"От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по селам и станицам
Слава русского платка.
Где вы кики и убрусы?
Стерты в памяти, вас нет.
Изменилась мода, вкусы,
Но платков цветет букет.
Рогочая Людмила.
Традиционным головным убором русского крестьянства 100-150 лет назад были шали и платки. У многих народов считалось, что женские волосы обладают колдовской силой и непокрытая голова становится якобы вместилищем нечистой силы.
Именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия . Чтобы опозорить женщину достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением и отсюда пошло выражение "опростоволоситься" в смысле- опозориться.
На Руси до конца 17 века женщина покрывала голову белым льняным полотенцем с вышивкой — убрус. Покрытие головы символизировало зрелость. Девушки головы не покрывали.
Через 100 лет (1790) в русском языке появляется персидское слово "шаль, означающее большой узорный платок.
Считается, что первое производство шалей началось еще в 15 веке в Кашмире, на северо- западе Индии. Там разводили коз с нежнейшим шерстью , из которой ткали тончайшие покрывала (шали). Эти шали были предметом мужской одежды, да и производством шалей занимались только мужчины.
Шали, привезенные из Индии, стоили больших денег. Чтобы создать обычную шаль 3 ткача трудились несколько месяцев, а на создании сложной шали с замысловатым узором уходило от 1.5 до 4 х лет.
Но Европа не дремала. Уже с начала 18 века в ней налаживается производство всевозможных шалей от огромных до косыночных размеров. Толчком для такой активности послужили шали, привезенные Наполеоном из Египта для своей супруги Жозефины.
С легкой руки Жозефины шали быстро вошли в моду, на них возник невероятный спрос, а где спрос, там всегда есть предложение.
В это же время в России в холодном Оренбурге уже вовсю вязали ставшие знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха.
Существует легенда, что первая оренбургская шаль была подарена одной казачкой Екатерине Второй.
Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто подобного уже не сделал.
С середины 19 века оренбургские пуховые платки не раз получали медали на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе.
Тонкий ажурный платок размером 3.5 на 3.5 м можно было продеть сквозь обручальное кольцо или поместить в скорлупу гусиного яйца.
В это же время пришла слава к русским кашмирским шалям. Произошло это событие на 1 ой Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г.
Шали были выполнены в сложнейшей технике двустороннего ткачества. Такая шаль не имела изнанки, ее можно было носить с любой стороны.
Эти шали были созданы руками крепостных девушек в мастерских Мерзлиной, (помещица) Колокольцева (помещик) и Елисеевой.(помещица)
Лучшие шали ткались в течении 2.5 лет. Шаль стоила 12- 15 т. р. Через десять лет мастерицам давалась ненужная полная свобода. Девушки к этому времени полностью слепли.
По качеству образцы шалей не уступали индийским образцам.
Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Была разработана особая технология обработки пряжи, которая из мотка весом 13 гр.позволяла получить нить длиной 4.5 км.
Путь к созданию таких шалей был не из легких. К примеру В.А. Елисеева, пытаясь разгадать тщательно охраняемые индусами секреты изготовления, вырезала кусочки с узорами и распускала ткань различными способами. Понадобилось 5 лет, чтобы получить желаемый результат.
Однажды посол Франции захотел приобрести одну такую шаль для жены Наполеона, но Елисеева, из патриотических побуждений, закатила такую цену, (25 т. р.) что посол вынужден был уехать без покупки.
С середины 19 века в России начинается массовое производство шалей с набивным рисунком , которые были гораздо дешевле тканых и шаль стала достоянием народа. Прочно вошла в быт всех слоев общества, ее могли носить как аристократки, так и мещанки.
Первой набивными шалями прославилась Павлово- Посадская мануфактура.
Для получения набивного рисунка использовались доски 2х типов: "манера" и "цветки" "Цветки" резали из дерева и с их помощью наносили фон или поле рисунка, причем каждый цвет требовал отдельной доски.
Контур рисунка набивали "манерами". Их изготовление наиболее трудоемко: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом.
Полученный контур накладывали на отдельные доски. Поскольку изготовить контур на величину большого платка со сложным рисунком было невозможным , рисунок разбивали на части- от 4 до 24 частей.
Такие шали имели сложный колорит и 16 или более цветов. Для набойки платка требовалось порою 400 наложений досок.
Рисунки получались очень устойчивыми и набивные доски использовались десятки лет. При необходимости они подновлялись или повторялись.
Читала и поражалась тому, каким трудным, долгим и терпеливым оказался путь шали до нынеших времен! Главное — не напрасно! Трудно придумать сегодня другое многофункциональное украшение для женских плеч. Нечто теплое, красивое, придающее шарм любой женщине!
В сентябре месяце этого года в одном из залов Областного художественного музея проходила выставка платков и шалей 18 — 21 века из собрания Владимиро- Суздальского музея- заповедника.
На выставке были представлены около ста наиболее интересных и красочных экспонатов из музейного собрания.
Все экспонаты достойны уважения и восхищения, узорами шалей можно любоваться бесконечно.
Я с умыслом дала небольшую историческую справку о путях зарождения и создания платков и шалей. Без нее можно бегло пробежаться глазами по экспонатам и даже не останется послевкусия. Есть надежда, что кто -то задержит свой взгляд на понравившемся платке и вспомнит, каким каторжным трудом досталась такая красота!