Первые шаги молодого государства
Стоит в очередной раз отметить, что когда Пакистан только образовался, многие, как в Индии, так и за её пределами, называли его проектом нереальным именно по причине экономической несостоятельности.
Первым бедствием нового государства стала кашмирская война. Вторым оказалось ошибочное решение не девальвировать свою рупию по отношению к доллару, как это сразу осуществила Индия. Цена на пакистанские товары резко подскочила, после чего торговые партнёры перестали их покупать.Экономика, ещё не вставшая как следует на рельсы, начала буксовать. В первую очередь это ударило по индусским земледельцам-рентополучателям в Восточной Бенгалии, а также по индусам-дельцам и торговцам. Они в ускоренном порядке принялись переводить свои богатства в Индию, куда спешно перебирались и сами. В истории Пакистана было несколько волн переселения. Однако символичным актом можно считать отъезд в 1950 г. лидера неприкасаемых, бывшего соратника Джины и члена пакистанского кабинета министров Мандалая.
Но, как говорится в известной поговорке – не было счастья, так несчастье помогло. Летом 1950 г. началась война в Корее. Она вызвала спрос на джут и хлопок, и Пакистан этим краткосрочным обстоятельством сумел воспользоваться. Но и тут была одна загвоздка. Товары производились преимущественно в Восточной Бенгалии (Бангладеш), а прибыль распределялась по большей части на запад, прежде всего в район Карачи. Подобные действия правительства создавали в обществе напряжение.
Тут нужно пояснить, что выезжающие из Индии беженцы по законам ислама считались мухаджирами (последователи Пророка переселившиеся с ним ради сохранения веры из Мекки в Медину), и потому имели целый ряд льгот и преимуществ: им шли субсидии, они занимали оставленные индусами дома. Через некоторое время мухаджиры составили в пакистанском обществе особую касту.
Однако, не стоит думать, что все беженцы жили хорошо. В крупных городах таковые составляли почти 70% населения. Многие из них остро нуждались в жилье, проживая, фактически, в картонных коробках.
К середине 50-х в Пакистане насчитывалось всего 800 больниц и 1700 амбулаторий, тогда как население страны превышало 80 млн. Из-за высокой младенческой смертности средняя продолжительность жизни составляла 27 лет. Читать и писать умели 15% взрослого населения. Любопытно, что в Восточном Пакистане (Бангладеш) уровень грамотности был выше, нежели в Западном.
В феврале 1952 г. в Восточной Бенгалии произошли первые волнения, связанные с требованием признания бенгальского вторым языком Пакистана. Подобное стало одним из первых утробных движений зарождавшегося Бангладеш. Однако Карачи "анализ УЗИ смотреть не захотел" и на уступки не пошёл.
В 1955 году Пакистан наконец-таки решил девальвировать свою валюту, после чего спад во внешней торговле сменился подъёмом. Новый курс составил 4,76 рупии за доллар, тогда как прежний был 3,3. Эта мера способствовала росту экспорта, но одновременно выросли цены на импортные товары. Инфляция вызвала снижение капиталовложений в промышленность. Отдельные регионы страны оказались на грани голода. К этому добавился кризис перепроизводства капиталистического мира (1957-1958 гг.), который привёл к ухудшению положения слабо развитых государств.
Превращение Пакистана в государство ислама, позволило (или заставило) вновь к нему вернуться (вплоть до конца 70-х это был вовсе не ортодоксальный ислам). Пропагандируя идеи Пророка, молодое государство в начале 50-х попыталось «встать во главе» мусульманского мира, но этому помешал «заговор в Равалпинди». Нетерпеливые военные в 1951 г. впервые попытались взять власть в свои руки. Среди заговорщиков числились коммунисты и левые интеллектуалы, в частности известный поэт, будущий лауреат Ленинской премии Фаиз Ахмад Фаиз. Не получилось!
Один уважаемый мной пакистанец сказал: «Пакистан – это цепной пёс США. В своей внешней политике он управляется из Вашингтона». Так это или нет, сказать точно тяжело, но большая доля правды в этих словах есть.
С момента своего образования Пакистан ревностно следил за действиями Индии на международной арене. Узнав, что Неру в 1950 г. был приглашён в США, тогдашний правитель Пакистана Лиакат Али Хан пожелал посетить СССР. Однако, под нажимом англичан и британцев, его визит не состоялся. В том же году он совершил визит в США, который лёг в основу многолетних взаимоотношений двух стран.
Осенью 1949 г. к власти в Китае пришли коммунисты. Вашингтон очень сильно переживал потерю, и принялся обхаживать Индию. И если в последующем Индия стала активным участником «движения неприсоединения», взяв курс на дружбу с СССР, то Пакистан уже в 1954 г. подписал с США договор о взаимной обороне. Обе страны обязались поддерживать усилия направленные на сохранения «мира в мире» и усиления оборонной мощи «свободного мира».
Вашингтон принялся помогать Пакистану. С 1955-1956 гг. в стране развернулось строительство стратегических дорог, военных баз и аэродромов, расположенных на подступах к южным границам СССР.
Подобное вызвало второй этап индо-пакистанского противостояния.В середине 50-х страны примерно сравнялись в военно-техническом потенциале, хотя в начале десятилетия Пакистан отставал от Индии в 4 раза.
В свою очередь, Москва оказывала поддержку Индии. В конце 1955 г. состоялся визит Хрущёва и Булганина в Дели. Получив столь сильную международную поддержку, Индия предложила признать линию прекращения огня в Кашмире (от 1.01.1949 г.) в качестве государственной границы. Пакистан отказался.
При всём при этом, хотя Москва и оказывала помощь двум соседям-недоброжелателям Индии и Афганистану, нельзя говорить, что СССР не стремился выстроить отношения с Пакистаном. В 1956 г. состоялся визит Микояна в Карачи. Летом того же года наши страны подписали торговый договор, который через 2 года в 13 раз увеличил товарооборот. В любом случае, удельный вес СССР во внешней торговле Пакистана составлял тогда менее 1%.
Пакистан следовал в фарватере политики США. С одной стороны Карачи осудил ввод советских войск в Венгрию, а с другой – не поддержал Египет в его борьбе против Израиля, Англии и Франции в момент Суэцкого кризиса. Такая позиция Пакистана в Арабском мире сделала его страной крайне непопулярной. Это резко констатировало с успехами Индии, как в экономическом плане, так и в политическом.
К концу 50-х в пакистанская экономика в очередной раз забуксовала.
1958 г. характерен небывалым всплеском митингов и забастовок, не последнюю роль в которых играли коммунисты. К осени в Западном Пакистане резко обострилась обстановка. 8 октября 1958 г. президент И.Мирза ввёл в стране военное положение, назначив главным командующим Айюб Хана. Действие Конституции было приостановлено.
Под командование Айюб Хана были переданы все вооружённые силы страны. Дабы выделить его среди генералов, Президент присвоил ему звание — фельдмаршал. Государственная власть на всех уровнях сосредоточилась в руках военных, а генерал и фельдмаршал, как известно, в одном кресле не сидят. 27 октября генерал И.Мирза "добровольно" отказался от поста президента и уехал в Лондон. Власть полностью перешла в руки Айюб Хана.
Коммунистическая партия была запрещена вместе с другими партиями, задвинули на задний план и муфтиев. Генералы и старшие офицеры стали назначаться руководителями на все ключевые административные посты, в том числе и в полицию. Генералы возглавили все крупнейшие корпорации промышленного развития. Отметим, что генерал А.М.Яхья Хан курировал комиссию по строительству новой столицы — Исламабада. Военные принялись наводить порядок — и это дало результаты.
Новым властям удалось выявить укрываемые от налогов доходы. Полиция Карачи за предшествующие 11 лет обнаружила спрятанного товара и золота на 30 млн. рупий, а за один месяц военного режима "доход" от подобных рейдов составил 20 млн. рупий. (За весь период первого военного положения скрытые но привлечённые в казну доходы составили 1 млрд. 340 млн. рупий).
Был установлен контроль над ценами на главные продовольственные товары. По свидетельству некоторых иностранных наблюдателей — в этот период некоторые пакистанские семьи впервые получили возможность купить готовую одежду, домашнюю утварь и т.д.
Договор "О дружбе и торговле", заключённый между США и Пакистаном 12.11.1959 г. предоставлял разные возможности американцам в Пакистане и пакистанцам в США. Сопротивление англо-американских нефтяных компаний мешало появлению в стране своей нефтяной отрасли. В 1961 г. при помощи СССР таковая была создана.
Следует отметить, что договор Карачи и Москвы о содействии в использовании и разработке нефтяных месторождений Пакистана, предусматривал, что в случае открытия запасов нефти пакистанская сторона становилась их единственным владельцем. Подобный договор резко отличался от тех, что заключал Пакистан с Англией и с США.
Одним словом, в стране пошло развитие, но при этом режим принялся "укреплять тыл". Малейшее нарушение "закона" рассматривал специальный суд. Жители страны обязаны были сообщать об известных им случаях нарушения законов военного положения. Оппозиция была загнана в угол, но оппозиционные настроения усиливались.
Чуть позже, правительство Айюб Хана стало более гибким. Критика стала дозволяться, но в определённых рамках. А если где-то какая-то газета писала не то — её не закрывали, её "отжимали", меняя собственника. В любом случае, именно рост недовольства вынудил Айюб Хана в июне 1962 г. отменить военный режим.
8 июня 1962 г. состоялось первое заседание парламента, где к присяге в качестве президента был приведён Айюб Хан.
Азиатские армии во все времена не спешат выполнять распоряжения гражданских властей, а в 20-ом веке распоряжения президента. Став гражданским лицом Айюб Хан потерял непосредственный контроль над армией. В дальнейшем это привело к падению его режима и новому приходу военных к власти, так как "рулить" им понравилось. В последующем никто из генералов руководителей Пакистана не повторял ошибку фельдмаршала.
Что ещё важно — Восток живёт кланами, национальность руководителя имеет здесь очень большое значение. Айюб Хан был пуштун, но сами Пуштуны о его годах правления вспоминают без ностальгии.
Исламабад
Осмотрев форт Рохтас, мы направились в сторону Исламабада. Подъезжая к городу, видели большую пробку. Впереди выходные, и потому народ решил выехать из столицы.
Останавливаемся на стоянке, выходим из машины и движемся вслед за гидом. Нижняя смотровая площадка называется Даман-е-Кох. Оговорюсь сразу, что виды на город отсюда открываются более интересные, нежели с площадки верхней. И тут, как мне показалось, несколько веселей. Людей попрошайничеством развлекают обезьянки. Никакими словами не описать, как мартышка-попрошайка, получив конфету, сразу преображается в леди и интеллигентно избавляется от фантика. Исламабад основан в 1960 году. В проекте строительства принимали участие лучшие на тот момент архитекторы Европы. Ровными прямыми линиями город поделён на квадраты. На обзорной площадке Даман-е-Кох можно видеть большой плакат, где представлен его план. Ловлю себя на мысли, что такая ровная нарезка квадратами напомнила мне Южно-Сахалинск.Южно-Сахалинск. Ч-1. От Чехова до Победы
Южно-Сахалинск. Ч - 2. Люди, город и природа Садимся в машину, едем на верхнюю площадку. Она называется Пир Сохава. Ветерок на вершине более смелый и более прохладный. Исламабад где-то совсем внизу. Его дома, парки и проспекты покачиваются в лёгкой дымке. Соответственно, город просматривается чуть-чуть хуже. В будущем власти планируют построить на вершину горы канатную дорогу. Ну а пока, народ поднимается сюда на машинах. На Пир Сохава расположились рядом сразу два ресторана.
При составлении исторического материала автор использовал:
В.Я.Белокреницкий. "История Пакистана 20 век", а также открытые информационные источники.