Нижегородская весна в этом году по сравнению с московской опаздывала этак деньков на пять. И на первомай вообще ждали гроз и дождей. Но, как известно, на Пасху плохой погоды не бывает, так что день вполне позволил нам гулять. Я не так давно, к стыду своему, узнала, что в Нижнем тоже есть архитектурно-этнографический музей под открытым небом или попросту — скансен. Называется он — "Щёлоковский хутор" и находится недалеко от центра города, является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
В общем, на текущий день это сравнительно небольшой и даже, быть может, не имеющий броских экспонатов, музей, но, тем не менее, интересный и достаточно атмосферный. Минувшей осенью удалось воочию увидеть знаменитые новгородские Витославлицы (Витославлицы. Золотая осень. Первые впечатления.), и вот вспоминается, что при подготовке материала наткнулась на рукопись автора музея. С какой же любовью и трепетом описывает он принципы поиска экспонатов, особенности сборки и реставрации, и ещё массу моментов касаемо архитектуры, обычаев, жизненного уклада хозяев из тех или иных мест, да и самой истории! И вот такое сильное на меня произвело впечатление прочитанное, что теперь я даже на просто старые заброшенные дома, встреченные где-нибудь по пути в разъездах, смотрю несколько иначе. Ну и скансены воспринимаются ныне совсем в ином ракурсе — не просто как парк со старинными деревьями и постройками, пахнущими временем, и забавными деревянными завитушками на ставнях. Но как шкатулка памяти, хранящая в предметах саму жизнь их хозяев, затерявшихся во времени.На первый взгляд Щёлоковский хутор выглядел не совсем так, как ожидалось. Территория у входа не была как-то подобающе облагорожена (парковка, указатели и прочее), да и удобства внутри периметра оставляют желать лучшего. Хотя музей существует здесь достаточно долго — с 1973 года, тем не менее, ещё не так давно фотографии оттуда свидетельствовали о его упадке, буквально каждое второе строение было в аварийном состоянии. Однако, создаётся полное впечатление, что музей находится в фазе своего становления и будет расширяться и хорошеть. Вот такая у меня уверенность, почему-то. Помимо экскурсионного обслуживания и свободного осмотра, знаю, здесь предлагают ещё разного рода интерактивы на историческую тематику, ну и организуют праздники и гуляния в народном стиле. Кстати, в пасхальный день ничего такого не происходило. Возможно потому, что на саму Пасху всё-таки надлежит посетить храм, а люди в Нижнем в этом плане чтут традиции. Да и вообще, народу было не так, чтобы очень много. Видимо, турист ещё не проложил сюда массово тропу, а местные жители предпочли разъехаться по дачам и пикникам. Оно и понятно — весна, тепло и хочется за город! Впрочем, хутор стал неплохой альтернативой вылазке на природу. Листья на деревьях, не набрав полной силы, ещё только обрамляли ветви зелёной вуалью, а вот первоцветы вовсю радовали глаз красками.
Ветреницу нередко встретишь в лесах средней полосы. поймала себя на мысли, что жёлтую ветреницу лютичную вижу так близко впервые.
Избавиться от сныти сложно, да и кто будет это делать на пространных территория укромных уголков парков. Но и она не умаляет нежной весенней красоты голубых цветков бруннеры обыкновенной. Кстати, это отличное растение для декорирования палисадов таких вот скансенов — и весной раскрашивает округу, и летом формирует аккуратный объём зелёных насаждений.
На территории имеются ручей, Марьин ключ (до которого мы неосмотрительно не дошли) и небольшой пруд. Последний, думается, летом и осенью весьма живописен, да и сейчас органично вписывается в пейзаж и украшает ландшафт. Ну а в этот день он предстал перед нами обрамлённый пожухлой листвой, заполонённый ряской и ходуном ходящий от перемещений лягушачьего хора, который пребывал в самом разгаре концерта. Кстати, публика нашлась:) В принципе, в музее есть чем и детей занять. Там достаточно вольготно носиться как "угорелым", а для особо активных и любознательных сделан ещё и уголок со смотровой площадкой, причудливыми деревяшками и фотовыставками на натуралистические темы. Там, кстати, можно погрузиться в мир природы "с головой", так сказать. например, ощутить себя птенцом:) Детей в гнезде я не наблюдала особо, а вот взрослые аж в очередь выстраивались в нём поваляться. Меня сия участь не миновала тоже, удовольствие получено было:) Приятно было обнаружить большую качель, которая также пришлась по вкусу маленьким посетителям. Да и больших не оставила равнодушными. Забавная штукенция с этой качелью. Опоры её сделаны из трёх перекрещивающихся в вершине стволов деревьев. Дабы сократить путь, решила я сквозь одну пройти, но была остановлена подругой волевым движением "за хвост" и встревоженным окриком "куда?!". Оказывается, существует некое поверье, которое выполняется жителями Нижегородской области неукоснительно. Суть в том, что проходить под "треугольным перекрестом" (деревьев ли, балок или чего бы то ни было) нельзя, так как ведьмы и колдуны традиционно именно в таких местах оставляют сильные заговоры на болезни, неприятности и даже гибель. Присматривалась после несколько дней — и правда, в таких "треугольниках" и трава не примята, и асфальт идеален, и ни единого следа, хоть вокруг всё в тропках:) ну а теперь самое время пару слов об экспонатах сказать. Подавляющее большинство их родом из 19 века, всего пара построек отнесена к векам 18-му и 17-му. В основном постройки перевезены сюда из привычного и милого моему сердцу Городецкого района и смежных ему Семёновского и Ковернинского . Первые два известны всему миру, кстати, народными промыслами — городецкой и хохломской росписями. Кстати, все посещающие Городец ещё отмечают изумительно красивую резную отделку деревянных строений — ставни, ворота и т.д. Дома доступны к осмотру, на входе в музей даже имеется информационная табличка, сообщающая о том, какие именно строения сегодня открыты для показа. Практически в каждом интереснейшая экспозиция предметов быта. Напротив домов установлен ряд амбаров, в которые также можно заходить. А мне по душе пришлось строение то ли разваливающееся от времени, то ли находящееся в процессе восстановления, но уж очень живописное. Оказалось, это баня Сутягиной, из деревни Яндовы Семеновского района (кон. XIX в.). Напротив ещё одно примечательное строение, и снова из Семеновского района — изба Пашковой, ср. XIX в. из д. Перелаз. Чуть поодаль располагается овин. А ещё дальше, буквально в паре шагов — просто кижский пейзаж — Покровская церковь 1672 года из села Зеленое Городецкого района. В этой части можно увидеть ещё кое-какие интереснинки. И не пройдите мимо колодца со ступальным колесом, что перенесён сюда из Городца (кон. XIX в.). Очень схожий есть и в самом Городце, на территории "Города Мастеров". Но самый, пожалуй, выигрышный вид — тот, что открывается на Покровскую церковь, из села Старые Ключищи Кстовского района , датируемую 1731 годом. По пути сюда не забудьте взглянуть и на водяную мельницу конца XIX в. из деревни Рябиновка Ковернинского района. Резюмируя, скажу, что уделить этому месту пару часов стоит. А мне подумалось, что в следующий раз непременно нужно и экскурсию увидеть, да послушать что расскажут о жизни людей тех лет, ну и об истории становления музея. А ещё место знаменито тем, что тут проходили съемки эпизодовы фильмов «Вишневый омут», «Жизнь Клима Самгина», «Сибирский цирюльник», «Дети Арбата».