Утром начальник полиции сказал, что в 8 часов через перевал пойдёт машина. Машина действительно пошла, однако оказалась полной. Уехать на ней мне не удалось. Когда будет следующая машина – никто не знал. Может только завтра, и то не факт. Однако эксперт из Хорога заверил меня, что сегодня после обеда собирается ехать домой и будет искать машину, которая переправит его через перевал. Это несколько обнадёживало.
Чуть выше Сагирдаша расположен ещё один кишлак – Камчак. Следующий кишлак уже за перевалом Хабуработ. До Камчака я дошёл пешком в компании местного учителя физики. Идти там совсем недалеко, где-то за полчаса можно добраться, но дорога всё время в горку. Учитель позвал меня в школу на чай. В этой школе я просидел полдня, общаясь с разными учителями. Машин всё равно не было, а если бы кто-то поехал через перевал, то начальник полиции бы мне позвонил. Часам к трём дня я уже начал терять всякую надежду и стал планировать на следующий день переход через перевал пешком. По моим расчётам за световой день я вполне мог его преодолеть. Однако, всё зависело от погоды, а она пока не слишком располагала к такой пешей прогулке. Местный учитель русского языка уже позвал меня к себе переночевать, если в этот день машины так и не будет. Также, он обещал показать более короткую дорогу по горам, если я на следующее утро решусь идти пешком.
В 4 часа дня позвонил начальник полиции. Машина через перевал скоро пойдет. На этой машине, разумеется, ехал и эксперт их Хорога. Если бы ему не надо было возвращаться домой, то я бы там ещё надолго мог застрять. Часам к 6 вечера мы, преодолев перевал, добрались до центра Дарвазского района – посёлка Халаихум. Посёлок этот стоит на берегу реки Пяндж, на границе с Афганистаном. Для памирского поселения он имеет довольно цивильный вид. Здесь есть даже светофоры, хотя особой необходимости в них вроде нет. На противоположном берегу реки стоит какой-то афганский кишлак. Наблюдать за его жизнью, сидя на берегу, было довольно занимательно. Видно, как там ходят женщины, закутанные в паранджу. Ходят мужчины в широких штанах и в халатах. Дети играют в футбол, ездят мотоциклы и машины, кричат ишаки. Интересно, что можно так понаблюдать за жизнью другой страны, не посещая её. Особенно интересно, когда это такая страна, как Афганистан.
Когда я выходил из посёлка, ко мне подошёл человек и позвал меня в гости. Приглашение я принял, так как уже начинало смеркаться. Человека звали Исо (т.е. Иисус) и он был полковник в отставке. Родом он был из Калаихума, однако сейчас жил в Душанбе. Вместе со своим племянником, сыном и другом сына они приезжали в эти края походить по горам и пострелять куропаток. Проведя 2 недели в горах, они собирались переночевать в Калаихуме, где у Исо имелся дом, а на следующее утро уже выезжать в Душанбе.
Весь вечер прошёл в разговорах. Исо очень любил ходить по горам, ночевать в палатке, охотиться. О прелестях жизни путешественника ему не надо было рассказывать, он и сам их отлично понимал. Проведя в русскоязычной среде значительную часть жизни, отставной полковник говорил по-русски практически без акцента. Помимо тех куропаток, которых им удалось подстрелить, они также поймали двух птиц в живом виде, поставив ловушки. Одна из куропаток сидела в клетке, а для другой клетки не нашлось, и она просто бегала по комнате. Этих птиц Исо собирался увезти домой в Душанбе.