Почитав отчеты "турбиновцев" о замке в Рамони я ожидал здесь увидеть руины.
Приехав сюда, был приятно удивлен.
В это воскресение вдруг узнаём что в соседней Воронежской области в городке Рамонь, всего в 100 километрах от нашего города, будет проводится День Дарения.
Понятное дело, что в этот выходной такое мероприятие мы никак не могли пропустить.
Собрали команду, завели авто и в путь!
По пути, попав на ростовскую трассу М4, сразу нарвались на платный участок дороги.
Этот участок знаменит на всю страну тем, что был самым первым платным в истории России.
Теперь-то их хватает.
Ехали по этому участку минут 10, а в пробке на пункт оплаты стояли все 15.
Вот Вам и платная дорога! На обратном пути мы благополучно пропустили эту дорогу, сделав небольшой крюк через Хлевное. Всё оказалось просто. Надо только следовать указателям.
При въезде в Дворец есть такой вот интересный музей-антимузей.
Решили его посетить после осмотра замка, но не успели. Жаль.
Что такое День Дарения?
Дело в том, что 10 июля 1879 года (по новому стилю) имение Рамонь было пожаловано императором Александром II принцессе Евгении Ольденбургской. Получается что 10 июля 2016 года очередная годовщина.
Чем же заслужила светлейшая княгиня Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская (по мужу — принцесса Ольденбургская) такой щедрый подарок?
Евгения Максимилиановна совсем не походила на своих высокопоставленных родственников, членов Российского императорского дома.
И уж тем более на принцессу из сказки.
Это была довольно таки деловая, прагматичная дама.
Родилась она в 1845 году третьей дочерью в семье Великой княгини Марии Николаевны от первого брака и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, герцога Лейхтенбергского из Баварии.
Её пробабушка являлась первой женой великого Наполеона. Да, да той самой Жосефиной Богарне.
Евгения также была внучкой императора Николая I.
В 1868 году она в браке с принцем Александром Петровичем Ольденбургским (что являлся её троюродным братом). Оба супруга правнуки императора Павла I.
Фамильный герб, что красуется здесь же.
В том же году у них родился сын Пётр, ставший их единственным ребёнком. Так получилось что их единственный сын умер бездетным от чахотки во Франции (был женат на сестре последнего императора, Николая Второго). Умер в 1924 году, когда его родители ещё были живы. Но обо всём по порядку.
А как же дарение имения?
Имение и сахарный завод в Рамони были подарены за заслуги принцессы в общественной и культурной жизни.
Не счесть этих заслуг:
президент минералогического общества; помощь престарелым труженицам; член общества помощи калекам, обучающимся ремеслу; попечитель художественных школ.
Особенно стоит отметить работу принцессы в обществе Красного Креста. В 19 веке Россия беспрестанно вела войны. А где войны там и раненые.
Евгения провела огромную работу по организации работы в госпиталях и среди сестёр милосердия.
И что характерно. На всех постах принцесса Ольденбургская, о ужас, не присвоила себе ни копейки. Как это было не похоже в тот вороватый век, в такой вороватой стране с такими не чистыми на руку чиновниками.
Каждый чек, каждый счёт проверяла дотошная "принцесса".
Её Императорское высочество, наполовину немка, показала пример бескорыстного служения Родине. За такие труды Царственная семья не могла не отблагодарить достойным подарком.
Но проблема была в том, чтобы подарок не просто был бы богатым, но ещё и понравился.
Долго думал государь Император. Наконец, были найдены земли удалённые от Петербурга.
Общеизвестно, что принцесса всегда тяготилась балов, света, столицы. Посёлок Рамонь Воронежской Губернии был бесконечно далёк от столицы и подходил нашей героине как имение даже очень.
Она была человеком дела, очень любила охоту. Причём охоту на хищников.
Вокруг Рамони были тогда дремучие леса со стаями волков.
Вот такое имение — подарок получила наша принцесса.
И сразу деятельная принцесса Ольденбургская принялась за дело.
Сразу при входе в комплекс нас встречает башня-ворота с вмонтированными в них часами швейцарской фирмы "Винтер".
Видите как отличаются по цвету кирпичи? Это верный признак реставрации.
Продавец сувениров, из местных уверяла нас что во времена её молодости арка существовала и часы регулярно заводились, работали. В запустение всё пришло совсем недавно, в лихие 90-е, когда закрылся местный завод на балансе которого и был замок.
К счастью, на 400-летие дома Романовых реставрация пошла очень активно и мы теперь можем любоваться этим чудом.
Как будто мы в Англии, а не в затерянной Богом российской глубинке.
Не только Питер и Москва у нас реставрируется.
Собственно, сам Дворец был возведён всего за 4 года по проекту архитектора Христофора Нейслера.
На возведении трудились артели русских мужиков.
Дворец построен в староанглийском стиле.
Он стал первым объектом, попавшим в сферу созданного Фонда поддержки культурного наследия Воронежской области в 2010 году.
Как Вам кованые решётки? Хороши, не то слово!
Был также возведён так называемый "Свитский корпус".
Вот Вы видите его на фото справа. Августейшая семья часто гостила здесь у принцессы.
А где же размещать многочисленную свиту? Конечно, в Свитском корпусе.
Обратите внимание на эмблемы на стенах.
После постройки замка принцесса занялась в Рамони бизнесом и благотворительностью.
Вот в этой избе принцесса Евгения и принц Александр открыли первую в Рамони школу.
Обратите внимание, первой школе реставрация бы тоже не помешала.
А теперь давайте немного прогуляемся по саду возле замка.
Клумбы с цветами приятно радуют глаз.
В 2012 году гос. эксперт министерства культуры Франции Оливье Даме представил губернатору Воронежской области Гордееву проект дизайна парка вокруг замка.
Именно этот воплощенный в жизнь проект мы и видим в настоящее время.
Здесь уместным будет рассказать о новейшей истории восстановления замка.
В 2007 году администрацией области было принято решение о сдаче культурного памятника (вернее руин, что от него остались) в аренду на 25 лет.
Одним из условий аренды было сохранение руин замка как памятника архитектуры. Но не срослось. Арендаторы запросили невыгодные условия для администрации.
В том же году в Рамонь прибыл праправнук русского царя Александра II, принц Майкл Кентский. Он учредил именную стипендию лучшим студентам Воронежского государственного университета и, по слухам, собирался выкупить дворец. Однако местные власти не дали добро на эту сделку.
И правильно, ибо такие раритеты не продаются частным лицам, тем более иностранцам.
В 2009 году был представлен проект реставрации замка, выполненный немецкими архитекторами.
Тогда же замок посетила Бибиан Дорнер, принадлежащая к семейству бывших владельцев.
Немецкая сторона полностью брала на себя финансирование реставрационных работ при условии продажи объекта.
Однако, вновь был получен отказ. Объект согласны были передать немецкой стороне на условиях концессии или долгосрочной аренды.
Не знаю чем там сейчас окончились переговоры с потенциальными инвесторами, но дело реставрации сдвинулось с мёртвой точки.
Но вернёмся..........в сад! Все в сад!
Сейчас вековые дубы выкорчеваны, остались только берёзки и другие малокронные деревья не закрывающие вид на замок.
Приятно посидеть на лавочках в тени прекрасного сада.
Из сада открывается прекрасный вид на дорожку ведущую к замку.
А вот здание справа от замка только ждёт реставрации. Пока оно стыдливо закрыто вот такими стандартными одеждами, вошедшими в моду чтобы скрыть срам разрушающейся старины.
В глубине комплеска на некоторые здания даже таких "накидок" не нашлось.
Затем мы попали на презентацию книги "Все в саду", посвященному истории ландшафтного дизайна. Презентация была приурочена к "Дню Дарения".
В ходе презентации нам поведали что сад, где мы только что побывали, устроен по принципу французского классического.
Центральная клумба французского сада выполнена в форме лучей, исходящих из солнца.
Эти лучи расходятся из центра по дорожкам сада.
Совсем по другому принципу решено восстанавливать участок сада с задней стороны замка.
Та часть идёт вниз к бывшему сахарному заводу и в настоящий момент заброшена.
Там будет так называемый дикий сад, английского типа. Не в пример французскому изысканному и прилизанному в стиле Короля — Солнце, английский сад будет являть в себе символ единения с природой. Гроты, водопадики, заросли кустов......
Вот место будущего дикого садика.
Но не будем торопить события. Поживём, увидим......
Кто не стеснён в средствах может увидеть прекрасный замок с высоты птичьего полёта.
Или посмотреть на замок из кареты, представив себя кучером и принцессой Ольденбургской.
И для ребятни здесь теперь раздолье. Недалеко есть и рестарация если кто откушать изволит.
Евгения Ольденбургская была, как бы сейчас сказали "бизнес — вумен".
Сразу после получения имения Рамонь в подарок она развила бурную деятельность.
В селе по распоряжению Евгении Ольденбургской была возведена водонапорная башня, рядом с которой были возведены два дома для прислуги.
Обратите внимание, даже водонапорная башня сама как маленький замок.
Замок снабжался горячей и холодной водой.
Эта башня работает до сих пор. В ней не было ни одного ремонта.
Являясь заядлой охотницей она первым делом извела всех волков в округе, избавив таким образом окрестных крестьян от проблем на этот счёт.
Охотилась она не абы с кем, а в компании с высшим обществом тогдашней России.
Заметив, что местные воронежские бобры стали как-то мелковаты и рыжеваты, она начинает выписывать бобров из Белоруссии, для улучшения генофонда.
Каждого вновь привезённого бобра она лично придирчиво осматривала и за недостаточно чернявых денег не платила. Затем прошедших досмотр лично выпускала в реку.
Кровь этих животных получила новый импульс. Даже сейчас местные бобры черны и крупны благодаря нашей принцессе.
Также ею был устроен кордон-зверинец.
Это не зверинец в нашем понимании, а предшественник Воронежского заповедника, где больные, раненые или детёныши животных проживали под присмотром.
Были разведены олени, на которых затем охотились.
Был устроен знаменитый конезавод.
Осмотр замка давайте начнём с цокольного этажа, так называемого в народе подвала.
Здесь нас сразу охватывает атмосфера таинственности старинных замков.
А какой же старинный замок и без ужасной истории, легенды?
Тем более в России где народ так любит леденящие дух истории? В чёрной, чёрной комнате.....
И хотя наш экскурсовод-дама мужской, деловой манерой рассказа живо напоминала бравую бизнес — вумен Ольденбурскую и заявила что не поклонница небылиц и легенд, всё же для живости рассказа одну из многочисленных таинственных историй приведу.
Тем более что в интернете и соц. сетях не счесть леденящих кровь историй, посвящённых этому замку:
"Жил в Рамони старый злой колдун. То ли колдун, то ли лекарь-знахарь кто же теперь узнает.
И вот как-то лечил он занемогшую вдруг принцессу. Лечил успешно, но денег за врачевание не брал. А в качестве платы добивался лишь.......любви принцессы. Но принцесса взаимностью на отвечала. Прознал об этом принц Ольденбургский. И стал гневаться страшно. И повелел он слугам схватить колдуна, да сжечь в глухом лесу живьём на костре. Корчась в огне, проклял знахарь весь род Ольденбургский. И прокричал из пламени, что пока жив хоть один из рода проклятого, замок утратит свой блеск и будет стоять в руинах.
С тех пор кто только не брался за восстановление храма. Но дело далеко до завершения.
То вдруг заночевавшие в подвале строители слышат стоны, им снятся кошмары. То власти не могут договориться между собой о реставрации.
То вдруг у меня ни с того ни с сего фотографии не получаются в подземелье. Всё размыто и таинственно. И ни у одного меня......
А всё потому что пока ещё живы потомки рода проклятого колдуном".
Страшно?
Ещё как страшно, тем более что экскурсовод показала нам силуэт призрака принцессы в отколовшейся штукатурке.
Или вот видите решётку в подземелье? Воображение тут же рисует, что томились здесь узники таинственной, непонятной и странной принцессы. Принцессы необычной, увлекающейся охотой. И от того непонятной и страшной для тёмных крестьян.
Тем более что по отзывам её современников принцесса, устроив неподалёку кондитерскую фабрику отличалась строгим нравом. Она очень хорошо платила и крестьяне окрестных сёл тянулись сюда за заработком.
Как тут не вспомнить рассказа прадеда о тяжёлом труде в деревне, расположенной километров в 80 от счастливой Рамони? О барине никто из его односельчан добром не отзывался.
Да и после коллективизации ничего к лучшему не поменялось. Стало только хуже.
Голодные колхозники пытались после уборки урожая насобирать колоски с покинутого поля.
Но тут как тут были злые охранники-обходчики на лошадях. И в лучшем случае "несознательные" колхозники отведывали кнута обходчика. А кто возмущался тот вполне мог попасть и под реальный срок. Примеры были.
Не бери чужое! Хотя, что может быть чужое в колхозе (коллективном хозяйстве)? Ведь всё здесь, и уж тем более колоски принадлежали колхозникам. И тем не менее, не бери.
А будешь умничать по поводу своего-чужого, то поедешь на стройку канала за пайку.
Самое интересное, что брошенные колоски таки сгнивали под снегом. Не себе, ни людям. Так рассказвал мне прадед.
Но вернёмся к нашей передовой принцессе. Всё было хорошо, пока не гнали брак или не бездельничали.
Не дай Бог "накосячить"! В этом случае увольняли не одного виновного, а всю смену!
То есть нерадивый отвечал не только за себя, но за весь коллектив.
Строга, но справедлива была хозяйка Кондитерской (Медной) горы.
И если серьёзно, то не крестьяне томились здесь за решёткой, а медвежата.
Дело в том, что застрелив самолично медведицу, принцесса никогда не отдавала бедных медвежат бездушным лесникам. Помещала их за решётку. Кормили медвежат, а когда они подрастали то следовали в зверинец.
Представляете, какие звуки раздавались из подземелья от зверей? Недолго их было спутать с воплями терзаемых бедных людей в замке.
Своды цокольного этажа имеют разные формы и размеры. Это необычно. Не в этом ли причина разного уровня громкости звука голоса в различных сторонах комнаты наверху?
Отдельного рассказа заслуживает удивительная система отопления замка.
На тот момент это вершина инженерной мысли.
Вот огромная печь, расположенная внизу в цокольном помещении.
От печи жар проходил по специальным вентиляционным ходам вверх и отапливал первый и второй этажи.
Причём вент.ходы строились без проекта русскими печниками одновременно, когда каменщики выкладывали стены. Ошибись печники хоть на палец и система отопления не заработала бы.
Как не вспомнить здесь доморощенные простые камины, что отапливали и отапливают до сих пор многие замки Западной Европы?
А ещё отопительная система отлично работала в качестве прослушки.
Достаточно было принцессе открыть заслонку в специальной комнате, как она слышала всё что делалось в любой комнате замка.
Кроме того замок сделан так, что принцесса могла из окон видеть всё что происходило на производстве. Евгения знала всё и про всех.
Не поэтому ли её работники побаивались и считали ведьмой?
А здесь Вы видите старинную ванну джакузи. Снизу она нагревалась и называлась из-за тёплых пузырьков воздуха "жемчужная ванна".
Интересна также старинная решётка.
Она не катанная как современные, а тянутая. Такие прутки теперь не делают.
Поднимемся теперь наверх, на свет Божий.
Эти камины работали в межсезонье. Комнаты зимой отапливались снизу, я уже рассказывал о системе отопления. Топили только донецким антрацитом, дешёвого угля принцесса не признавала.
Вообще, замок этот как ребус. Реставраторам и гидам приходится постоянно разгадывать шарады, придуманные изощрённой фантазией принцессы.
Обратите внимание на лестницу.
Неизвестен состав краски, что покрашен верх перил (там где руки посетителей покоятся на фото).
Но точно известно, что со времени первой покраски больше перила не красились. Это по словам нашей серьёзной женщины-гида.
Интересно было слушать о высоте ступенек. Высота не произвольная, а специально чтобы не запутаться в длинных платьях конца 19 столетия. Шествовать красавицам, придворным дамам по лестнице и не поднимать при этом подола это была целая наука. И учили этой науке в институте благородных девиц долго и нудно.
Для особо интересующихся расскажу, что слышал в одной исторической передаче по "зомбоящику". Вначале вступало в дело колено и как бы подкидывало подол платья и только затем ставилась туфелька на освободившееся таким образом ступеньку.
Дамы, попробуйте как нибудь в длинных бальных платьях подняться по ступенькам не приподнимая при этом подола руками. Как Вы понимаете, Ваш покорный слуга только чисто теоретически представляет как сделать это правильно.
На этом фото Вы видите как выглядели сто лет назад комнаты этого замка.
Сейчас многие помещения только начинают реставрироваться.
На второй этаж вообще посетителей пока не пускают.
Очень интересна золотая комната. Крестьяне Рамони шушукались что она сделана из золота.
А на самом деле просто так
падал свет по утрам из окон на гобелены. Жаль, что мы пришли сюда не утром и не видели этого света.
Гобелены заказывали из Европы у самых модных производителей. Здесь, на этой дешёвой имитации гобелена представлено генеалогическое древо великих князей.
Принцесса в Рамони организовала ковровые мастерские по изготовлению гобеленов.
Для их производства заграницей покупалась лучшая шерсть.
Гобелены изготавливались штучные, дорогие.
Поставлялись во дворцы его величества, поэтому они стали тотчас модны. Их с удовольствием покупали.
Местные женщины охотно здесь работали. Зарплату платили хорошую для деревни за интересную женскую работу.
Обратите внимание на чудные изразцы другого камина.
Далее следуем в музыкальную шкатулку. Эта комната получила такое название потому что звук в разных местах здесь звучит с разной громкостью. В центре звук голоса звучит громко, но стоит сместиться к одной из стен и звук становится всё тише.
Что и продемонстрировала нам гид. Специалисты до сих пор спорят о причине этого явления.
То ли это заслуга закруглённых углов, то ли арок в расположенном внизу цокольном этаже?
В этой комнате музицировали, а в соседней играли в бильярд.
Причём звук ударов кия о шары в музыкальной слышен не был.
Обратите внимание на кессонный потолок в одной из комнат.
Такой потолок я уже имел удовольствие видеть в Гатчине.
Гатчина и своеобразные замки этого города. Два императора
Вообще, Ольденбургский замок и гатчинские дворцы-замки чем-то похожи. Наверное, аурой таинственности и странными хозяевами.
Этот потолок в библиотеке замка. Принцесса очень любила читать, но не любила когда горничные в отсутствие хозяйки любопытничали и открывали редкие старинные книги на предмет "картинки поглядеть". Причём вполне могли это делать мокрыми руками. Книги от этого портились.
Как отучить от этого любопытную прислугу? Закрыть библиотеку на замок? А вдруг пожар или какой потоп, а хозяйка на заводе?
Долго думала наша принцесса и придумала.
На кессонный потолок была прикреплены сюжеты мифических героев с глазами с эффектом "следящего взгляда". Видели, наверное, как на портрете в музее за Вами поворачивался взгляд с картины, преследовал?
Так и здесь.
Вот крестьянским девкам горничным было не по себе и они старались поменьше бывать в этой неуютной библиотеке. Как будто глаза хозяйки следили с потолка за ними.
А эти кирпичики, оставшиеся от реставрации, доказывают что стены замка не новодел. Стены комнат, печь выложены из него.
Ведь форма и размеры кирпичей из 19 века. Из таких выложены дома в моем городе на старой улице, носящей теперь имя командарма Фрунзе.
В заключение мы попадаем с Вами в самую интересную комнату. Она рассказывает о главном деле принцессы в Рамони, а может быть и во её всей жизни.
Ведь не только охотиться она сюда приехала. "Бизнес-вумен" организовала здесь кондитерское производство на широкую ногу.
Ещё в 30-е годы 19 века дворяне Тулины основали тут переработку свеклы в сахарное производство. Дело пошло и приносило неплохие доходы.
Крепостным крестьянам работалось в Рамони несладко. По бездорожью привозили свёклу, варили её на открытом огне. В конце-концов пожилая генеральша Анна Шеле из рода Тулиных не выдержав конкуренции распродала имущество и пожертвовав деньги на благие дела, ушла в монастырь.
В 1879 году, получив подарок от императора, наша принцесса решила возродить В Рамони кондитерское производство.
Она полностью переоборудует производство, открывает рафинадный цех и кондитерскую фабрику. Каторжный труд рамонских крестьян заменён на паровые машины, подвоз свеклы с полей осуществляется по рельсам.
По этим же рельсам шли вагоны прямо заграницу, заказчикам. Здесь была устроена также канатная дорога. Всё тут было устроено что называется "по уму", уму принцессы.
Конфеты делают по уникальным рецептам. Фрукты доставляют из соседних садов, молоко от здешних коров. Обновлённый завод начинает выпускать лакомства, достойные императорского стола.
«В 1903 году продукция фабрики получает высшую оценку на выставке в Лондоне, а в 1904 году Ольденбургская украшает свои этикетки серебряными и бронзовыми медалями парижской и брюссельской выставок».
Медали получают не только лакомства, но и уникальная упаковка лакомств. Их изготавливали ученики художественных школ, попечительницей коих была принцесса. А эскизы для них творили известные художники России, дружбу с которыми она водила.
Сладости рамонской "паровой конфетной фабрики" затмили бельгийский шоколад в Европе.
Не легко далось нашей героине завоевать российский и европейский рынки.
Она была не только умной женщиной, умелым организатором, но и как бы сейчас сказали гениальным маркетологом.
Например, она первой стала вкладывать в коробки со сладостями открытки из серии "Парижская мода".
Мне думается, что дамы хотели не только откушать конфет, но полюбоваться на новинки моды.
Для мужчин были коробки с открытками из серии технических новинок.
Она стала поставлять сладости императорскому столу. Тут же в моду в России вошли сладости как на столе императорской семьи. Конечно, здесь сыграл в маркетинге свою роль "административный ресурс", не без этого.
Евгении мало было завоевать рынок вкусов элиты.
А как же средний класс и простолюдины? Здесь она сделала рывок на монпансье.
Копеечные леденцы стали стоить у неё дороже, так как в коробку стали вкладывать........маленькую ложечку. Этого не было у конкурентов и мамы были рады что дети теперь не пачкают руки и одежду о леденцы. Монпансье с ложечкой охотно покупали.
Детям интересно было покушать конфеты из серии "Шоколадные шалуны" со своим именем.
Евгения хорошо платила своим рабочим. Захолустная Рамонь превратилась в большой рабочий посёлок. Но она не была добренькой барыней. Умела и спросить с нерадивых, как я уже писал выше.
Весь этот успех и благополучный бизнес принцессы получил предательский смертельный удар в 1905 году.
Гид рассказала что во время первой русской революции работники, подстрекаемые революционерами, устроили поджёг. Вот и делай после этого добро людям, давай им работу.
Одновременно подожжены были лесопилка, цеха завода, склады. Две недели тушили пожары. Несколько дней после пожара вода в реке Воронеж была горячей и сладкой как чай.
В интернете я вычитал, что поджёг не мог произойти без согласия и без участия вороватого немецкого управляющего Коха. Тот по каким-то причинам не только воровал, но и стремился обанкротить фабрику. Конкуренты наняли?
Известный автор заметок Турбины о "всемирном заговоре" выдал бы здесь, конечно, свою версию. О всемирном заговоре, масонстве или ещё какой хиромантии.
Момент поджёга был выбран таким образом что сгорели не только склады, но и вся сезонная продукция, которая на следующий день должна была пойти в магазины и заказчикам.
Причём деньги за сгоревшую продукцию уже были получены полностью и пущены в оборот.
С заказчиками нечем было расплачиваться.
Принцесса не стала обращаться за помощью к именитым родственникам.
И эта уже немолодая 60-ти летняя женщина, конечно бы выкрутилась. Но такой тяжёлый удар с поджёгом! И здоровье подвело. Случился инсульт и её полупарализовало. Отнялась рука.
Что называется, руки опускаются.
Срочно приезжает её супруг принц Ольденбургский, Александр Петрович.
Больную, но не сломленную принцессу моментально увозят из Рамони обеспокоенные именитые родственники.
О принце также стоит немного рассказать.
Генерал от инфантерии и генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества.
Это он создал для нас знаменитый курорт в Гаграх. Раньше в Абхазии были малярийные болота.
При Ольденбургском болота были осушены, высажены эвкалипты, которые очень не любят комары. Так что любимый и недорогой курорт всех россиян создан не при Сталине.
Ретивый принц тщетно стремился искоренить гомосексуализм в военном быту.
Это он внедрил в Первую Мировую санитарные вагоны. Теперь раненые в считанные часы доставлялись в тыл в вагонах, там же их оперировали.
Итак, наш бравый генерал прибыл на помощь супруге.
Но дело уже так и не поправилось.
В итоге через несколько лет предприятие обанкротилось, когда было передано одному из родственников. Не помогло даже покровительство государя. Оборудование вывезли предприниматели из Воронежа и ещё долго выпускали конфеты под брендом: «Фабрики конфет и шоколада «Рамонь».
Надо отдать должное этой чете, они были умные люди.
После февральской революции супруги начинают лихорадочно распродавать имущество, иногда за бесценок. Успели продать если не всё, то многое. Продавали не за керенки, а за золото!
Октябрьскую революцию вся семья (супруги и их сын) встретили в Финляндии в окружении своих миллионов. Они были достаточно умны чтобы не закончить в Ипатьевском доме, в Ганиной яме.
Затем они перебрались на лазурное побережье во Францию где и встретили вечность. Какое-то время жили в Биарицце.
Их сын ушёл из жизни в 1924 году бездетным. Принцесса Евгения годом позже. Последним, в 1932 г., ушёл Александр Петрович, принц. С ним пресеклась эта ветвь династии Ольденбургских.
В этой же комнате глазурированная плитка из Белоруссии.
В настоящее время секрет производства утерян. Зарубежные аналоги так и не дотягивали, блеск был не тот. Обратите внимание на углубление. Для подогрева еды, работала как "микроволновая печь".
Напоследок о теплоизоляции замка. В качестве утеплителя используется тонюсенький слой немытой верблюжье шерсти, что отлично работает. Прикреплён к старорежимной дранке.
Интересное решение. Возьмите на вооружение при строительстве дачи.
Купите себе верблюда в Африке, привезите его домой, постригите его сами и не в коем случае не мойте шерсть. Всего и делов-то.
И будет Вам счастье.
Выходим из замка.
На выходе нам дали листок с вопросами анкеты. Вопросов немного и при желании ответы можно найти в экспозиции музея. Приз за правильные ответы — бесплатное посещение Свитского корпуса, когда его, наконец, откроют. Билет будет стоить туда 400 рублей. Для сравнения в замок вход стоит всего 150 рублей (2,5 $). Самые дешёвые музеи в которых я бывал, у нас на Родине. Даже в Африке они стартуют от 10.
Однако, вряд ли в этой жизни мы попадём ещё раз в это интересное место. Слишком много на этой земле интересных мест, а жизнь скоротечна. Поэтому времени на анкету мы тратить не стали.
После посещения замка решили осмотреть дикий сад, что находится позади замка на склоне.
Сюда, на лестницу и выходят окна "подземелья" замка.
Страшно и таинственно.
На этом месте вскоре и должен быть устроен дикий английский сад, о котором я писал выше.
Ну что же, место подходящее. Таинственное.
И здесь уместно, я думаю, попугать читателя ещё одной страшилкой.
Нашёл её в соц. сетях в интернете.
"Легенда называется "Черная вуаль". Принцы Ольденбургские жили в то время в Петербурге, а имением распоряжался управляющий ихний, сынишка был у него — Сережка.
Как-то ночью принцесса примчалась в имение. Бегом, значит, поднялась к себе в спальню, прямо в дорожном плаще и черной вуали. И заперлась там. Слуги аж оторопели. На утро принцесса сказалась больной и не вышла из спальни. Но от лекарств и дохтура отказалась. Слуги меж собой шептались, судили да рядили, чего ее нелегкая занесла. Ну, управляющий, само-собой надавал подзатыльников, чтобы дурью не маялись. Несколько дней.
А в это время в Рамони неладно стало. Без причины мужики умирать стали. В несколько часов усыхали. Дохтура градусники свои ставят, а не помогает ничего. Мор, одним словом.
Но как-то ночью сынок управляющего проснулся чего-то. Будто скребется кто по стеклу. Окно вдруг открылось.
И тут в комнату Принцесса вплывает, пола не касается. Мальчонка-то от страха глаза закрыл, а когда открыл, то в комнате пусто было. Сережа перепугался, но вскочил с постельки и побежал вслед за призраком. Пока добежал до двери, Принцесса из коридора исчезла. Мальчик почти все комнаты в доме осмотрел, но нигде ничего. Он уже подумал, было, что почудилось, но на всякий случай в спальню управляющего заглянул.
Как дверь приоткрыл, примерз к месту от страха. Призрак-то над кроватью отца. Принцесса черную вуальку-то откинула и мальчик видит: лицо ейное мертвое, истлело все, нос и рот завалились, зубы в усмешке скалятся. Принцесса поцеловала отца в губы, а хлопчик как закричит и упал без сознания. Утром няня ему сказала, что отец заболел, а его нашли в обмороке на пороге. Сережа знать не знает, как спасти отца.
Вдруг в калитку постучалась старая цыганка и стала милостыню просить. Сережа вынес ей пятачок и уже хотел бежать, но цыганка ему говорит: "Знаю, знаю, что случилось с отцом и как помочь твоему горю. Если до заката не сдернешь с ведьмы вуаль, ничто не спасет твоего батюшки".
Сереже страшно стало, но все же он цыганке поверил. Сразу же помчался в господский замок. Там Сережа сказал прислуге, что его послал за чем-то отец и поднялся на второй этаж. Перед дверью в спальню Принцессы он замер, но потом тихонько отворил дверь.
Холодно в спальне, будто зимою. Все зеркала и окна завешаны. В углах пауки паутину свили, будто сто лет не убирались. Принцесса лежала на кровати с балдахином все в той же Черной Вуали. Мальчик на цыпочках подошел к ней и рывком сорвал с нее вуаль. Ведьма как заорет — в окрестных домах слышно. Призрак вскочил, протянул к мальчику жуткие, с длинными когтями, руки, но тут же исчез без следа.
Прислуга сбежалась в комнату и не нашла ничего. Все испугались и стали причитать и плакать.
Тут горничная смотрит в окно и в обморок. У подъезда карета остановилась и из него вышли управляющий поправившийся и ... сама принцесса Ольденбургская.
Она сильно удивилась переполоху. Но потом хозяйке рассказали про ее двойника. Евгения Максимовна не поверила и спросила, куда же он исчез. Тут Сережа выступил вперед и все поведал. Хозяйка выслушала его, обняла, расцеловала. Принцесса говорит: "Вас, Серж, ждет большое будущее".
Когда Сережа вырос, принцесса даровала денег ему на образование и Сергей Иванович Мосин изобрел знаменитую трехлинейку, чем прославился навсегда."
Да, да. Знаменитый Мосин создатель легендарной трёхлинейкой родился именно здесь.
В текст страшной легенды о Серёже Мосине я вставил фотографии из будущего английского сада, а также руины бывшей "сладкой фабрики" принцессы Ольденбургской.
Да.....
Знаменитая когда-то Фабрика, а до недавнего прошлого Сахарный завод, пережила и пожар 1905 года, и революцию, и войну, и даже лихие 90-е. Завод обанкротился, закрылся и растащился добрыми людьми совсем недавно. Лет десять назад. Люди остались без работы, а туристы без интересного объекта.
Ничто не вечно.....
Многое услышанное на экскурсии не вошло в заметку. Иначе заметка станет очень громоздкой.
Съездите и послушайте сами, оно того стоит.
В заключение хочу ещё рассказать ещё одну легенду, последнюю в этой заметке, не пугайтесь.
"В годы войны фашисты отказались бомбить замок, узнав что у бывших хозяев германские корни. Они будто бы даже разослали листовки "Дворец бомбить не будем".
Пользуясь этим жители прятались в нём.....".
Но дворец таки разбомбило .........время.
К счастью люди теперь начали побеждать время и скоро здесь будет как в старом английском замке.
Хочется верить......