Не я один стараюсь по возможности не пропускать объекты Всемирного наследия Юнеско. Один из таких объектов в Брюсселе — т.н. дворец Стокле — брюссельский особняк банкира Адольфа Стокле[en] (1871—1949), построенный для него в 1905—11 гг. по проекту одного из самых радикальных представителей венского сецессиона, Й. Хофмана. В историю европейской архитектуры вошёл как своеобразный водораздел между модерном и модернизмом.
В условиях полной творческой свободы — заказчик не ограничивал архитектора в идеях и средствах — Хофман приблизился к созданию «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk[en]). Садик вокруг особняка был также разбит и оформлен по проекту Хофмана. Здание и по сей день украшено произведениями сотрудников Венских мастерских — Густава Климта, Коломана Мозера, Карла Отто Чешки, Рихарда Лукша, Елены Лукш-Маковской и Франца Мецнера. В доме, интерьеры которого хранят первоначальные отделку и меблировку, в разные годы бывали Кокто, Дягилев, Стравинский. Он находится в собственности потомков Стокле и закрыт для туристов.
Вот такая информация имелась в Википедиии, конечно, любопытство было раззадорено. Поэтому пообещав жене и сыну, что они увидят "ах, какой шедевр архитектуры!", мы двинулись к нему.
Он был где-то там.
Вместе с тем, улицы Брюсселя на мой взгляд, действительно, находка для архитектора. Ни один фасад не повторяется.
И вот он показался.
Так как доступа к дому для туристов нет, пришлось довольствоваться видом с улицы.
Что ж, наверное, в нем, действительно что-то есть. Но мои меня подкалывали "шедевром архитектуры" еще долго. По крайней мере, смотреть еще один объект Всемирного наследия Юнеско — особняки Викторы Орта, моя семья наотрез отказалась...