Наша прогулка затронет небольшой уголок Санкт-Петербурга, в котором прошли последние два года жизни Ф.М.Достоевского. Это фактически один квартал с домом, в котором нынче находится музей писателя и окружающие его улицы: Кузнечный переулок, улица Достоевского, Малая и Большая Московская.
Персонажи его произведений населяют многие уголки непарадного Петербурга, но и сам Автор предпочитал жить среди своих героев, чтобы наблюдать, слушать и участвовать в жизни без прикрас.
Литография Ф.Перро дает представление о том, как выглядела Владимирская площадь и одноименный собор в 1840-е годы, прихожанином которого был и сам Федор Михайлович:
Сохранился только собор, названный во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Однажды он примерил на себе барочные и классические одежды неизвестного портного и, не меняя их, озирается теперь на архитектурный выверт последнего времени:
Это т.н. «Регент-холл», на месте которого стояло здание бывшего Владимирского епархиального училища. Потом, когда стали расчищать площадку под вестибюль ст. метро «Достоевская», этим домом пришлось пожертвовать. В планах городских властей был и снос соседнего дома Дельвига, так же как и здания под № 19 (ныне «Владимирский пассаж»):
Однако за эти старые постройки энергично заступились горожане, любящие свой город, и те были сохранены. В декабре 1991 года здесь открыли вестибюль станции «Достоевская».
В XXI веке инвесторы возвели здесь торгово-офисный центр, который вобрал в себя (фактически уничтожив) верхний вестибюль станции. Архитектор амбициозной постройки ставит себе в заслугу то, что на фасаде «Регент-холла» обозначен двухэтажный фасад епархиального училища и видимо, удовлетворенный своей работой, сделал удивительное признание: «Ротонда и колоннада на фасаде «Регент-холла» – это римейк трехъярусной колокольни Владимирского собора...» :
Однако город не понял «высокого парения души» проектировщика. В 2006 году Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга признал: «Регент-холл» не вписывается в окружающую среду и нарушает привычную петербургскую перспективу. По трем критериям – «образность», «соразмерность» и «влияние на историческую среду» – здание получило отрицательные оценки и попало в список самых неудачных построек года.
Отдельно взятое это здание могло бы существовать не нарушая спокойствия зрячих горожан, но помещенное в историческую среду оно выглядит бельмом на глазу. К сожалению, наличие грубо сляпанного бельведера, угождающего прихоти инвестора и эти зеркальные окна, отражающие и искривляющие (при определенном освещении) купола храма – стали штампом примитивного мышления в архитектуре XXI века и нам придется видеть подобные «новации» во многих, самых сокровенных уголках Петербурга.
Не все безвозвратно утрачено и стоит встать спиной к «Регент-холлу», как мы окажемся в ином времени и помогут нам в этом ежегодные праздники «день Достоевского», проводимые в Петербурге в первые выходные дни июля:
(фото из интернета)
Это Кузнечный переулок с перспективой на аркаду одноименного рынка:
Во времена Ф.М.Достоевского участок принадлежал Владимирскому собору и был занят дровяными сараями и складами.
Проект рынка разрабатывался и реализовывался в годы НЭПа. Архитекторы Овсянников Сергей Осипович, Пронин Арсений Семенович, скульптор Разумовский В. Ф. Привожу имена и фамилии, отдавая дань глубокого уважения к создателям «неоклассической» постройки в экономически тяжелый для страны период .
Во всем сдержанный классический дух, уверенность в правоте выбранного народом пути.
Кто-то улыбнется и будет прав, и все же это жизнеутверждающая архитектура. И лично я не чувствую здесь никакого дискомфорта. Так было и никто пока не наложил бесцеремонную руку на этот милый уголок.
А что внутри?
В разные времена рынок оставлял разные впечатления, но здесь можно было повстречать живущего на Бородинской улице Олега Валериановича Басилашвили, например. Мне же в конце 90-х посчастливилось поучаствовать в «актерском деле» с другим выдающимся артистом – Сергеем Дрейденом:
Он стоял у прилавка с сухофруктами. Я подошел, заговорил и сказал о желании сделать фото на память. Он ответил согласием, но предложил сыграть под камеру роль покупателя . Мы сказали продавцу, что снимаем рекламу рынка. Он тоже согласился. Роль в том, что актер пробует что-то на вкус и выражает свое отношение мимикой и словом. Через минуту подключились и другие торговцы, предлагая пробовать свой товар. Сожалею, что тогда у меня не было достойной техники!
Желающие могут посмотреть в ВИКИ об актере. Читается как остросюжетная повесть.
Сергей Дрейден одновременно занят в спектаклях двух московских театров и нескольких петербургских. Выступает он и в театре мемориально-литературного музея Ф.М. Достоевского:
Музей был открыт в 1971 году. Большой вклад в создание музея внёс внук писателя Андрей Фёдорович Достоевский (1908—1968), собравший ценную коллекцию, посвящённую памяти его знаменитого деда, — впоследствии она стала основой музея. Семейные реликвии передала и внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова.
С 2010 г. музей Достоевского принимает активное участие в городском празднике «День Достоевского», с 2015 г. является его куратором.
Принимают участие в этих днях и замечательные петербургские артисты:
От музея Ф.М.Достоевского начинается и улица, носящая его имя:
Прежде она называлась Ямско́й у́лицей, так как в этом районе находилась Ямская слобода:
Ямская слобода — название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту. К началу ХХ века большинство ямских слобод слились с городами и совершенно утратили свой характер.
Мы, свернув перед банями направо, по Малой Московской выйдем на Большую Московскую, по четной стороне которой проходит пешеходная зона:
И вот мы снова подходим к Владимирской площади и памятнику Ф.М.Достоевскому:
Кто-то точно сказал о писателе: «Из книг Ф.М.Достоевского весь мир узнал о необыкновенном городе, где природа втиснута в изысканные рамки улиц и площадей, а человек оттеснен великолепными зданиями в захолустье враждебного быта».
Но жизнь продолжается:
(в вагоне метро между станциями «Достоевская» и «Площадь Восстания»)
Теплице, 2 июля 2016 г.
Фото 14 мая 2016 г.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Архитектору Овсянникову принадлежит здание в Коломне с атлантами, куда приводят ценителей неожданного, чтобы поразить художественными достижениями времен неоклассицизма. Это дом начала ХХ века. Не изменил он себе и в годы НЭПа. Здесь все поскромнее, но с тем же вкусом.
Комментарий понравился: