Королевский дворец (Palazzo Reale) в Турине, славно послуживший роду Савойских и ставший музеем старинной династии, с 1946 года объявлен собственностью Итальянской Республики.
Если история создания дворца в общих чертах дело ясное (о чем я уже писала Дворец, с которым судьба обошлась благосклонно), то самое время увидеть его изнутри.
Внешне дворец поражает разве что масштабами (в длину фасад здания превышает 107 м, в высоту в среднем – 30 м) и огромным количеством окон.
Центральная часть здания в стиле неоклассицизма разделяет 2 симметричных павильона, в одном из них сейчас оружейный арсенал с завидной коллекцией военных трофеев, роскошных доспехов и редких экземпляров оружия разных времен, в другом — Королевская библиотека. В ее собрании ценнейшие рукописи, древние фолианты, рисунки и автопортрет великого Леонардо да Винчи.
Светлый фасад контрастирует с темно-красной отделкой здания со стороны внутреннего двора.
Воздуха в архитектуре добавляют сквозные галереи,
а разноцветный орнамент из камня по периметру двора вносит некое разнообразие в строгое окружение.
Отсюда можно пройти в Королевские сады.
Вроде все скромно и как-то не очень по-королевски. Но внешняя простота обманчива.
Убеждаешься в этом сразу, как только, пройдя во внутренний двор и минуя галерею, попадаешь на парадную лестницу Скала делле Форбичи (Scala delle Forbici). Её называют «лестницей ножниц» (1713). Это работа представителя позднего барокко, знаменитого Filippo Juvarra.
Статуи представителей рода Савойской династии в нишах просторного холла,
над лестницей друг против друга статуи Карло Альберто и Эммануэле Филиберто (изображения их будут встречаться в залах дворца не раз).
Лепнина, росписи, красота необыкновенная…
При создании элегантного дворцового ансамбля были задействованы лучшие архитекторы и декораторы XVI-XIX веков, мастера своего времени – Юварра (Джуварра), Страдуччи, Паладжи и еще целый ряд талантливых и знаменитых, кто трудился над оформлением интерьеров.
Мраморные камины с коваными коронами (пожалуй, в каждом зале),
бюстами предков и симпатичными херувимчиками,
скамьи по периметру зала
и множество свечей (теперь электрических) в зале для аудиенций.
Проходя из одного зала в другой, только и успевай головой крутить во все стороны, рассматривая потолочную роспись
и золотую вязь дверных полотен,
картины
и тканую драпировку на стенах,
мраморные столешницы,
скамьи и табуреты, диваны и кресла с витиеватой резьбой,
призеркальные и каминные полки, вазы и часы,
люстры и канделябры.
Трудами прославленных архитекторов, скульпторов и художников создан помпезный Тронный (или Красный) зал.
Трон с львиными лапами и мордами царя зверей на подлокотниках даже теряется среди обилия золота в вычурной отделке помещения.
Орнамент на полу,
красная драпировка балдахина, увенчанная короной.
Каждая мелочь затейливо особенна и оформлена с королевским размахом. Вот, к примеру, светильник. Чем не предмет искусства?
Барельефы на стенах поражают изяществом.
А в великолепии с потолками вообще мало что может сравниться.
Большой бальный салон освещен светом множества люстр.
Белый мрамор, позолота и зеркала, увеличивающие пространство.
Балконы с ажурным ограждением для музыкантов.
Нетрудно представить, как когда-то под звуки музыки, заполняющие зал, кружились прекрасные дамы с галантными кавалерами в роскошных туалетах и усыпанные драгоценностями. Как раз такие, какими их изображали на портретах или какими мы видим подобных реальным историческим персонажам в киноэкранизациях.
Богато декорированный Китайский кабинет фарфоровыми статуэтками и дорогими расписными вазами считают одним из самых интересных залов дворца.
Во время правления Виктора Амадея II была построена Галерея Даниэля, названная в честь художника, оставившего великолепные настенные росписи.
В родовых апартаментах королевы, где некогда в нише стояло ложе, на котором государыня (чтоб исключить подмены) разрешалась от бремени на глазах у всего двора (!),
теперь женские и детские портреты.
Там же на 2 этаже «свадебные комнаты», ставшие личными покоями принца Пьемонта (Appartamenti del Principe di Piemonte), и апартаменты герцога Аосты (Appartamenti del Duca dAosta).
Королевская столовая прекрасна во всех отношениях. В ней доминирует красный и золотой цвета.
Большой стол с богатой сервировкой в центре зала. Не хватает лишь изысков из королевской кухни да кувшинов с вином.
Кстати, кухня с печами, столами, набором кухонной утвари и коллекцией вин в восточном крыле, после реставрации в ней выставлено собрание изделий из стекла и фарфора. Фантазия мастеров простиралась даже на такую мелочь как приборы для специй.
Посетители с восхищением разглядывают пышное убранство дворцовых залов, а ведь бывшие владельцы, скорее всего, относились к их блеску и роскоши как к должному, не особо замечая тонкости отделки, над чем корпели не покладая рук настоящие искусники.
Конечно, не все залы доступны для посетителей, но те, что открыты (их примерно 30) можно назвать гордостью дворца.
Барокко и рококо прекрасно уживаются в декоре дворцовых интерьеров. И уникальность их в подлинности. Роскошная мебель, выполненная самыми искусными умельцами XVIII века, среди которых главный краснодеревщик Сардинского королевства Пьетро Пиффетти, прославившийся своей парадной мебелью, и признанный мастер Луиджи Принотто. Художественные полотна и гобелены XVII века с сюжетами из мифологии, сотканные на мануфактуре в Бове (Manufacture de Beauvais), во Франции (Ж-Б.Кольбер в 1664 году специально создал производство по изготовлению шпалер, не уступающих фламандским образцам). Предметы обстановки как и все детали убранства там настоящие. Всё сохранилось, как при бывших владельцах.
Словом, дело тут даже не в назначении залов, комнат и галерей (хотя и это важно) и не в их описании, а в созерцании прекрасного. Чтобы проникнуться познанием прошлого его надо сначала увидеть, то есть прикоснуться к тому, что с грузом истории дошло до наших дней.