Оттолкнувшись от Площади 1905 года, продолжим маршрут "Красной линии" по улице Ленина.
Вскоре "Красная линия" заставит нас свернуть с Ленина на улицу Вайнера. Следует безропотно повиноваться этому "зигзагу судьбы", ведь Вайнера — не просто очередная улица краснолинейного маршрута, это гордость города, место притяжения не только горожан, но и гостей города. Её именуют Уральским (Нашим) Арбатом, разумеется, по ассоциации со Старым Арбатом в Москве. И эта ассоциация не безосновательна.
Большая часть улицы Вайнера — это пешеходный бульвар с большими фонарями, чугунными скамейками, ухоженными купеческими особняками и современными зданиями.
Если кто-либо предположит, что улица Вайнера посвящена одному из братьев писателей-детективщиков, то ошибётся. Своё название улица получила в 1919 году в честь революционера Леонида Вайнера, известного своей активной работой в Перми и Екатеринбурге и погибшего во время гражданской войны.
А вот основана улица гораздо раньше, в 1735 году. Её старое название — Успенская — появилось в 18 веке после строительства в Ново-Тихвинском переулке церкви Успения Божией Матери. Выгодное географическое положение в 19 веке превратило Успенскую в настоящий торговый центр с многочисленными магазинами и лавками. Сейчас о прежнем названии улицы напоминает расположенный здесь популярный торговый центр "Успенский".
В настоящее время торговое значение улицы сохраняется. Здесь немало современных торговых центров, модных бутиков, книжных, продуктовых супермаркетов, кафе и ресторанов, но большинство людей приходит на Вайнера в поисках старины.
До наших дней в прекрасном состоянии дошли здания "Пассажа", типографии "Гранит", Русско-азиатского банка и дома местных купцов: Телегина, Хребтовой, Лазарева, Блиновых и других.
Именно они создают здесь неповторимую атмосферу, благодаря которой, наверное, не очень удивит, если к вам навстречу из соседних ворот выйдет разодетая купчиха с маленькой собачонкой на поводке.
Попытаемся разглядеть поближе некоторые из них.
Дом купца Е.Е. Емельянова. Здание является образцом доходного дома конца 19 века в застройке Екатеринбурга, выполненного в композиционных формах эклектики. Позже этот памятник будет связан с деятельностью областной газеты "Уральский рабочий» (1920-1934), в которой работали и публиковалисъ известные поэты и прозаики (А.П. Гайдар, В.В. Маяковский и др.).
Среди иных купеческих особняков бело-голубым пятном выделяется двухэтажный дом на углу Вайнера с улицей Попова. Это дом потомственных почетных граждан Екатеринбурга Телегиных. Он был построен в 1890 году в эклектитическом стиле с прекрасной барочной лепниной. На нижнем этаже в доме располагался магазин, на втором этаже — конторы, а сами Телегины, как пишут историографы, жили на улице Уктусской (ныне 8 марта). Семья Телегиных играла важную роль в жизни города: эти купцы-меценаты на свои средства построили Ивановскую церковь.
Почти по соседству простирается длиннющий кирпичный фасад торгового дома Дмитриевых, где некогда торговали чаем купцы Агафуровы. Владельцами этого двухэтажного каменного дома были купцы братья Дмитриевы. Кроме магазина Агафуровых, здесь работало несколько других торговых заведений: два бакалейных, галантерейный, табачный, посудный, писчебумажный и швейных машин «Зингер и К°». В советскую эпоху в этом здании располагался "Детский мир".
Дальше по нашему курсу — Музей изобразительных искусств. На меня стилистика подобных сооружений не производит особого впечатления. Тем не менее — это памятник архитектуры, отметивший недавно свой столетний юбилей. Он был построен как магазин в 1914 году архитектором К. Т. Бабыкиным в стиле "рациональный модерн", отличающимся предельной лаконичностью и минимумом деталей. В 1914-1936 годы здесь размещалась типография "Гранит", а в годы Великой Отечественной войны в здании хранилась немного-немало — коллекции Эрмитажа.
Ещё один элегантный "старичок" — дом Хреботовой. Каменное здание в стиле классицизма было построено в первой половине 19 века. В 1870-е здание было реконструировано в духе эклектики с элементами барокко и расширено в связи с преобразованием в доходный дом. В настоящее время здание занимает Пенсионный фонд.
Дом мещанина Н.В. Лазарева. 1890 год. Здание является образцом жилой застройки Екатеринбурга конца XIX в. в формах эклектики.
Следующее яркое здание необычной и очень изящной формы — особняк мещанина Блинова, построенный в 1912 году. Дом Блинова представляет собой образец архитектуры городского особняка Екатеринбурга начала 20 века с великолепным убранством главного фасада с элементами модерна.
Уральский Арбат был бы менее живым, если бы он не был заселён своими скульптурные обитателями. Давайте познакомимся с наиболее интересными их представителями.
Начнём, пожалуй, знакомство с Коробейника. Это первая скульптура, которая была установленная на Вайнера в 2006 году. В руках Коробейника поднос, на котором стоят флакончики с парфюмом. Они так полюбились некоторым горожанам и туристам, что периодически они их ... спиливают.
Большинство же людей, проходя мимо бронзового торговца, кидают на поднос монетку и трут бутылочку с духами, которую он держит в протянутой руке. Это приносит удачу и богатство, а если загадать желание, оно должно непременно сбыться. Не пробовал, но звучит довольно правдоподобно!
А вот и верные Друзья — кузнец, собака и лошадь. Нос собаки ярко блестит на солнце, поскольку растёрт до дыр суеверными туристами. Да и местные не прочь попросить у судьбы удачи в подарок. Говорят, особенно изощряются студенты. Считается, что это может помочь на экзамене вытянуть счастливый билет.
Но и те, кто ещё не дорос до получения высшего образования или, как я, давно перерос,также на всякий случай трут нос бронзовой собаки.
Прототипом "человеческой" части памятника стал местный кузнец Александр Лысяков. Я, признаться, принял его по началу за Доктора Айболита.
Ну а поскольку весна на дворе, очень органично смотрятся на бульваре Влюблённые. Говорят, влюблённые пары, останавливающиеся в квартирах посуточно в Екатеринбурге, считают своим долгом "сообразить на четверых", присаживаясь рядом с бронзовой парочкой и делают групповую фотографию на память. Ну а зимой сердобольные граждане надевают на босые ноги влюбленных кроссовки и кеды. Хотя, на мой взгляд, уместнее были бы более подходящие для зимы пимы.
Скульптура "Банкир и автомобилист" изображает банкира, идущего к автомобилю, в котором его дожидается личный водитель. Надо сказать, что фигура банкира вполне соответствует моему детскому восприятию ненавистного Буржуина.
Кстати, в его автомобиле можно бесплатно прокатиться по бульвару. Чем я не преминул воспользоваться. После этого моя классовая ненависть к банкирам... нет, не пропала, а несколько утихомирилась.
Остальные памятники Арбата посвящены персоналиям.
Памятник изобретателю велосипеда Е.М. Артамонову.
По легенде, крепостной Артамонов изобрел велосипед в начале 19 века и устроил пробег в Москву, чтобы удивить императора. Якобы его семье даже пожаловали вольную. Документальных подтверждений этим фактам нет. Скорее всего, это миф. Зато Артамонов – единственный велосипедист, с присутствием которого мирятся пешеходы на улице Вайнера.
Вслед "живым" велосипедистам обычно слышны очень живые и не всегда лицеприятные выражения пеших прохожих, и я их понимаю.
Скульптура "Гена Букин" изображает легендарного героя популярного ситкома. Я этот киношедевр никогда не смотрел, поэтому до обследования интернета в этой части не мог взять в толк, что это "за"? А тем не менее всемирная паутина утверждает, что самые преданные фанаты сериала специально приезжают и арендуют квартиры на сутки в Екатеринбурге только для того, чтобы увидеть тот самый ТЦ "Гринвич", в котором, по сценарию, и работал Гена.
Пишут, что на открытие памятника киногерою приезжал сыгравший Гену Букина актёр Виктор Логинов. Когда-то он жил и работал в уральском мегаполисе, и здесь его встречали в новом качестве как vipперсону.
Рядом со звездой, Геннадием Букиным, неожиданно расположился памятник малоизвестному американскому певцу, Майклу Джексону. Он настолько мало известен, что во всей Россее больше нет ни одного памятника, ему посвящённого.
Как и положено Арбату, улица Вайнера очень живая и спокойная, гомозливая и степенная, молодёжная и солидная. Километр променада, а какой он многоголосый, насыщенный полифонией полуторамиллионного города?!
Есть на улице Вайнера фонтан "Спираль времени".
По замыслу авторов, фонтан представляет собой спираль времени, в центре которой шар, висящий на водяном столбе. Лучи, соединяющие временные потоки, символизируют наш мир. Фонтан напоминает о том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой.
Как и фонтан, Уральский Арбат, вместе со своими обитателями, удивительным образом объединяет различных людей, различных стран, разных времён в единое целое и ради этого сюда стоит забрести, хотя бы однажды.