Чтобы увидеть Кафедральный собор со всех сторон и заглянуть внутрь, придется отстоять не одну очередь, и такова, наверное, участь любого туриста, считающего своим долгом увидеть шедевр, на создание которого ушло 5 веков.
Но прежде чем переступить порог белоснежной громадины, необходимо посвятить некоторое время визуальному восприятию ее внешнего вида.
Пятинефная базилика «растет» прямо на глазах по мере приближения к ее подножию, поражая своим изяществом и легкостью, а вместе с тем величием и масштабностью постройки. Недаром же собор способен вместить до 40 000 прихожан (чем несколько уступает римскому Собору Св.Павла).
Минуя контроль и массивные двери,
входишь в собор и останавливаешься, непроизвольно затаив дыхание, поднимаешь глаза вверх.
Прохлада и приглушенный свет царят за порогом храма.
Высоченные пилоны (а их в соборе 52) поддерживают готический свод, будто мощные вековые дубы в лесу, где лишь редкие лучи проникают через кроны деревьев.
Витражи пропускают равномерный свет, достаточный для созерцания, но слишком слабый, дабы от красоты не ослепнуть. Они иллюстрируют библейские сюжеты, отражаясь причудливыми отблесками на полу и стенах храма.
Пол с расписным орнаментом.
Но главное и самое яркое место в соборе — алтарь.
Вот такое единение божественного и природного с человеком. Метафорический замысел, возникший еще на стадии проектирования, реализовался, сделав идею совершенной.
Мемориальная доска, увековечившая год начала строительства будущего чуда. Среди прочих гробница епископа-воина, возвеличившего Милан в конце 1-го тысячелетия, Ариберто да Интимиано (Ariberto da Intimiano). Над серым каменным саркофагом деревянное распятие, охваченное позолоченной медью.
Джан Джакомо Медичи был последним, кого похоронили в стенах Кафедрального собора. В свое время он немало покуролесил в окрестностях Комо, уже потом, поступив на службу к королю Карлу V, остепенился и даже удостоился титула маркиза. А обстоятельство, что он погребен в столь почетном месте говорит о том, что судьба, несмотря на все прегрешения Медичи, осталась к нему благосклонна. Особенно если учесть, что на исходе XVI века, опасаясь возникновения эпидемий и распространения заболеваний, было запрещено помещать останки усопших внутри здания, все захоронения по высочайшему указу Карла Борромео из собора были вынесены, в Дуомо остались лишь мощи святых.
Так что Медичи поставил жирную точку в списке претендентов на покой под божественным покровом. Мавзолей же, долгое время считающийся работой Микеланджело, искусствоведами в XX веке был обозначен образцом зодчества одного из самых высокооплачиваемых итальянских скульпторов эпохи маньеризма, а заодно авторитетного медальера и золотых дел мастера Леоне Леони.
Резной цикл с изображениями деяний св.Амвросия занял место бывших надгробий. Внизу крипта, хранящая реликвии Святого Карла Борромео.
Большой алтарь освящен папой Мартином V в 1418 году. Окружают его чудесные деревянные хоры. И два роскошных медных амвона вокруг гигантских пилонов, на которых покоится свод.
Над ними два старинных органа по обеим сторонам, количество труб в которых превышает 13 000 единиц.
Под сенью алтаря дарохранительница, опирающаяся на колонны. Папа Пий IV даровал ее своему племяннику Св.Карлу.
Под куполом на высоте 42 м хрустальный футляр, ограненный в виде креста, в нем хранится один из 4 (или 3-х) гвоздей, которыми Иисус был прибит к распятию. Если в центре горит красный луч, это означает, что святыня на своем месте.
По легенде Святая Елена нашла эти гвозди вместе с частью Животворящего Креста в Иерусалиме. По дороге в Константинополь первый из них был брошен в морскую пучину, дабы усмирить разбушевавшегося Бога морей. Второй впаяли в диадему любимого сына, императора Константина. Оставшиеся, чтобы сделать правителя неуязвимым для врагов, были вмонтированы в уздечку (по одним источникам или в подковы лошади – по другим). Последний был утерян. Его случайно обнаружил архиепископ Милана Амвросий Медиоланский в какой-то кузнице, и, выкупив, поместил на хранение сначала в церковь Св.Теклы, а потом в Дуомо. В 395 году он же стал организатором празднества Священного Гвоздя, и традиция эта жива до сих пор.
Ежегодно 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господнего, архиепископ Милана извлекает реликвию, воспарив под молитвы и песнопение под потолок на «облаке» — специальном приспособлении с ангелами, чтобы явить Santo Chiodo прихожанам. Выставляют его на всеобщее обозрение на целый день, а на следующий проносят через весь собор для совершения ритуала в обратном порядке.
Есть еще один момент, заслуживающий внимания – солнечные часы или чудо-меридиан. На исходе XVIII столетия меридиан в виде металлической линейки со знаками зодиака и разметками, от входа протянувшуюся через всю церковь, закрепили на полу собора. Ровно в полдень солнечный луч, коснувшись полосы, указывает созвездие, соответствующее текущему месяцу.
Угроза собору в проседании фундамента сооружения. Об этом «говорят» систематические ошибки в показаниях меридиана.
Множество изваяний, чудовищ разного рода и барельефов. Только на витражах площадью 1700 м2 изображено 3600 персонажей. Кроме невообразимого множества статуй, в числе которых есть даже статуя Св. Варфоломея с содранной кожей, еще одним из ценнейших предметов Дуомо можно назвать 5-метровый семисвечник — канделябр Тривульцио конца XII века, дело рук ювелира Николы да Вердуна.
И Часовня Распятия на кресте – ее, говорят, Карл Борромео во время чумы 1576 года лично нес в процессии по улицам Милана.
Чем еще знаменит Дуомо? Вот, к примеру, один из интересных фактов, Наполеон избрал его местом своего коронования. И после 7 лет отделочных работ, 20 мая 1805 года под сводами собора состоялась пышная церемония вступления Бонапарта на престол. После этого работы продолжались, поэтому церковь только частично была открыта для прихожан, обряды же в ней совершались лишь в исключительных случаях.
Да и место, на котором построен собор, не случайно. Когда-то там было святилище кельтов. Потом его место занял храм Минервы – богини войны, искусства и мудрости, покровительницы ремесленников и многих городов. Потом там с IV по VI века стоял собор Санта Марии Маджоре (или зимний собор), и возведенная в VII веке базилика Санта Текла (то есть летний собор), подвальная часть до сих пор хранит остатки тех строений. Частично из-за обрушений от сорвавшегося колокола, а также из-за намерения архиепископа украсить новым собором старейшую часть города, они были разрушены при строительстве Кафедрального собора.
Сбор пожертвований не заставил себя долго ждать. И не религиозность тому причиной, а надежда на обретение индульгенций от святой церкви в «жизни небесной», сначала в лице архиепископа Милана, а потом и от самого Папы римского Бонифация IX. Такое положение дел не менялось на протяжении столетий.
Даже сегодня при желании раскошелиться на храм можно. В архиве Почетного строительства, занимающегося проектированием, строительством и теперь уже реставрацией Собора, основанного в 1387 году, хранится Реестр Пожертвований. Туда и впишут вносимую сумму.
Кафедральный собор дал и название площади, на которой он находится. Во всяком случае, так утверждают археологи, проводившие раскопки в 1942 году. Место это было центром всегда, начиная со становища кельтов и заканчивая зародившимся на его руинах Милана. Соборная площадь — Piazza del Duomo – это, конечно, и расположенный поблизости Королевский дворец (все-таки в прежние времена власть и религия существовали неразрывно друг от друга). А теперь там Музей собора, в котором кроме произведений искусства хранятся чертежи и эскизы, ценные экспонаты, предметы и документы, связанные с многовековой историей Дуомо; 2 административных здания – близнеца по соседству, построенные в 1939 году (с балкона одного из них в свое время ораторствовал Муссолини); Северный дворец, памятник королю Виктору Эммануилу II и галерея, названная в его честь, но венец всему Дуомо. И голуби — его вечные завсегдатаи, ставшие неотъемлемой частью площади и собора.
Площадь Дуомо, какой мы видим ее сегодня, стала таковой во 2-ой половине XIX века благодаря проекту архитектора Джузеппе Менгони. Последняя реконструкция здесь проводилась с 2003 по 2009 годы.
Дуомо — это творение формировалось на протяжении веков, прежде чем достигнуть своего совершенства. Воздушный и кружевной снаружи, чуть мрачноватый внутри. Мыслей и вопросов после его осмотра возникает масса, но смотреть на это чудо, созданное человеческим гением, можно бесконечно.