Во внутреннем дворике виллы Принчипе открытые двери будто приглашали зайти во дворец (Palazzo del Principe еще называют по имени теперешней его владелицы Palazzo Doria Pamphili).
И хотя дело шло к закрытию, чтобы покинуть сад (Почти сказочный сад виллы Принчипе) пришлось сделать над собой усилие.
Поднялась по стрелкам на 2-й этаж, чтобы купить билет.
У мужчин в кассе-магазине с русским как-то не сложилось (видимо, россияне туда практически не заглядывают, поскольку вилла находится чуть в стороне от исторического центра), хотя путеводители и сувениры с надписями на русском продаются. А с общепринятыми европейскими языками (скромный набор слов и фраз не в счет) не задалось у меня, следовательно, и в аудиогиде надобность отпала. Зато приятный и очень галантный молодой человек любезно проводил меня в холл к началу осмотра дворца, сориентировал в направлениях, показав как пройти на мужскую половину, и где находится женская часть дворца. В общем, мы прекрасно поняли друг друга и без лишних слов.
Лепнина, росписи на стенах и потолке,
фрагменты декора и атрибуты средневекового бытия – уже свидетельства того, что бывшие владельцы виллы были люди не бедные.
И правда, вилла Принчипе (Villa del Principe Dorio di Fassolo), как загородный дом с садом, некогда принадлежала старинному роду Памфили (где-то Памфиджи), состоявшим в родстве с Папой Иннокентием X. Какое-то время виллой владела семья Ломеллини, пока ее не приобрел Андреа Дориа.
Надо сказать, аристократический род Дориа в период XII-XVI веков имел огромное влияние в Генуе и играл важнейшую роль в ее делах. Один из ярчайших его представителей – Андреа Дориа (1466-1560). Будучи кондотьером, недовольным скупостью и действиями Франциска I, он перешел на службу к Карлу V, освободил Геную от французов в 1528 году, восстановил в ней независимую республику под покровительством императора, ограничил власть дожей и ввел Конституцию. После чего заслуженно удостоившись титула Освободителя и Отца Отечества, почти стал у руля правления страной. Успехи прославленного адмирала подняли его в глазах императора, который сделал его главнокомандующим своих морских сил и всемилостивейше даровал ему титул князя Мелфи.
В одних источниках значится принц Дориа, в других князь. Наверное, следует сделать небольшое отступление и внести в этот вопрос некоторую ясность. Дело в том, что (не имея в виду детей короля, к которым уместно обращение «принц» или «принцесса») подобным титулом наделялся влиятельный человек, фактически являющийся правителем на относительно небольшой территории. Или в отдельном политическом образовании – удельный князь среди представителей феодальной аристократии в IX-XVI веках, можно сказать и так. Позднее в Центральной, Западной и Южной Европе титул князя в зависимости от важности и значимости стал приравниваться к принцу. Между прочим, в российской системе «князь», как высшая степень дворянства, на европейские языки переводится как «принц» (prince).
В общем, как бы то ни было, Андреа Дориа был человеком влиятельным и неординарным, могущество рода при нем достигло своего апогея. И помимо славы и громких свершений, записанных в анналы истории, он оставил потомкам титул князей Мелфи, привилегии и приличное состояние. В числе громадных владений, перешедших к внучатому племяннику Джованни Андреа – тоже выдающемуся флотоводцу (именно от него и ведут происхождение существующие линии рода Дориа), и вилла Принчипе (он и заканчивал ее обустройство).
Так вот в 1529 году А.Дориа начал строительство своего дворца, где бы и семья не теснилась, и пышный двор было где разместить. Сады, тогда окружающие дворец, с одной стороны спускались к морю, с другой упирались в предгорья. Приемы, аудиенции. Среди именитых гостей во дворце побывал и сам Карл V, прибывший со своей свитой морем и швартовавшийся на собственной пристани виллы. Дворец, как-то незаметно из загородного жилища перешел в статус городского, а, кроме того, стал не только единственным королевским дворцом в городе, но и образцом эпохи Возрождения с новыми элементами, пришедшими на смену архитектуре средневековья.
Часть залов и комнат дворца отреставрированы и открыты как музей. Вот они перед вами.
Росписи, по-видимому, и обеспечили им громкие названия. К примеру, в апартаментах князя (только вслушайтесь) Зал римского милосердия, служивший прихожей, украшен росписью «Отцелюбие римлянки»,
или Парадный салон с позолоченными скульптурами и фамильными портретами – «Падением титанов». В Лоджии Героев, в Золотой галерее и в Парадном салоне прежде открывались окна с видом на сад.
Мужчина – воин, защитник, герой. Победитель медузы Горгоны Персей в сценах мифа о спасителе царевны Андромеды в комнате Персея. Рядом комната с росписями, повествующими историю Кадма – победителя дракона. Есть Зодиакальный салон, Зал Париса (как «защитника мужей») и Зал Геракла – героя, о подвигах которого сложены легенды. Гобелены XVI века в Зале жертвоприношений (ведь без жертв не бывает побед).
В Галерее Ауреа особое место в коллекции занимает композиция, запечатлевшая эпизоды морского сражения при Лепанто, где участвовал Джованни Андреа Дориа (1571), развеявший миф о непобедимости турецкого флота.
Кроме фресок и сотканных вручную шпалер помещения украшены лепниной, произведениями искусства и элементами декора. Много фамильных портретов и картин.
Среди предметов старинной мебели знаменитый стол, он сделан Себастьяном дель Пиомбо в 1526 г., когда Дориа служил у Папы Климента VII в качестве адмирала.
Мастера во главе с флорентийцем Перино дель Вага – автором росписи семейной Капеллы,
да и почти всего живописного оформления дворца, в основе которого философия с аллегорическими изображениями мифологических героев, постарались на славу.
И в апартаментах княгини красивые залы с не менее звучными названиями: салон бога морей Нептуна, Зал Психеи, олицетворяющей душу, Зал Арахны (прославившейся искусной ткачихой), Зал благочестивой четы Филемона и Баквиды, «блистающего» Фаэтона и одного из титанов древнегреческих мифов Прометея (есть даже Зал наказания Прометея), Зал дани и Зал триумфа. Не все помещения восстановлены в прежнем виде и для посетителей открыты лишь несколько залов. Кроме росписей и тканых ковров-картин там также можно увидеть кое-то из обстановки XVII – XVIII веков, посуду и портреты.
Дворцы, где мне приходилось бывать, обычно не пустовали, минимум группа, максимум сплошная туристическая масса, сильно не разгуляешься. Здесь же я ходила в полумраке дворцовых залов совершенно одна! Оказывается и такое иногда случается!
Перед уходом последний привет самому Андреа Дориа в образе Нептуна. Статуи Юпитера, символизирующего Карла V, которому основатель виллы обязан титулом князя (prince) больше нет, а посему в истории пора поставить точку. Даже ворота и двери оказались закрытыми, то бишь я оказалась не только единственным посетителем княжеских хором, но и последним гостем виллы в тот день. Так с чувством выполненного долга (нашла, увидела, запечатлела и запомнила!) я и отправилась в сторону отеля, любуясь по пути красотами старого города.