С легкой руки Сартра с некоторых пор Гавр считается мрачным городом.
Гавр – это придуманный город Бувиль, знакомый многим по роману «Тошнота».
В этом городе Жан-Поль Сартр преподавал философию в лицее, а главный герой романа писал свой невеселый дневник.
Жизнь Антуана в Гавре полна экзистенциальных заморочек, среди которых основные чувства — одиночество, страх перед жизнью и безысходность. Свое состояние и отношение к миру он называет «тошнотой».
Гавр, действительно, совершенно не похож на уютные французские города. Теперь уже трудно представить, как выглядел этот город при жизни Жан-Поля Сартра.
Старый центр города был уничтожен в результате авианалетов. Во время второй мировой войны Гавр сильно пострадал от бомбардировок.
После войны город был отстроен заново, исторические достопримечательности практически не сохранились.
Реконструкция города была выполнена по проекту архитектора Огюста Перре, который преобразил облик города. В стиле старых и новых зданий Гавра прослеживается единство, несмотря на различие в их истории и назначении. Все здания Гавра объединяет цветовая гамма фасадов — пятьдесят оттенков серого. Теперь центр Гавра — настоящее произведение искусства в городском масштабе.
Власти города установили памятный мемориал жертвам войны.
Жители Гавра, в благодарность за окончание войны и восстановление мира, построили необычное здание в форме поминальной свечи. Свеча — символ божественного света, сияющего в мире.
Моряки, заходящие на своих кораблях в порт, получили прекрасный ориентир в ночи при любой погоде — новый береговой маяк на набережной.
Для верующих открыли новый храм в неоготическом стиле.
Архитекторы Огюст Перре и Раймон Одижье объединили все эти функции в одном проекте железобетонного небоскреба, построенного шестьдесят лет назад.
Здание церкви Святого Иосифа напоминает одно из самых высоких зданий Нью-Йорка — Эмпайр-стейт-билдинг. Католический крест, установленный на колокольне храма, возвышается на сто с лишним метров над площадью.
Аскетичная строгая обстановка в церкви сочетается с яркими красками витражей. Колокольня храма внутри напоминает замысловатый калейдоскоп — оптический прибор в виде трубки.
Тринадцать тысяч разноцветных кусочков стекла сияют в семицветных витражах церкви. Эти орнаменты прекрасны, хотя и выполнены из стекла. Узоры витражей напоминают драгоценные камни, как это было принято в старинном русском калейдоскопе.
«Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звёздах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!»
Александр Измайлов.
Свет от витражей в храме образует симметричные узоры, которые включают пятьдесят оттенков разных цветов.
Умиротворение и восторг – это главные чувства в церкви Святого Иосифа. Здесь не давит тяжесть окружающего мира и сразу забываешь о том, что в мире нет «совершенных мгновений».
Есть несколько разных способов избавиться от безысходности.
Поездка в Гавр напомнила мне известный совет Сартра из романа, написанного в этом городе: «Чтобы самое тривиальное событие стало приключением, всё, что вы должны сделать, — это начать рассказывать о нём…».