По трассе М10 «Россия», соединяющую две столицы, мы ездим уже много лет в Карелию, Финляндию, Норвегию. Старинный почтовый тракт из Москвы в Великий Новгород существовал задолго до основания Санкт-Петербурга. В 1712 году по указу Петра I началось строительство дороги между Москвой и Петербургом, а окончилось оно уже при императрице Елизавете Петровне в 1746 году. Протяженность трассы составила 778 километров. А в 1834 году Московское шоссе вымостили камнем, и оно стало первой российской дорогой с твердым покрытием.
По пути мы проезжаем множество малых и больших населенных пунктов, известных и не очень. Многие из них стоят здесь, между прочим, еще со средних веков: Бронница, Яжелбицы, Едрово, Крестцы…
Сегодня мы не станем проезжать мимо Валдая, а заглянем в него. Город расположен на берегу одноименного озера, приблизительно на полпути от Петербурга к Москве. Шоссе, в основном, равнинное, но в средней его части есть череда затяжных спусков-подъемов – они-то и сигнализируют, что мы въехали на знаменитую Валдайскую возвышенность. Валдайские горки – так я называю эту часть дороги. В качестве символа Валдая и Валдайской возвышенности на гербе города изображена «… в серебряном поле гора зеленая, показующая гористое местоположение окружающих мест».
Существуют различные версии происхождения названия Валдай — так сказать, на любой вкус. Я бы даже разделила их на группы.
Первая группа – лингвистическая. Древнейшими жителями в этих краях были финно-угры. Потому считается, что именно они дали имя озеру. Соответственно, исследователи на разные лады трактуют топоним Валдай, используя финно-угорские наречия. Получается, например, «живая вода» или «царь–озеро».
Впрочем, есть и другие знатоки, которые пытаются выискать в данном названии древнеславянские или индоевропейские корни.
Вторая группа – экономическая. Дело в том, что когда-то рядом с озером проходил старинный скотопрогонный путь. Здесь, на границе Новгородских вечевых владений и Тверских княжеских земель, стоял таможенный пост, где пошлину брали не деньгами, а волами – «Вола дай!». Так и пошло — Вольдай, Волюдай. …А, может, и не было никакой таможни, а просто выпускали стада на вольный выпас в окрестных шелковистых лугах…
И, наконец, романтическая версия. Очень красивый юноша – кузнец по имени Валда – приходил каждое утро на озеро умываться. Завидев пригожего юношу, вода в озере начинала волноваться, плескать волнами на берег и повторять «Валда, Валда, Валда!». Да и потом, еще долгие годы, озеро звало своего возлюбленного. За что и стало называться Валдаем.
В Валдае мы собирались осмотреть ключевые достопримечательности и переночевать, а наутро продолжить движение к Москве. Казалось бы, вопрос с ночевкой в Валдае может решаться легко и без затей, ведь город издавна славится большим курортно-туристическим потенциалом. В Валдае масса гостиниц и пансионатов, построенных еще в советское время. В начале апреля они, наверняка, еще пустуют и даже предварительная резервация не требуется. Однако, перелистывая предложения на Букинге, увидела новый интересный вариант – гостевой дом с примечательным названием «Кот и кошка» — Кот и Кошка.
Дом новый, отзывы отличные, цена за двухместный номер (и все предлагаемые опции) вполне бюджетная. На этом варианте мы и остановились. Что в итоге можно сказать: из-за кратковременности визита мы не сумели воспользоваться львиной долей всех предлагаемых возможностей, в том числе баней и шашлыком, но отдохнули прекрасно. И в доме, и в нашем номере, было очень комфортно-уютно.
Предусмотрена каждая мелочь.
Понравились стильные интерьеры.
И, конечно, радушная хозяйка (с хозяином мы просто не успели пообщаться).
Меня очень радует тенденция, активно нарастающая у нас в последние годы – возникновение множества частных небольших гостиниц, гостевых домов, мотелей, кемпингов и т.п. с современным комфортом и подобающим набором услуг. Прошлым летом в похожей ситуации мы останавливались на ночевку в поселке Матросы под Петрозаводском — в гостевом доме «Хвойный» (pine-hotel.ru). В таких местах рады принять гостей.
Теперь, когда мы познакомились с нашим путевым пристанищем, отправляемся гулять по городу.
Комсомольский проспект – главная улица города, до постройки объездной здесь проходила дорога из Петербурга в Москву.
Придорожная часовня
Впервые о Валдае, как о населенном пункте, указано в новгородской писцовой книге 1495 года — «Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки».
Город славен своими колокольчиками.
Валдайские колокольчики – это, прежде всего, ямские или ямщицкие колокольчики — обязательный атрибут конных троек на русской дороге. То, что литье колокольчиков возникло именно в Валдае — совсем неудивительно, ведь город находился на оживленном тракте, и все промыслы здесь, так или иначе, были связаны с обслуживанием дорожных нужд.
И, хотя колокололитейные производства возникли в городе к концу XVIII в., первые валдайские колокольчики, согласно легенде, появились гораздо раньше. Говорят, чтобы положить конец Новгородской вольнице, царь Иван III повелел снять вечевой новгородский колокол и увезти его в Москву. Но по пути в столицу возок с колоколом опрокинулся где-то на одном из Валдайских спусков-подъемов. Колокол разбился на множество мелких осколков. Из тех осколков местные жители стали лить звонкие валдайские колокольчики.
Узнать все о колоколах и колокольчиках, и не только ямских, можно в Валдайском музее колоколов. Экспозиция музея размещается в Львовской ротонде — путевой дворцовой церкви Святой Екатерины, 1793 г., построенной по проекту Н.А. Львова. Есть еще и новая экспозиция в соседнем здании.
В наших планах значилось также посещение Иверского монастыря. Монастырь стоит на одном из островов Валдайского озера.
С городской набережной его прекрасно видно. Монастырский комплекс и в начале весны смотрится довольно эффектно: купола церквей словно парят над белой гладью замерзшего озера. Летом к картинке добавится густая зелень деревьев и прозрачность воды…
До монастыря напрямик — около трех километров. Но лед уже слабоват…
Следовательно, чтобы добраться туда, надо снова выехать на трассу, немного проехать, и повернуть на Боровичи.
Как многие равнинные водоемы, озеро Валдай имеет ледниковое происхождение. Глубина его достигает 92 м. Берега сильно изрезаны — имеется множество заливов и около 20 островов. Самые крупные из островов — Рябиновый, Сельвицкий и Муравьиный. Монастырь расположен на Сельвицком острове, а по пути предстоит перебраться еще и через Рябиновый остров. При реконструкции Иверского монастыря в 2008 году туда была проведена асфальтовая дорога и построены мосты между островами.
На Рябиновом острове росло много рябин — отсюда он и получил свое название. Рябина была культовым деревом у финно-угорских племен, некогда проживавших в здешних местах.
Муравьиный остров отделен от Сельвицкого небольшим проливом. Этот остров называли Темным, так как по легенде на нем жил колдун — это было еще до основания монастыря. Посреди Муравьиного острова имеется собственное небольшое озеро — Глухое. Температура воды в Глухом озере всегда немного выше, чем в Валдайском.
Основателем Иверского монастыря был патриарх Никон. Уж очень здешние места ему приглянулись. Про Сельвицкий остров патриарх сказал «Не зело велик, но зело прекрасен».
Летом 1653 года началось строительство монастыря на Валдайском озере.
С этого времени он и ведет свою историю.
Патриарх Никон, навещая обитель, любил говорить «На небе рай, а на земле Валдай».
С 1991 года монастырь возвращен Русской Православной церкви. В настоящее время Валдайский Иверский мужской монастырь полностью восстановлен и является действующим.