Собираясь в Прагу, я планировала посетить Тройский замок. И его внешний вид меня в общем не разочаровал. Но то, что обнаружилось внутри, просто потрясло.
И прежде всего это Императорский (Габсбургский) зал. Оформлением этого зала граф Штернберг хотел выразить свое уважение императору Священной Римской империи Леопольду I Габсбургу. Росписи выполнены Абрахамом Годином из Антверпена, который работал над ними на протяжении шести лет. Использование техники Микеланджело создает ошеломляющий эффект трехмерного пространства. Зал кажется выше, чем на самом деле.
Восточная стена:
В нижней части росписи изображено Правосудие на троне, торжествующее над Несправедливостью, Пороком, Глупостью, Скупостью и Себялюбием.
В средней части росписи на воображаемом ковре запечатлена легенда об основании рода Габсбургов. Юный граф Рудольф встретил на охоте священника, торопившегося к больному, чтобы причастить его. Основатель знаменитого рода отдал священнику своего коня и благодаря этому получил пророчество о том, что он станет императором.
Верхняя часть этой стены занята картиной, на которой мы видим императора Священной Римской империи Конрада и стоящего рядом с ним Альберта Габсбурга, который отличился в битве с сарацинами. Его одежда пропиталась кровью врагов, так что белой осталась только полоса под поясом. Это цветовое сочетание положено в основу герба Нижней Австрии и флага современной Австрии.
На боковых стенах зала разместилась галерея прославленных личностей из истории Габсбургов. На северной стене самые важные позиции в промежутках между окнами занимают "статуи" первого императора из рода Габсбургов, Рудольфа I, и Фридриха IV:
Наверху изображена свадьба Филиппа Красивого и Жанны Кастильской (по другим источникам, Иоанны Арагонской), благодаря чему империя расширила свои границы. Сцена празднества являет собой контраст к военным сценам на восточной и западной стенах зала и одновременно служит иллюстрацией к известному высказыванию: "Bella gerant alii, tu, felix Austria, nube" ( Пусть другие ведут войны, ты, счастливая Австрия, заключай браки ):
На южной стене продолжается галерея портретов, в том числе изображены стоящие фигуры императоров Фердинанда II и Фердинанда III, которые правили в период Тридцатилетней войны. Наверху изображена сцена не менее торжественная, чем на северной стене. Один из наиболее могущественных правителей своего времени, император Карл II, передает испанскую корону своему сыну Филиппу II, с тем чтобы провести остаток жизни в монастыре:
Западная стена зала не менее великолепна, в ее росписи отражена победа Австрии над Османской империей в Венской битве 1683 года. В верхней части изображен храм древнеримского бога Януса, который римляне в мирное время закрывали. Храм охраняют три фигуры, символизирующие мирный союз императора с Польшей и Венецией. Первая – император Священной Римской империи в римском одеянии; вторая фигура символизирует Польшу, а третья, со львом св. Марка на щите, – Венецианскую республику. С небес спускается архангел Михаил, воинственный защитник религии. Сбоку – турецкий султан и его приспешник пытаются открыть храм Януса, чтобы выпустить из него бога войны Марса и фурий.
Над камином восседает Виктория (Победа), в правой руке у нее пальмовая ветвь, в левой – лавровый венок. И естественно, у подножия ее трона изображены фигуры пленных турок:
На этом фото особенно хорошо виден трехмерный эффект изображения: поверженный турок почти "вылетает" из плоскости стены. Это Кара Мустафа-паша, великий визирь Османской империи, которого обвиняли в нарушении мирного договора. В средней части стены, на настенном "ковре", мы видим чествование победителя в турецких войнах императора Леопольда I.
Кульминацией оформления зала является плафон "Апофеоз Габсбургов", посвященный победе христиан над турками. В центре композиции – сияющий золотой треугольник, символизирующий Святую Троицу. По одну сторону от него – три добродетели Вера, Надежда и Любовь, стоящие на облаке, образованном крылатыми символами четырех евангелистов: орлом святого Иоанна, львом святого Марка, тельцом святого Луки и ангелом святого Матфея. Фигура Веры в папской тиаре и с патриаршим крестом в руке символизирует святую церковь. Противовесом этой группе выступает святой Леопольд, покровитель Австрии и тезка правящего императора. По углам плафона изображены представители Священной лиги, чьи заслуги в победе христианства особенно велики: польский король Ян III Собеский, командующий победившей армией; святой Марк, покровитель Венеции, оказавшей немалую финансовую поддержку; святой Петр, как символ папства; и наконец Австрия с аллегорией Венгрии, которая держит в руке ключи от освобожденных венгерских городов. Летящий орел держит в когтях полумесяц как символ Высокой Порты.
Проемы окон также украшены весьма разнообразными персонажами: