Утром мы отправились в путь. Оказывается, кроме грузовика, везущего юрты, на озеро ехала ещё «Нива». Да и народу поехало 12 человек. Надо было поставить юрты и обустроить весь быт. Дорога через перевал была очень живописна. Мы поднялись по серпантину, а затем немного спустились в межгорную котловину, где и располагалось озеро. Погода здесь, в котловине, сильно отличалась от погоды внизу. Дул очень сильный пронизывающий ветер, лил дождь. Было значительно холоднее. Несмотря на плохую погоду, мы стали ставить первую юрту. Это была юрта китайского производства. Ставилась она проще и быстрее, чем традиционная юрта. Такой своеобразный конструктор LEGO. Один элемент металлического каркаса нужно вставить в другой и так далее. А затем, когда каркас полностью собран, нужно закрепить на нём укрывной материал. В общем, процесс довольно увлекательный. Тем более для меня, ведь я никогда не видел вживую, как ставят юрты.
С установкой юрты и растопкой печки мы все обрели укрытие от дождя и холода. К этому времени все уже успели сильно промокнуть и замёрзнуть под пронизывающим ветром. Вскипятили чай, перекусили. Когда закончился дождь, я пошёл прогуляться по берегу озера. За исключением небольшого залива, вдававшегося в берег, оно всё ещё было полностью покрыто льдом. И это в середине мая! Вдоль берега оттаявшей части водоёма валялись глыбы льда. Несмотря на то, что температура воздуха была около 5 градусов выше нуля, на сильном ветру они воспринимались как все минус 10. Поэтому долго я не прогулял и вернулся греться в юрту, где была печка. Остальные люди к этому времени взялись за установку второй юрты – уже традиционной. В отличие от китайской, каркас у неё был деревянным, а укрывным материалом служил настоящий войлок. Ставить её сложнее, так как элементы каркаса нужно было связывать верёвками, а не просто вставлять одну железяку в другую. Традиционная юрта значительно дороже китайской, но она и теплее, что немаловажно в этих высокогорных краях.
Пока ставили вторую юрту, к озеру подъехал микроавтобус. На нём путешествовали по всей Киргизии два француза, один из них – русского происхождения. Возил их русский водитель по имени Владимир, проживающий в Бишкеке. Французы, прознав, что тут скоро поставят ещё одну юрту, решили переночевать здесь, а утром двинуться в путь. Ночью весь народ распределился по двум юртам, завернувшись во все имеющиеся одеяла и спальники и подкинув в печку дрова и уголь. Ночь обещала быть не слишком тёплой, учитывая, что и днём-то холод был нешуточный.
Утром я решил возвращаться не на грузовике, а на микроавтобусе с французами. Во-первых, выезжали они раньше, а во-вторых, ехать планировали по другой дороге, хотя и не были полностью уверены, что перевал там открыт. Распрощавшись с гостеприимными киргизами, мы двинулись в путь. Проехав вдоль берега озера около 20 км, водитель свернул и поехал через другой перевал. Дорога была, пожалуй, ещё более живописной, чем та, по которой я попал на озеро. За перевалом мы остановились на берегу горной речки. Один из французов просидел там около получаса с удочкой, пытаясь поймать какую-нибудь рыбу, однако на этот раз удача так и не улыбнулась ему.
В итоге, доехал я с этими ребятами до Кочкорки и там мы распрощались. Они приняли решение остановиться в каком-то местном гестхаусе, а я двинулся дальше – в сторону Бишкека и границы с Казахстаном, которую пересёк в этот же день ещё засветло. В общем, дорога на Сонгкёль оказалась не слишком простой, но очень интересной. Помимо собственно попадания на озеро я поучаствовал в установке юрты, помогал чабану загонять баранов, пил кумыс и познакомился со многими другими особенностями жизни кочевников.