствор для кладки перетаскивали вручную.

    Впрочем, и сейчас на дорогах Индии можно увидеть похожие картины:

    Причина ослепительной красоты Тадж-Махала в том, что он покрыт плитами из лучшего белого мрамора, доставленного из каменоломен Макране в Раджастане, что в 300 км к западу от Агры. На мраморе сделаны изящнейшие инкрустации, изображающие тюльпаны, ирисы и розы. В Макране и теперь добывают и обрабатывают белый мрамор такими же способами как в те времена, когда Шах-Джахан увековечивал память об умершей жене.
    Полупрозрачные цветные инкрустации изготавливают из поделочных камней: сердолик из Ирака, нефрит из Китая, ляпис-лазурь и сапфир из Шри-Ланки, яшма, малахит и бирюза из Тибета, агаты и аметисты из Йемена и Персии. Только для украшения гробницы использовано 43 разных камня и всё это вделано в мрамор ослепительной белизны.
    С течением времени романтическая легенда Тадж-Махала обрастала подробностями. Сейчас она считается одной из величайших в мире историй любви, памятником неземной красоты, воздвигнутым безутешным супругом в память о его единственной любви. Но здесь подлинная история Тадж-Махала только начинается.
    Первый ключ в разгадке Тадж-Махала в надписях, выбитых на белом мраморе. Эти надписи сделаны на арабском и представляют собой стихи из Корана, священной книги в исламе. Надписи играют очень важную роль в исламском искусстве, в особенности в религиозных памятниках и надгробьях, прежде всего потому, что в исламе запрещено изображение человека на архитектурных памятниках. По этой причине место привычных для христианских храмов фресок и картин в исламском искусстве занимает каллиграфический текст. Надписи на монументе говорят, кто его построил, сообщают о его назначении и о его символическом смысле.

    Многие из надписей Тадж-Махала говорят о рае. Они описывают рай как череду прекрасных садов, называемых райскими садами. Но чтобы понять всю важность садов Тадж-Махала, нужно знать принципы, по которым закладывались такие мемориальные сады.
    Классический образец императорского мавзолея в окружении садов, похожих на сады Тадж-Махала, есть в нынешней столице Индии Дели. Это усыпальница прадеда Шах-Джахана, императора Хумаюна. Усыпальница была построена примерно за 60 лет до Тадж-Махала. Схема расположения усыпальницы и садов очень важна для понимания скрытого смысла Тадж-Махала. По обычаю в этих садах есть каналы и пруды, а сама усыпальница всегда помещается в центре комплекса. Удивительно, что в языке Великих Моголов сад и рай обозначаются одним словом. Поэтому между мемориальными садами и представлениями людей того времени о том, как выглядит рай, наверняка есть тесная взаимосвязь.
    Попасть в Тадж-Махал можно через большие ворота (мы входили через боковые ворота). А в них очень легко не заметить важный ключ к разгадке Тадж-Махала. На воротах есть надписи, как и на самом мавзолее. Это также цитаты из Корана, а именно глава 89-я, одна из самых важных для верующих. Особенно интересны её последние слова. В этой главе Аллах обещает праведникам, что они попадут в рай.
    Последние слова, которые вы читаете при входе в сады Тадж-Махала, это последняя строка 89-й главы: «Войди в мой рай». Исследователи утверждают, что это единственные слова в Коране, где Аллах напрямую обращается к праведникам и употребляет местоимение мой: «Войди в мой рай». Это прямое приказание Аллаха, обещание рая. Эти слова должны звучать в ушах у посетителя Тадж-Махала, когда он проходит сквозь ворота в сад.

    Эта надпись на воротах Тадж-Махала придает совершенно новый смысл всему архитектурному комплексу. Наперекор традициям мавзолей перенесен из центра садового ансамбля. Тадж-Махал величественно высится в его окончании. Новая планировка комплекса полностью соответствует представлению о райских садах.

    На этой картине изображен пророк Мухаммед в раю.

    Четыре реки рядом с ним – это райские реки. А водоем посередине – это пруд изобилия. Другой трактовки Тадж-Махала просто не может быть. Шах-Джахан хотел воссоздать райский сад на земле. Но какой же смысл может скрывать сам мавзолей? Какие замыслы воплощал Шах-Джахан, когда руководил его строительством? Что за человек был Шах-Джахан?

    Безусловно, Шах-Джахан был честолюбив и в отличие от своего отца и деда религиозен. Например, он не пил вина, что в истории Великих Моголов просто уникальный случай. Его отец весьма скептически относился к этому обету. После восшествия на престол Шах-Джахан участвовал во многих кровопролитных войнах. Но после кончины жены он показывает себя очень эмоциональным и ранимым человеком и начинает писать стихи, в котором воспевает красоту возводимого им мавзолея.
    Шах-Джахана пристально наблюдал за всеми этапами работы. Он сам разрабатывал всё до мельчайших подробностей, от планировки садов до надписей на саркофаге. Согласно легенде Шах-Джахан изменил русло реки, чтобы подчеркнуть красоту памятника. Усыпальница Мунтаз-Махал был воздвигнута там, где цвел сад, в виду Красного Форта, официальной резиденции Великих Моголов.
    В своем дворце в Дели Шах-Джахан был поистине Царем Мира, самым могущественным императором на земле. Судя по всему, он был крайне тщеславным человеком, уверовавшим в собственное величие. Его вера в свою исключительность, вероятно, была связана с датой его рождения: 1000 лет исламу. Он был человеком тысячелетия. Здесь, в тронном зале императорского дворца в Дели Шах-Джахан слушал петиции и вершил правосудие, восседая на мраморном троне.

    Шах-Джахан был помешан на символах абсолютной власти и в особенности на тронах. Одним из первых его приказов после восшествия на престол в 1628 году стало изготовление украшенного драгоценностями трона, получившего название «Павлин». Через 7 лет он был готов и водружен во дворце на этом постаменте. Его украшал знаменитый алмаз «Кохинор», когда-то стоивший пол-Индии и который в наши дни принадлежит к сокровищам короны Британской империи.

    Сразу за Центральным рынком Дели находится святилище одного из направлений ислама под названием суфизм (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Учение возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога в интуитивных озарениях и слиянию с ним. Суфизм оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию. Шах-Джахан был религиозен и интересовался мистическим аспектом суфизма. Он считал, что дата его рождения, год тысячелетия ислама, это верный знак его великого предназначения. Он давал себе пышные имена, взятые из суфизма – властелин века, тень Аллаха, царственный посланник Бога на земле. Эти имена используются в суфизме для описания так называемого идеального человека, некий образ недостижимого совершенства, он почти равен божеству.
    Вполне возможно, у Шах-Джахана возникла навязчивая идея о своем величии и исключительности своей судьбы, об отождествлении себя с идеальным человеком. В таком случае Тадж-Махал служил императору для выражения его взглядов или демонстрации его безупречности.
    Многие годы посетителей ослепляла красота Тадж-Махала. Удивительно, но люди практически не обращали внимания на надписи и их значение. Каллиграфическая вязь считалась чисто декоративным элементом. А на неё следовало обратить внимание. Среди архитектурных памятников ислама Тадж-Махалу нет равных по числу и длине цитат из Корана. На нем высечено 22 разных отрывка, включая 14 полных глав. В этих цитатах затрагиваются две темы: неотвратимость судного дня и прелести рая, обещанного Аллахом в награду праведникам.
    Исследования показали, что выбор цитат из Корана определялся желанием архитектора, каллиграфа и самого Шах-Джахана как заказчика здания придать мавзолею символический смысл, что выходит за рамки прямого предназначения мавзолея. Это усыпальница, а кроме того символ ещё чего-то.
    Самая длинная надпись тянется по всем четырем стенам здания. Это 36-я глава Корана, имеющая непосредственное отношение к мавзолею. Её традиционно читают на похоронах. Но у этой главы есть и второй смысл, который часто не замечают или не понимают западные исследователи.
    В очень длинной 36-й главе, где идет речь о послании Бога к человеку и о смысле жизни, есть один стих, номер 58, напрямую связывающий её с предполагаемой символической трактовкой этого мемориального комплекса. Это единственное место в Коране, где Аллах говорит с праведниками, обращаясь к ним со словом салам, что значит мир.
    Традиционная трактовка этого стиха такая: это обещание праведникам, что войдя в рай, они увидят Аллаха сидящим во славе на троне. Было бы логично предположить, что сам Тадж-Махал – это символическое изображение трона Аллаха. Ещё более убедительным доказательством символической трактовки Тадж-Махала стал выбор трех глав Корана. В них говорится о судном дне и дается его устрашающее описание. Странный выбор для украшения усыпальницы любимой супруги.
    У этих цитат очень четкая роль. Если вы хотите в подробностях представить себе Судный день, достаточно просто прочесть эти главы. И словно по волшебству Судный день предстанет пред вашими глазами. А в центре этой картины будет трон Аллаха, похожий, возможно, на Тадж-Махал.
    Ключ к разгадке тайного смысла Тадж-Махала лежит там, где логично было бы его искать – внутри мавзолея. Изящный резной мраморный экран украшает усыпальницу. Здесь искусство мастеров, резчиков и ювелиров достигло пределов совершенства. Узоры из нефрита, агата, сердолика искусно вделаны в белый мрамор. Усыпальница напоминает богато украшенную шкатулку для драгоценностей.

    Мы находимся в самом центре Тадж-Махала. Это и есть гробница Мунтаз-Махал, а рядом покоится её супруг Шах-Джахан. Только это не настоящие гробницы. Это кенотафы, то есть пустые саркофаги. Тела Шах-Джахана и Мунтаз-Махал лежат внизу, в крипте, скрытые от глаз любопытных. Эти кенотафы своего рода памятники, мемориалы, где посетители могут почтить их память.

    Лучшее доказательство теории о том, что Тадж-Махал был задуман как копия трона Аллаха, находится здесь, на крышке кенотафа Мунтаз-Махал. Эта надпись завершает череду цитат, начинающихся с надписи на воротах Тадж-Махала, приглашающей читателя войти в райские сады. А войдя в райские сады первое, что вы видите, это Тадж-Махал. Надписи на нем подобраны таким образом, что не остается сомнения в его тайном значении.
    На крышке кенотафа Мунтаз-Махал вырезана молитва о дозволении праведным войти в рай и в особенности женам.

    Истинное значение этой надписи становится ясным, когда понимаешь, что молитву читают ангелы, держащие трон Аллаха. Согласно исламским верованиям у трона Аллаха четыре ножки и каждую из них поддерживает ангел и единственный раз во всем Коране об этих ангелах сказано, что они говорят, произнося эту молитву.

    Кажется очевидным, что Шах-Джахан хотел, чтобы это здание было символическим изображением трона Аллаха, а заветной мечтой Шах-Джахана стало создание его собственного рая на земле.
    Естественно, что такое загадочное строение как Тадж-Махал окружено легендами, мифами и слухами. Говорят, Шах-Джахан щедро наградил архитектора за работу, а потом отрубил ему руки, чтобы тот никогда больше не выстроил подобной красоты (хотелось бы верить, что это лишь символ, и архитектору просто было запрещено впредь проектировать другие здания), что когда-то мраморные купола были покрыты чистым золотом и драгоценными камнями.
    Ещё говорят, что Шах-Джахан намеревался воздвигнуть ещё более грандиозное строение на другом берегу реки Джамны. Согласно легенде, второй Тадж-Махал был задуман из блестящего черного мрамора. Второе здание должно было быть точной копией Тадж-Махала, как мы видим его сегодня. Вероятно, черный Тадж-Махал тоже должен был стать мавзолеем, усыпальницей самого Шах-Джахана и вечно глядеть на его возлюбленную Мунтаз. Считается, что причиной отказа от этого плана стали непомерные расходы на строительство второго мавзолея. Будь он построен, на земле появилось бы величайшее чудо света.

    В наши дни другой берег реки выглядит довольно обыденно. На этом месте должен был бы стоять второй мавзолей. Сейчас здесь начаты раскопки под наблюдением археологического общества Индии. Уже обнаружены следы построек эпохи Великих Моголов, почти наверняка относящиеся к годам правления Шах-Джахана. Археологи еще не выяснили назначение этих построек, но уже известно, что здесь были разбиты сады по тому же плану, что и сады Тадж-Махала. Раскопки ещё находятся на начальной стадии.
    Что же касается тайного смысла самого Тадж-Махала, ему есть ещё одно бесспорное доказательство.

    Это документ, принадлежащий перу великого мистика-суфия времен правления Шах-Джахана - Ибн Аль-Араби. Он имеет форму диаграммы. Её строение едино для всего исламского искусства и религии. Эта схема событий Судного дня появляется в философском труде Ибн Аль-Араби «Мекканские откровения», состоящем из 560 глав. Схема Судного дня в каком-то смысле главное доказательство символического толкования Тадж-Махала как воплощения трона Аллаха в Судный день.
    Известно, что у отца Шах-Джахана был очень ценный экземпляр трактата Ибн Аль-Араби, в котором эти схемы играют важную роль.

    Почти наверняка у архитектора Тадж-Махала и у самого Шах-Джахана был доступ к этому трактату. А значит, они могли изучить его и использовать в плане постройки Тадж-Махала.
    Обозначения на этой схеме соответствуют некоторым деталям и плану всего комплекса Тадж-Махала. Расположение мавзолея в конце садов, а не в центре, совпадает с положением трона Аллаха. Он имеет восьмиугольную форму, как и усыпальница Мунтаз-Махал. В обоих случаях есть пруд изобилия. Расположение элементов схемы и места трона настолько совпадает с планом Тадж-Махала, что можно подумать, что он выстроен по ней – последнее подтверждение того, что Тадж-Махал создавался как символ трона Аллаха. Совпадения с диаграммой Ибн Аль-Араби поразительны: даже бросающееся в глаза отклонение от симметричности в планировке комплекса – площадки, откуда Шах-Джахан созерцает мавзолей – находит своё объяснение, если обратиться к диаграмме Ибн Аль-Араби.

    Падение Шах-Джахана с высоты абсолютной власти было стремительным и трагичным.

    Как монарх он совершил ужасную ошибку – тяжело заболел. В империи Великих Моголов не было закона о престолонаследии и четверо сыновей Шах-Джахана начали яростную борьбу за трон.

    В этой кровавой сваре трое из них были убиты или казнены, а победителем вышел Аурангзеб.

    Он немедленно захватил власть и приказал схватить отца. Аурангзеб заточил отца в крепости Агры, где тот и провел восемь последних лет своей жизни. Это были печальные годы для Шах-Джахана, проведенные в заточении в крепости, которую он сам и построил. Царь мира лишился всей своей земной власти. Согласно легенде, Шах-Джахан провел большую часть этих 8 лет у окна своей темницы. По иронии судьбы отсюда открывается прекрасный вид на излучину реки Джамны и Тадж-Махал.

    Правление Аурангзеба было суровым. Ужаснувшись чудовищным тратам на постройку Тадж-Махала и нравам, царившим при дворе, он решил вернуть страну на прямой и узкий путь ислама. Аурангзеб ввёл строгое соблюдение законов ислама в домах и мечетях. Как велит Коран, он разрушил индуистские храмы и установил налог для всех немусульман, что фактически означало индусов. Между немусульманами и индусами разгорелась вражда, память о которой сохранилась и в наши дни. В темнице у Шах-Джахана было одно утешение: условия его заточения не были слишком суровы. Крепость была красивым местом, рядом с Шах-Джаханом почти всегда находилась любимая дочь Джаханара. Ему позволено было пригласит любовниц, а также жен и наложниц и они поселились здесь же, на женской половине. Эти окна специально сделаны так, чтобы женщины могли смотреть из них, оставаясь скрытыми от глаз.
    В 1666 году Шах-Джахан умер в возрасте 74 лет от огромной дозы афродизиаков. Относительно его похорон не было сделано никаких распоряжений. Поэтому в полночь его дочь Джаханара приказала снести тело отца по лестнице, положить в лодку и переправить к Тадж-Махалу.

    Здесь в мавзолее Шах-Джахан нашел вечный покой рядом со своей возлюбленной Мунтаз-Махал. На саркофаге Шах-Джахана высечена надпись: «Здесь покоится прах императора Шах-Джахана, вечно пребывающего в раю. Да пребудет это место священным и да обреет он прибежище на небесах. Он переселился из этого мира в тронный зал вечности 31 января 1666 года».

    Тадж-Махал несомненно не просто прекрасное произведение зодчих, памятник великой любви. О чем же думал Шах-Джахан решив воссоздать на земле райские сады и даже трон самого Аллаха? Пытался ли он, одержимый манией величия, стать равным Богу или хотел прославить его своим творением? Надеялся ли приблизиться к божественному знанию и к самому Аллаху, сотворив рай на земле? Судя по всему он пытался состязаться с Богом в сотворении прекрасного. Разумеется, он глубоко пережил смерть жены. Но главное назначение Тадж-Махала – все-таки в превознесении Шах-Джахана как наместника Аллаха, даже как равного ему.

    Шах-Джахан создал памятник равный по красоте творениям природы. Он был призван не только возродить, но и отразить небесную красоту самого величественного места во вселенной – трона Божьего. Сотворив Тадж-Махал, Шах-Джахан обрел бессмертие, хотя возможно не совсем то, к которому стремился. На его творение приезжает посмотреть множество людей. 200 тысяч человек ежедневно посещают мавзолей. Его истинное назначение уже никогда не затмит легенду о любви. Но этот тайный смысл и не забудется, поскольку в нем состоял замысел Шах-Джахана. Возможно, он жил в собственном мире, не заботясь о том, что думают о нем простые смертные, поглощенный сознанием своего величия, диалогом с Богом и думами о вечном…
    Уже совсем потеплело, когда мы выходили из Тадж-Махала. Около самых его стен теснились палатки ремесленников, продавцов сувениров. Здесь же можно было увидеть технологию работы с камнем, которая не изменилась за 400 лет со времен строительства Тадж-Махала.
    Один мастер специальным инструментом делает углубления на мраморной плите. Другой обтачивает каменные пластинки и собирает из них узоры. Для инкрустации используют не только камни — малахит, лазурит, бирюзу, но и перламутр. Шлифовальный диск, на котором пластинам придают необходимую форму, приводится в движение обычной палкой с веревкой. Выглядит это устройство несколько архаично. Но здесь как раз тот случай, когда современная техника не улучшает, а, наоборот, ухудшает качество. Резьба по мрамору, не говоря уже об инкрустации, работа тонкая, филигранная. Каждую деталь нужно обтачивать с точностью до десятой доли миллиметра. Современные станки этого не обеспечивают. На них даже нельзя контролировать скорость вращения гранильного диска. Собранный узор вклеивают в приготовленную для него выемку с помощью специального раствора, на основе цемента…

    Тадж-Махал оставил по себе чувство недосказанности. Сюда можно возвращаться всю жизнь, всякий раз узнавая новое, понимая, что ещё больше остается сокрытым от глаз. Очень хотелось просто сесть где-нибудь под деревом, в садах Тадж-Махала, и, вглядываясь в лица посетителей, угадывая их мысли и волнение, скрытые под смехом и сиюминутными разговорами, не двигаясь, дожидаться ночи. Увидеть розовое сияние неба, парящую громаду мавзолея, услышать шепоты и шорохи, которыми буквально дышит всё пространство вокруг него.
    Но надо было уезжать, автобус ждал. Уезжать не хотелось."

    Олег Лохин. Январь 2009

    Основные источники:
    Кох Эбба. Тадж-Махал./Пер. с англ. – М.: ЗАО «БММ», 2008.
    Поло Марк. Книга о разнообразии мира / Пер. с фр. – М.:Мир книги, Литература, 2008.
    Сарджент Памела. Повелитель Вселенной: роман о Чингисхане / М.: АРМАДА, 1998.
    ВВС. Загадка Тадж-Махала.
    Discovery Communications, 1995. Самые красивые памятники мира. Красный форт и Тадж-Махал.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    39 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Агра
    сообщить модератору
    • gpupkinv
      помощь
      gpupkinv
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 сен 2010
      6 сен 2010, 17:29
      удалить
      Спасибо автору за такую интересную статью! Я узнал Тадж с другой стороны, ранее неизвестной мне. А также спасибо за ссылки на доп литературу.
    Наверх