Уж и не знаю, как это вышло, но у нас нарисовался лишний день. Гостиницу мы освобождаем с утра, улетаем поздно ночью. А впереди полный свободный день. И мы решили рвануть на полуостров Гаргано. И причин этому – целых три.
Во-первых, весь полуостров – национальный парк, во-вторых, здесь есть объект ЮНЕСКО, а такие вещи мы не пропускаем, а в-третьих, эти места посещал архангел Михаил, а мы что? Пропустим? Да ни за что!
Так что мы погрузили чемоданы и поехали. И ехали мы сначала по национальному парку Альтамура. Это каменные холмы и пещеры, в одной из которых нашли небезызвестный скелет древнего человека Альтамура, жившего около 200 тысяч лет назад.
Но виды из окна – никакие. Мы выехали на равнину, продуваемую всеми ветрами. Потом дорога начала неуклонно подниматься вверх, и мы увидели на вершине горы белый город, сияющий в лучах солнца.
Все время, пока мы поднимались на гору святого ангела, дорога петляла, предъявляя нам то ослепительный город, то прекрасные виды.
Глядя на то на зубчатую череду домиков на вершине горы, то на изумрудно-зеленые террасы внизу, в зависимости от направления петли нашей дороги, мы взобрались на вершину.
Город святого ангела начинается для нас с огромной стоянки, полной автобусов. Мама дорогая, сколько же здесь туристов! Я читала, что Монте Сант'Анджело (мыс Гаргано, север Апулии) живет сельским хозяйством. Ну, не знаю, сколько они должны зарабатывать на хлебе и сыре, чтобы доходы от туризма не стояли бы тут на первом месте!
Это же целая река людей плавно течет по местным улицам, мимо белых домов с острыми черепичными крышами, потемневшими от времени до темно-коричневого. Протекает, не останавливаясь, мимо древнего норманнского замка, мимо многочисленных магазинов.
Нет, магазины не пустуют, конечно, но это на обратном пути. Сначала народ из автобусов плавно перетекает в церковь.
Впрочем, меня это удивлять не должно. Я же знаю, что это одна из немногих не освященных церквей, то есть, слишком святая, чтоб ее освящать.
Собственно, вся история города, вся его загадочность, все его сияние и огромное количество туристических автобусов на парковке, как раз и объясняются наличием в городе так называемой Небесной Базилики Архангела Михаила — церкви, возведенной над пещерой, в которой в V в. являлся местным жителям сам Архангел и которую лично освятил своим присутствием.
Я, конечно, хочу не как все, начать с замка, но это не выгодно с точки зрения логистики надо как раз так: сначала церковь, потом магазинчики (не таскаться же в церковь с покупками?), а вот потом можно и в замок. А если покупок много, то стоянка – вот она! Прямо у замка.
Так что мы потекли за толпой, благо дорогу спрашивать не надо. Затекли прямо в пещеру, пахнущую сыростью, обильно украшенную подношениями.
У меня проблема с пещерными церквями, это уже третья в эту поездку, но я как-то не ощущаю их святости.
Точная дата основания известна: 8 мая 490 г., святому епископу Лоренцо Майорано явился Архангел Михаил, который приказал ему посвятить одну из карстовых пещер этой зоны христианскому богослужению его именем. Причем, явился не просто так, а есть целая легенда о том, как некий пастух пас стадо, а тут из стада пропал бык. Пастух пошел искать пропавшего и нашел его коленопреклоненным (это быка!) у входа в пещеру. Вроде даже выстрелил в быка из лука, да стрела вернулась. Вот он и пошел к епископу. А тот 3 дня молился и постился. В таком состоянии чего только не привидится.
Впрочем, этим дело не кончилось: архангел являлся еще трижды: один раз, чтобы помочь жителям Сипонто победить в войне, второй, чтобы сообщить тому же Лоренцо, что он уже освятил пещеру , и тот может не беспокоиться. Ну, а третий, уже в 17-м веке, чтобы уберечь город от чумы.
Сразу за пещерой церковь Санта Мария Маджоре со старинным романским фасадом и сохранившимися фресками XII-XIV в, напоминающими о Византии. Не зайти в такую – грех. Но мы не пропустили, так что замаливать не придется.
Ну, а потом, снаружи — увлекательное, чарующее сплетение и переплетение узеньких улочек с этими черепичными домиками, то выводящими к открытым площадкам с видом, то уводящими снова, мимо больших и малых церквушек, каминных труб, развешанного белья прямо к «сувенирной» улице .
На этой улице множество религиозных сувениров, как посвященных архангелу Михаилу, так и современному святому падре Пио, с его кровоточащими стигматами и предсказаниями. Но, кроме религиозных сувениров, есть и обычные. Очень много керамической посуды (я не удержалась и купила свинку)
А еще, много съедобных сувениров. Мы увезли веник свеже засушенного орегано, и уже год добавляем его везде и всюду.
Все эти лавки и магазинчики живописны и щедры на пасту всех цветов и видов,
сыры и колбасы, а главное – огромный плоский хлеб невероятной вкусноты.
Местный сыр качокавалло свисает с потолка и соблазняет и видом, и запахом.
Поскольку до обеда еще далеко, закупается хлеб, оливки, сыры и вино. На потом.
И, наконец, мы заходим в замок. Подземные коридоры – это те же пещеры, можно полазить по башням. Там, увы, пусто, и ничего, кроме шершавых, покрытых мхом стен.
Построил этот замок в далеком IX веке вовсе не норманн, а епископ Орсо из Беневенто. В конце X века была достроена башня Джиганти ( пятиугольная) В XII веке, герцог Апулии, Роберт Гвискар пристроил Норманнскую башню и Зал Сокровищ. Строили ее и швабы, и анжуйцы. В годы правления Анжуйской династии замок стал тюрьмой, как и все остальные замки Апулии. А до этого замок получали королевы Сицилии, как свадебный «утренний дар».
Император Фридрих II нарушил этот порядок, поселив в замке свою любовницу, Бьянку Ланчиа. Говорят, призрак Бьянки до сих пор появляется в этих стенах. Ее часто слышат зимой.
Вот, в упор не понимаю, почему? Фридрих любил ее до самой ее смерти. Правда, в третий раз он женился, уже имея в любовницах Бьянку. Но третья жена умерла, так же, как и две предыдущих, а Бьянка осталась любимой и почитаемой. И Фридрих на ней все-таки женился. Правда, брак с умирающей невестой не признали, но именно ее сын наследовал трон, а дочери были выданы замуж, как принцессы.
Может, она плачет о своем сыне Манфреде, отлученном от церкви, преданном своими подданными апулийцами и погибшем в бою с Карлом Анжуйским? А может, ей не понравилось, что ее резиденцию превратили в тюрьму?
Во всяком случае, замок пуст. Правда, ходят слухи, что здесь, как и в Трани, тоже откроют музей. Может тогда Бьянка перестанет печально вздыхать?
Выходим из замка, обедать все еще рано и мы решаем трогаться в путь. Едем в сторону Вьесте, а поедим где-нибудь по дороге.