Вот, бывает, возвращаешься из Европы, окунаешься в нашу действительность и думаешь: "Почему же тут не так хорошо, как там?". А бывает, что съездишь куда-нибудь в российские дали и по возвращении хочется сказать: "Эээ, нет, не так уж и плохо тут у нас".
Такие примерно мысли посещают меня каждый раз при возвращении домой из разных поездок. И мне хочется показать где я живу, а хорошо тут или плохо, будет видно по ходу дела.
Итак, речь пойдет об Охте, районе северной столицы, не избалованном упоминаниями в путеводителях, но в то же время существующем очень давно, берущем свое начало в глубине веков, еще раньше, чем возник собственно город, который мы сейчас называем Санкт-Петербург. Еще до того, как на берега Невы пришел Петр Первый с намерением "в Европу прорубить окно" и "отсель грозить шведу", в устье Охты было поселение Ниеншанц. Здесь, неподалеку от нынешнего Большеохтинского моста находилась переправа через Неву, связывающая Русь с неизвестными тогда северными чухонскими землями.
Как известно, существуют две Охты — Большая и Малая. Та, что на левом берегу реки Охты зовется Малой, соответственно, на правом — Большой. Интересна охтинская топонимика — параллельно Неве идут несколько проспектов — Большеохтинский, Среднеохтинский и ... (логично было бы предположить, что Малоохтинский, а вот и нет!) проспект Металлистов. На самом деле все логично — Большеохтинский и Среднеохтинский — на Большой Охте, а Малоохтинский — там, где ему и положено быть — на Малой.
Несколько лет назад на Охте Газпром планировал свой Охта-центр, но проект не получил одобрения и газовый гигант перебазировался в другое место, начав строительство Лахта-центра.
Существуют разные точки зрения на этот несостоявшийся проект, в итоге победили все же противники проекта, и сейчас на месте начавшегося строительства высится огромный забор, а за забором огромный пустырь, поросший бурьяном. Лично мне кажется, что Охта-центр был бы очередным украшением города. И в социальном плане было бы лучше, инфраструктура бы подтянулась и вообще... Ну да ладно.
Зато у нас парки красивые. Про один из них я уже как-то писал Место, где 31 августа 1768 года ничего не произошло, повторяться не буду, хочу упомянуть о Малоохтинском парке, расположенном на перекрестке Новочеркасского проспекта и Республиканской улицы.
Парк вполне себе современный, ухоженный, украшенный скульптурами и памятниками, сегодня представляет собой одно из любимых мест отдыха горожан из близлежащих кварталов.
Малоохтинский парк раскинулся по обе стороны от Новочеркасского проспекта, ограничиваясь со стороны Невы Малоохтинским проспектом. И если дальняя от Невы его часть более зеленая и более парковая, то левая больше похожа на лужайку.
Эта лужайка окружена яркими экземплярами современной архитектуры, среди которых можно выделить здание офиса банка Санкт-Петербург, прозванного в народе "чайник".
На самом деле это комплекс зданий — главная башня окружена более мелкими, но на самом деле тоже большими зданиями, выполненными в том же стиле. Исполинские сооружения, среди которых не заметить человека — пустяковое дело.
Комплекс зданий, отделанный темным стеклом, располагается на берегу Невы, на открытом пространстве, поэтому виден издалека. Проект тоже небесспорный, у него много сторонников и противников. Но, вернемся к Малоохтинскому парку.
Парк подходит вплотную к офисным стеклам, отражающим зелень и недавно построенную церковь — Храм Успения Пресвятой Богородицы.
История этого храма не простая. На этом месте стояла старая кладбищенская церковь, которую закрыли в далеком 1938 году. Здание церкви, обезглавленное и лишенное архитектурных украшений, использовалось как кинотеатр. Пострадавшее во время войны, оно в 1960 годы было полностью снесено. А кладбище было решено стереть с лица земли вместе с закрытием церкви и к началу войны это был практически пустырь. Но память людскую не закроешь постановлением правительства и с началом блокады Ленинграда кладбище, состоящее из братских могил и стихийных захоронений вновь появилось на этом месте — печальных поводов было слишком много.
После войны, однако, кладбище опять было полностью уничтожено. И территория между Новочеркасским проспектом и берегом Невы долгое время оставалась неухоженным пустырем. В 1994 году по инициативе бизнесмена Валентина Ковалевского началась работа над проектом храма. Сразу было решено, что церковь будет строиться только на добровольные пожертвования, без привлечения средств из госбюджета.
Если мысленно прочертить треугольник, один из концов которого будет исходить от Александро-Невской Лавры к Воскресенскому Новодевичьему (Смольному) монастырю, то третьей точкой треугольника окажется Успенский храм. И его архитектурное решение, напоминающее лучшие образцы древнерусского зодчества, оказалось достойным этого соседства.
На территории храма позже появился памятник жертвам Беслана.
Недалеко от Малоохтинского парка, на берегу реки Охты находится малоизвестное старообрядческое кладбище. Официальное его название — Малоохтинское, оно было частью большого Малоохтинского кладбища, которое, власти ликвидировали, хоть и не с первого раза. Его трудно найти, оно спрятано за фасадами больших современных зданий и мрачными казармами Новочеркасского полка с одной стороны и совсем недоступно с другой, так как выходит на берег Охты.
Некоторые захоронения совсем пришли в запустение, в основном те, что относятся с блокадному периоду — видимо, не осталось никого, кто бы мог ухаживать за могилой.
Наиболее известная могила, находящаяся в восточном углу — российского предпринимателя и бизнесмена XIX века Василия Александровича Кокорева. Он был всеядным — участвовал в соляном бизнесе, владел нефтеперерабатывающим заводом, сетью винной торговли, участвовал в транспортных и других инфраструктурных проектах России. Кокорев основал галерею, которая потом была им передана частично в Третьяковку, частично императорском двору, позже эти картины стали частью коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Также он основал и содержал "Академическую дачу" — летнюю резиденцию в Тверской области для студентов Художественной академии. Василий Кокорев до конца жизни был старообрядцем, поддерживал единоверцев. До сих пор фамильный склеп кто-то поддерживает в порядке.
Немногие жители города знают о существовании Уткина проспекта. Такая улица действительно есть, но на гордое название "проспект" сейчас уже совсем не тянет. В результате современной застройки от него осталось несколько небольших не связанных друг с другом переулков, да и те скоро сойдут на нет. Находится Уткин проспект возле впадения ручья Оккервиль в ту самую Охту, немного выше по течению от описанного Малоохтинского старообрядческого кладбища.
Там, где сейчас мирно пасутся на водной глади утки, ранее находился довольно широкий Уткин мост, а еще где-то рядом была Уткина улица. Утина улица канула в Лету (или в Охту?), Уткин мост стал маленьким пешеходным. На самом деле он был перестроен из-за ветхости оригинального и ввиду того, что рядом через Оккревиль проходит большой восьмиполосный Заневский проспект, мост не стали делать большим, ограничились лишь пешеходной частью.
Рядом с Уткиным мостом стоит Уткина дача, загородная вилла, построенная по проекту архитектора Львова и принадлежавшая в XVIII — XIX разным знатным семейсвам. Это сооружение вполне могло бы быть очередным архитектурным украшением города, если бы не его состояние. Оно ужасно. Последним его владельцем был мировой судья Василий Иванович Уткин, отсюда и пошли все эти "уткины" названия. После его смерти, имение в соответствии с завещанием было передано Императорскому человеколюбивому обществу и использовалось для присмотра за больными. В советское время здесь был интернат для душенобольных.
Здание совсем пришло в упадок и после признания его аварийным оно было оставлено вплоть до 2012 года, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о его восстановлении и передаче музею городской скульптуры.
Говорят, что проект утвердили. Объект обнесли забором, поставили охрану, внутрь не пробраться. Только вот работ никаких пока не видно.
Ну да ладно, хватит о грустном. Настала пора выйти на речные просторы большой реки — Малоохтинский проспект. Несомненно, его украшением является мост Александра Невского — самый длинный разводной в Петербурге, его длина — около полутора километров.
С двух сторон от моста по берегу Невы можно заметить здания в стиле сталинского ампира. Ниже по течению (Малоохтинский 80) — здание Специальных курсов усовершенствования командного состава ВМФ (постройка 1938 г.). В этом здании во время Великой Отечественной Войны хранились экспонаты из запасников Эрмитажа.
А выше по течению Невы (Малоохтинский 82) — так называемый "Дом врачей" построенный в том же 1938 году. Сейчас там располагается Северо-Западный филиал государственного медицинского университета им.Мечникова.
Напоследок, пожалуй, еще стоит упомянуть о находящихся там же зданиях сталинской эпохи. Это жилой квартал, выходящий главными фасадами на Неву с уютными просторными двориками внутри и относительно невысокой этажностью домов. Наверное, владельцам современной недвижимости, построенной в спальных районах методом точечной застройки, район покажется слишком старомодным, а мне нравится.
И здание Российского государственного гидромеорологического университета (Малоохтинский 98). Оно было спроектировано в 1937 году, строительство началось сразу же, но не закончилось по плану. В 1941 году стройка остановилась по понятным причинам и та часть здания, которая была готова использовалась как госпиталь. Только в 1953 году удалось закончить стойку. С тех пор там учатся студенты.
Вот такая Малая Охта — место не перегруженное вниманием туристов, не отнесенное к мировому наследию Юнеско, но тоже довольно интересное и своеобразное.
А как же Большая Охта? А про Большую Охту — отдельно.
Другие материалы про эти места
Место, где 31 августа 1768 года ничего не произошло
Охта большая