При монастыре имелась и довольно большая яма я замкнутым периметром. Она была довольно глубокой — до трех аршин глубиной и, чтобы никто туда не попадал от счастья, канавку огородили большим и скромным таким забором. По внутреннему периметру оной проложена тропинка из брусчатки. По ней энтузиасты босиком ходят и молитвы заученные шепчут.
«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…
Тут стопочки Богородицы прошли…
Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).
Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние
годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,
украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,
американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает
весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.
По Канавке мало просто пройти. Нужно еще
успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так
просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,
а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился
по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот
путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти —
успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как
жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,
напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.
Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по
Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а
впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке
особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —
всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А
опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать
с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а
потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И
все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву
принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с
остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят,
помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в
свой, отмеренный только им, срок.