Верхний город, с которого и начинался Бергамо, совсем небольшой. Но чего-чего, а церквей там с избытком. Причем, почти каждая из них, это не бог весть какая невзрачная церквушка, это настоящие храмы с богатейшим убранством (тут уж итальянцы преуспели). Но столь значимым религиозным святыням явно тесно на столь крохотном пятачке старого города.
В первую церковь, которую мы зашли по пути, оказалась Церковью Святой Агаты.
Монастырская обитель здесь была основана еще в конце XVI века, при ней же возвели небольшую церковку. Хотя скромность ее кажущаяся (может быть по сравнению с прочими городскими культовыми сооружениями), внутри здание достаточно интересное и заслуживает внимания.
Эта неприметная церковь стойко перетерпела все потрясения и спокойно дожила до наших дней.
Прямо за Старой ратушей на Piazza del Duomo находится Базилика Санта-Мария Маджоре. Её из-за неудачного расположения плохо видно со старой площади.
Молитвы к Богоматери во избавление от пагубной засухи подвигли к закладке сооружения. Начинали ее строить в форме греческого креста на месте старой церкви VII-VIII века. В 1137-м базилика в романском стиле была возведена, а через полвека в 1187 году освящена. Закончилось же её строительство в 1210 году, а в 1340-ом здание опять начали перестраивать, но уже в готическом стиле. В смутное время смены власти (то к Висконти, потом под власть Венецианской республики, при попытках переворотов) она была местом народных собраний. Так вплоть до конца XVI века (1591) базилика расширялась, с XVI по XVIII века шло оформление интерьеров.
Фасад без окон как «слепой». Но, войдя через портал красных львов,
оказываешься в царстве произведений искусства (итальянцы сильно поднаторели в этом за многие столетия). Внутреннее пространство украшают фрески XIV века, барельефы,
витое кружево кафедральных лестниц,
резные хоры черного дерева, алтарь
и старинный орган.
Купол расписан Джованни Батиста Тьеполо. Исповедальня похожа на ларец искусной работы.
Стены церкви украшают голландские гобелены.
В одном из приделов Санта-Мария Маджоре похоронен уроженец Бергамо композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848).
Недалеко от него покоится учитель музыки знаменитого маэстро Симон Майр. В шаговой доступности от базилики есть Дом-музей Г.Доницетти (а в нижнем городе памятник и театр, который носит его имя).
В церковь можно попасть и с обратной стороны,
войдя через портал белых львов. Центрального входа в базилику нет.
В двух шагах от Санта-Мария-Маджоре небольшая, если не сказать крошечная церковка Святого Креста или Tempietto di Santa Croce – образец романской архитектуры XI века.
Рядом с ней Епископский дворец. В зале мрачно, освещение только дневное. На стенах фрески XIII века.
Статуя епископа перед входом. В ризнице дворца церковная утварь, каждой из которых уже не одна сотня лет.
Стоящий за ним Баптистерий на Соборной площади — скромное с виду восьмиугольное строение.
Оно было воздвигнуто в 1340 году и размещалось внутри базилики. Позже баптистерий отделили и вынесли на площадь Duomo напротив Кафедрального собора.
Вся красота его в центральной части из розового мрамора, в скульптурах, венчающих баптистерий сверху, да в легком кружеве решетки, огораживающей строение. В нем проводят обряды крещения, в остальное время вход туда закрыт.
Напротив баптистерия местный Дуомо — Кафедральный собор Св. Александра Бергамского.
Но здание главного собора постройки довольно новой, вобравшей в себя разные стили. Ни одно поколение архитекторов трудилось над его созданием. Бергамский собор освятили в 1638 году.
А первый храм, бывший на его месте, строился в 585 году лагнобардами после завоевания города и принятия ими христианства. Тогда он носил имя Святого Викентия. Много позже, в период возведения укреплений безжалостно сносили любые постройки, оказавшиеся на пути, не щадили даже церкви. Строительство нового собора завершилось только в 1866 году после кардинальной смены интерьеров, фасада церкви и постройки колокольни. Он назван в честь святого мученика Александра – небесного покровителя Бергамо.
Собор однонефный, в форме латинского креста. Он украшен работами лучших итальянских мастеров А.Превитали, Д.Б.Морони, Д.Б.Тьеполо, Ф.Джуварра.
Храм высокий, просторный, роскошно изящный, отделан белым мрамором и позолотой,
резные хоры,
пол в черно-белую шашечку,
все пространство наполнено светом.
У храма есть и еще одно название – собор Св. Александра у колонны. Такая колонна, претерпевшая некоторые изменения в XV веке, есть и сегодня. И как место обезглавливания святого, имеет символический смысл.
В специальном помещении даже хранятся папские атрибуты.
К слову сказать, в городе есть и семинария (для туристов хода туда нет), в которой в отрочестве учился, а потом и преподавал в ней Папа Джованни XXIII.
Сегодня Бергамский собор может вместить 1200 человек одновременно, но власти города планируют в ближайшем будущем снова заняться его реконструкцией.
Как бы красивы и значимы ни были церкви на Соборной площади, доминантой среди шедевров называют Капеллу Коллеоне (Cappella di Colleone). Это не что иное, как мавзолей с саркофагом кондотьера.
Внутри запрет на любую съемку и за этим строго следят. Поэтому расскажу и опишу его в нескольких словах.
Бартоломео Коллеоне прожил долгую жизнь и немало сделал для Венецианской республики. И власть в его руках была и богатства, а семья почиталась как одной из знатнейших в Бергамо. С кончиной единственной дочери Медеи он загорелся идеей постройки поминальной капеллы в самом «сердце» Бергамо, презрев условности, мнение общества, властей и священнослужителей, и поручил работы по ее воплощению Джованни Антонио Амадео.
Сам кондотьер хотел быть похороненным под сводами собора Сан Марко в Венеции (что следует из рассказа экскурсовода), но дожи сочли столь смелое притязание явным перебором, оставив ему право довольствоваться бергамской усыпальницей.
Капелла возведена на месте старой ризницы в северо-западной части аспиды церкви Богоматери. И на ее мрачноватом фоне мавзолей выглядит ярко и броско. Прямо в центре площади, рядом с главными церквями города – такой своеобразный вызов всем и вся.
Саркофаг Коллеоне даже находится не снизу, как обычно, а на некотором возвышении, чтобы входящий поднял глаза вверх, словно к святыне. Всадник на коне — такой памятник, покрытый золотом, установлен на мраморном саркофаге прямо напротив входа, над ним триумфальная арка. Дочь кондотьера покоится рядом, по правую руку от него (слева от входа). На противоположной стороне алтарь со статуями св.Марка, св.Варфоломея и Иоанна Крестителя. В честь этих святых капелла изначально и строилась.
Хотя останки Коллеоне (умер он через 5 лет после Медеи) были обнаружены (и идентифицированы лишь в прошлом веке) в подвале базилики Санта-Мария Маджоре. Историки ссылаются на то, что таковым было желание самого кондотьера, не хотевшего допустить разграбления могилы, что и в то время случалось.
И как бы к капелле не относились доки в архитектуре, сетующие на перегруженность и пестроту фасада, здание, строившееся в 1472-1476 годах на стыке эпох поздней готики и раннего ренессанса, и которое без преувеличения можно назвать средневековым шедевром, завораживает. Окно-роза, медальоны с изображениями Траяна и Цезаря по бокам, плиты с библейскими сюжетами и барельефы, изображающие подвиги Геркулеса. Вверху лоджия с бело-розовыми колоннами и венчающий строение купол.
В помещениях церкви бывшего монастыря св.Августина гуманитарный факультет бергамского университета. Она единственная уцелела при постройке крепостной стены.
Среди прочих – остатки Церкви Непорочной Девы Марии (Chiesa di Santa Maria Immacolata delle Grazie) с известными полотнами Дева Марии с младенцем Иисусом на руках и Изгнание грешников Адама и Евы из рая. Но это уже в Нижнем городе.