Автором изначальных горельефов южного фасада, обращенного к Москва-реке, был скульптор Александр Васильевич Логановский.
В арке больших средних врат расположена сцена "Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину" Слева: архангел Михаил с ангелами, справа: Иисус Навин с сопровождающими.
Святой Архангел Михаил — главный архангел.
В Ветхом Завете он выступает как защитник народа Израиля.Иисус Навин — ученик и верный последователь Моисея, ставший после Моисея предводителем еврейского народа. Считается одним из самых суровых военачальников в мировой истории, под его руководством еврейский народ одержал множество военных побед.
На горельефе представлен эпизод , когда при осаде Иерихона возле стен осажденного города Иисусу Навину встретился человек с обнаженным мечом, который оказался архангелом Михаилом и подсказал как сделать так, чтобы пали стены Иерихона. Вот что об этом рассказывает Книга Иисуса Навина, глава 6: "... пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания . Все было исполнено точь в точь и город Иерихон был захвачен.
Автор воссоздания Владимир Эмильевич Горевой (1944 года рождения).
При арках правых малых врат на горельефах изображены Варак (слева) и Девора (справа);
Еще один эпизод из Библии.
Когда израильский народ забыл завещания Моисея и Иисуса Навина, то он попал под власть ханаан. Как часто бывает в истории — мужчины пали духом. Но нашлась смелая женщина Девора — пророчица, судья и ревностная хранительница истинной веры. Она призвала отважного и храброго воина Варака, который не верил в победу израильского народа над ханаанами, для борьбы с врагом. Плохо вооруженные и слабо обученные воины-ополченцы под предводительством Варака и моральной поддержкой Деворы, находящейся в войсках, победили грозного врага.Автор воссоздания Андрей Николаевич Ковальчук (1959 года рождения).
При арках левых малых врат на горельефах изображены Моисей (справа) и Мариам (слева).
Моисей является одним из главных пророков, о которых говорится в Библии.
Им был организован Исход евреев из египетского рабства, через него Бог передал человечеству 10 заповедей, по которым стараются жить христианский и еврейский мир.Мириам была старшей сестрой Моисея
и тоже была пророчицей, хотя дар Моисея считается более сильным.Автор воссоздания Игорь Александрович Козлов (1952- 2012).
При оконных арках левого портала расположены изображения преподобного Варлаама Хутынского (справа) и благоверного князя Гавриила Псковского.
Про Варлаама Хутынского я рассказывал в материале Храм иконы "Всех Скорбящих Радость": история для детектива.
Память преподобного Варлаама совершается 6 ноября (по юлианскому календарю), а с 3 по 6 ноября 1812 года состоялось сражение под посёлком Красный между русской армией и отступающими войсками Наполеона Бонапарта. 6 ноября стало днём ПЕРВОГО полного поражения Наполеона в его ранее победоносных походах. Французами были потеряны 200 артиллерийских орудий и все боезапасы к ним, погибло по разным оценкам от 6 до 33 тысяч человек, еще 20-26 тысяч солдат "Великой армии" попало в плен.Изображение благоверного князя Гавриила Псковского напоминает о другой славной странице Отечественной войны 1812 года.
Летом 1812 года в Санкт-Петербурге начался переполох, русская армия отступала и многие в столице стали готовиться к эвакуации. Основные силы русских войск отходили к Смоленску, за ними вдогонку устремились главные силы французов.Российскую столицу на дальних подступах к ней защищал Первый пехотный корпус под командованием графа Петра Христиановича Витгенштейн (Людвига Адольфа Петера цу Зайн-Витгенштайна, 1768- 1843).
Пётр Христианович Витгенштейн. Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) (из Интернета)
Автор воссоздания Михаил Викторович Дронов (1956 года рождения).
При оконных арках правого портала изображены святые Антоний (справа) и Феодосий Печерские.(слева).
Антоний Печерский (983—1073) был основателем Киево-Печерской лавры и почитается Православной церковью как "начальник всех русских монахов". Феодосий Печерский (ок. 1008 — 1074) был его учеником. В 1057 году Федосий был избран игуменом Киево-Печерской лавры. При нём был принят первый устав Печерского монастыря, начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и основана библиотека Киево-Печерской лавры ставшая одной из первой церковных библиотек на Руси.
Авторы воссоздания Лев Николаевич Матюшин (1932 года рождения) и Валерий Андреевич Евдокимов (1938 года рождения).
Два горельефа на углах храма в аллегоричной форме напоминают о возвращении императора Александра I после победы над Наполеоном, который воспринимался просвещенным миром того времени как освободитель и миротворец.
На правом углу Храма располагается скульптурная композиция "Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями, его встречает Мельхиседек".
Библейский патриарх Авраам является "родоначальником многих народов", с которым связано множество библейских историй.
Согласно одной из них в одном из сражений Авраам победил четырёх восточных царей и возвращался с богатой добычей. Навстречу ему вышел первосвященник Мельхиседек, живший в Иерусалиме, и угостил Авраама хлебом и вином, а Авраам отдал ему одну десятую часть захваченных трофеев. Вот в какую даль уходит традиция церковной десятины.На левом углу Храма располагается скульптурная композиция"Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен".
История о том как маленький Давид, будущий царь Иудейский, победил огромного и злобного великана Голиафа, известна многим, даже тем кто ни разу в руках не держал Библию.
Во время возвращения войска с победой, то как говорится в главе 18 Первой книге Царств: "Когда Давид и все войско возвращались домой после победы над Голиафом, женщины из всех израильских селений выходили навстречу царю Саулу с радостным пением и плясками, с бубнами и струнными инструментами." Этот момент и изображен на горельефе.Храм Христа Спасителя. Горельефы на северном фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на западном фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на восточном фасаде