О каждой площади и улице, об историческом здании Санкт-Петербурга можно писать много – интернет забит информацией. Совсем без фактической исторической хроники не обойтись, но хотелось бы в повествовании акцентировать внимание на том, что засветилось в памяти каким-то особенным фактом или биографическим эпизодом. Предлагаю с таким подходом пройти по Адмиралтейской набережной, чтобы в следующей заметке продолжить путь по Дворцовой набережной, свернуть на Зимнюю канавку и выйти на Дворцовую площадь.
1. Синод и Сенат .
Начинаем на Сенатской площади от Галерной улицы, проход на которую пролегает через арку между зданиями бывших Синода и Сената (1834), а сегодня — между зданием Конституционного Суда и Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина:
— Как они соединены эти два здания,
— Какое окно получилось из Арки с перспективой на судостроительные дали города,
— Какую архитектурную чистку пришлось Росси произвести на огромной территории, подчеркнув главенствующие доминанты предшественников – памятник Петру I(1782), Адмиралтейство (1820-е годы) и возводившееся здание Исаакиевского собора (1818-1858 гг).
Это последний крупный проект архитектора. Росси участвовать в конкурсе не хотел и свои чертежи сдал последним. Но именно его проект был утвержден 18 февраля 1829 года, и строительство обоих зданий завершилось в 1834 году. Два торжественных по архитектуре здания соединены триумфальной аркой, которая символизирует единство церкви и государства. Постройка Сената и Синода завершила формирование ансамбля центральных площадей Петербурга.
2. Медный всадник и Екатерина Великая.
Конная статуя Петру Великому – центральный, самый притягательный монумент, известный любому и каждому по поэме А.С.Пушкина:
Это второй монумент в России. До 18 века памятников царям не ставили: православная церковь запрещала, чем буквально соблюдала библейскую заповедь «не сотвори себе кумира». В городах Европы такие памятники были уже привычны.
При Елизавете Петровне была создана пафосная конная скульптура Петра I, но установили ее только в царствование Павла. Поэтому монумент Петру на Сенатской должен был превзойти все, что было создано в Европе.
Екатерина II решилась на слом старой русской традиции. Поэтому она была лишена права на ошибку. И это стал самый значимый политический проект того времени.
Екатерина объявила конкурс на лучший макет. По протекции Дидро был приглашен известный специалист по фаянсу – Фальконе. Однако, где фаянсовые скульптурки и где огромный памятник? Фальконе рискнул, понимая, что эта работа возвеличит его в веках.
До него лошадь шествовала. А здесь – вздыбленный конь:
Памятник стал лучшей конной статуей мира:
Гром-камень весил 1600 тонн. Для его доставки мостили такую дорогу, что она полностью сохранилась до нашего времени.
Название «гром-камень» неверное. А верное – «конь-камень». Так на Руси называли гигантские камни. Люди приносили им в жертву лошадей, чтобы задобрить богов, живших под таким камнем. Но церковь не могла смириться с языческим символом в центре столицы.
3. Петровский спуск к Неве.
Этот спуск проектировался как торжественный проход от воды к Медному всаднику, но и как начинало плашкоутной переправы через Неву к Университету. Петр Первый видел грандиозные каменные мосты Европы, но в своей столице не допускал мысли о подобном. И это при том, что центр Петербурга хотел видеть на Васильевском острове. Кунсткамера, Университет и площадь перед ним появились не случайно. Не логично? Это для нас. Он же хотел видеть главным проспектом города – Неву, а владение горожанами всеми видами плавсредств хотел привить венецианский и амстердамский образ жизни. Перестройка во всем и сразу.
Спуск-пристань украшают две вазы из полированного порфира, изготовленные на шведской Эльфдаленской гранильной фабрике:
Оттуда же родом и ваза у Карпиева пруда в Летнем саду, та самая, что раскололась на две части зимой 2008 года. Тогда во время оттепели внутри полой вазы стал таять лед и возникли разрушившие ее напряжения.4. Первым делом вертолеты.
У Петровского спуска мы застали момент посадки вертолета на газпромовскую водную площадку
В перспективе вертолетных площадок должно стать 24. Располагаться они будут в аэропорту, вдоль кольцевой автодороги, на крышах и территориях основных правительственных объектов и общественных зданий. Лучшего воздушного коридора чем русло Невы для вертолетных перелетов не придумать. Должны исчезнуть пробки, вызванные перемещением высокопоставленных особ. Хорошо бы.
5. Царь-плотник (скульптор Леопольд Бернштам)
.Этот памятник находится на полпути от Петровского спуска к спуску Дворцовому. Он появился на набережной в 1910 году и сразу получил одобрение во всех слоях общества. Его можно было потрогать, запечатлеть себя рядом с царем, таким трудовым человеком, «из наших».
Через год копия памятника была установлена в Нидерландах.
В 1918—1931 годах большинство памятников Петру I снято и переплавлено под предлогом «незначительной художественной ценности». Дикие были времена.
И уже в наше время правительство Нидерландов делает подарок Петербургу, изготовив копию с копии:
6. Такие времена.
За спиной памятника насыщенные скульптурным декором дома инородного окружающей среде вида:
Таковыми они были и остаются, покуда полчища приличных с виду, молодых людей не перестанут воздвигать себя на памятники безусловной художественной ценности:
А вот флорентийский лев без "добавления":
7. Адмиралтейство и «Петербургский Форум»
Петр Первый как капитан вел некое подобие судового журнала. И вот появляется в нем запись:
"Заложили Адмиралтейство и были в Остерии (ресторане по-нашему) и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен". Эти размеры так и остались неизменными с Петровских времен. Не изменился и общий план, лично начертанный императором.
5 ноября 1704 г. началось строительство огромного сооружения, что активизировало любопытство шведов. Со дня основания Петербурга они стали серьезно беспокоить строителей. И в голове Петра родилась новая идея — быть Адмиралтейству не только верфью, но и крепостью.
Крепость вокруг Адмиралтейства просуществовала целое столетие, благодаря чему город не смел приблизиться к ее стенам. И нам в наследство осталась замечательные пространства, ставшие со временем созвездием площадей. Трудно найти сходство с рунами Рима, но тем не менее это пространство иногда называют «Петербургским форумом».
Адмиралтейство определило планировку центра Петербурга, став центром знаменитого трехлучия: Гороховая улица, Вознесенский и Невский проспекты.
Но Адмиралтейская набережная — это еще и виды на протвоположный берег Невы:
Начало следующей прогулки от Зимнего дворца по Дворцовой набережной:
До встречи!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А еще это потрясающе находки. Впервые вместо классического пьедестала — скала. И то, что в кинематографе назывется "стоп-кадром".
Не с осознания ли этого памятника А.С.Пушкин стал использовать "стоп-кадр" как литературный прием?Особенно в "Евгении Онегине".