Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) — русский меценат и музыкант-любитель. Внук Николая Шереметева и певицы Прасковьи Жемчуговой, владелец усадеб Высокое, Ульянка, Останкино, Шереметев двор в Москве и Шереметевский особняк на Шпалерной в Петербурге.
Потомок древнего боярского рода Александр Дмитриевич Шереметев с молодых лет имел два пристрастия — музыку и пожарное дело.
Окончил Пажеский Его Императорского Величества корпус.
В 1889-1894 гг. адъютант главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, в 1894 г. шталмейстер двора, с 1899 г. офицер для особых поручений при Военном министерстве. Флигель-адъютант (1902). Генерал-майор свиты (1909)
Учился музыке у Теодора Лешетицкого (фортепиано), Ивана Мельникова (вокал) и других
видных музыкантов.
В 1882 г. основал частный оркестр, который с 1898 г. начал давать «народные» (общедоступные) симфонические концерты.
В 1908 году пожертвовал 20 000 рублей на учреждение стипендий имени Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1910-1916 гг. возглавлял в Санкт-Петербурге Музыкально-историческое общество,
В 1883 году женился на фрейлине графине Марии Фёдоровне Гейден (1863-1939), дочери графа Фёдора Логгиновича Гейдена, генерал-губернатора княжества Финляндского, и Елизаветы Николаевны, урождённой графини Зубовой. Мария родилась в Ревеле, кроме неё в семье было ещё семеро братьев и сестёр.
Супругов сближала большая любовь к музыке. Мария Федоровна была очень музыкальна, обладала неплохими вокальными данными, выступала как певица-любительница.
Деятельность графа Александра Шереметева на посту начальника Капеллы историки и музыковеды оценивают по-разному, однако все сходятся в одном — он любил музыку и очень дорожил музыкальными традициями своей семьи.
За светскими развлечениями супруги не забывали о своем долге перед Отечеством и немало потрудились на ниве благотворительности. Глава семьи в начале XX века стал членом Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования.
В 1904 году на Балтийском заводе была заложена и вскоре построена подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев», на ее строительство граф А. Д. Шереметев пожертвовал около 200 тысяч рублей. Эта лодка находилась в составе военно-морского флота страны вплоть до начала 1920-х годов.
Когда умер его отец, Дмитрий Николаевич Шереметев, Александру было всего 11 лет.
20 декабря 1874 года скончалась его мать, графиня Александра Григорьевна Шереметева.
Казалось, какой-то злой рок давлеет над династией Шереметевых, уж больно часто дети в этой
семье оставались без родителей.
После смерти матери, как полагалось по закону, над личностью и имением несовершеннолетнего графа А. Д. Шереметева была назначена опека. Одним из опекунов стал брат, граф Сергей Дмитриевич.
В день своего совершеннолетия, когда опека заканчивалась, граф Александр Дмитриевич послал своему брату письмо. Оно сохранилось среди бумаг архива графа С. Д. Шереметева в Москве. Не далеко то прошлое, когда после смерти моей Матери ты принял меня под свое руководство,
и поэтому свежо мне в памяти, с какою заботливостью ты отнесся к моему нравственному развитию, действуя на меня как личным примером, так и выбором достойных наставников.
Эти добрые влияния внушили мне привычку к труду, и уяснили понятия об обязанностях человека, и вывели меня на ту дорогу, по которой я теперь иду и продолжать идти по которой
для меня уже нетрудно.
С другой стороны, твоими попечениями и руководством материальные дела мои поставлены в самое благоприятное положение, в чем убеждают меня особенно дела с князем Ухтомским и периодические отчеты по управлению моими имениями.
Прими же, дорогой брат, мою глубоко чувствительную благодарность за все сделанное тобою мне добро и позволь просить тебя не отказывать мне и на будущее время в твоих дружеских советах и помощи.
Искренне желая сохранить с тобою дружбу навсегда, обнимаю тебя крепко и остаюсь любящий тебя брат Саша
Старший брат во многих отношениях оставался для него авторитетом.
Между братьями всегда существовала тесная семейная связь: они крестили друг у друга детей
и присутствовали на семейных торжествах.
Они совместно финансировали создание памятника Петру I на Выборгской стороне.
Они пожертвовали огромную сумму в 100 тысяч рублей на развитие Добровольного флота России. Этот флот основали в 1878 году для перевозок товаров и пассажиров на коммерческой основе, который сыграл огромную роль в развитии экономики и обороноспособности России.
Усадьба Останкино.
Когда умер отец Александра Дмитриевича Шереметева, семье предстояло пройти через
непростое испытание — раздел наследства между вдовой и двумя сыновьями от двух браков.
Граф Д. Н. Шереметев был одним из богатейших людей страны — он владел недвижимыми имениями во многих губерниях Российской империи: это были земли, доходные дома,
роскошные усадьбы в Петербурге и ближнем Подмосковье, коллекции произведений искусства,
родовые архив и библиотеки и многое другое.
Осуществить раздел так, чтобы все наследники остались удовлетворенными, было непросто, требовалось много времени для длительных переговоров и согласований между поверенными всех заинтересованных сторон.
На долю графа Александра Дмитриевича пришлись родовые имения в 12 губерниях России.
Матушкина вотчина Высокое, с дворцовым ансамблем великого архитектора Бенуа.
Усадьба Высокое.
Храм в усадьбе Высокое.
В Санкт-Петербургской губернии он получил дачу Ульянка, по петергофской дороге, которую
позже вся семья очень полюбила. У пары подрастало четверо детей.
Они отстроили усадьбу по своему вкусу, посадили великолепный фруктовый сад.
Здесь Александр Дмитриевич осуществил свою давнюю мечту.
С детства он видел, какое горе и урон наносят пожары в засушливые года, когда выгорают не
только деревянные имения, но и целые деревни с людьми.
Борьба с пожарами стала его страстью и увлечением всей жизни.
Усадьба Ульянка.
Земельный участок был огромным, Александр Дмитриевич возвел на нём здание и пожарную
высокую башню, создал пожарную команду, наладил чётко выполнимую противопожарную
скорую помощь — стал основоположником пожарного дела в России.
Он совершенствовал пожарное дело, изучал и перенимал опыт в странах Европы и в Америке,
выпускал журнал "Пожарный".
С самого начала процедуры раздела наследства все заинтересованные стороны понимали,
что Фонтанный дом, скорее всего, отойдет к старшему из сыновей графа Д. Н. Шереметева.
Поэтому вскоре после смерти мужа графиня Александра Григорьевна купила для себя и сына другое жилье почти равное Фонтанному дому.
В 1872 году она вступила во владение каменным домом со строениями и землею, приобретенными за 275 тысяч рублей у графини Любови Александровны Мусиной-Пушкиной. Дом этот находился в Литейной части, на Гагаринской улице.
Современный адрес второго в Петербурге шереметевского дома — Шпалерная улица, 18.
В дальнейшем, вплоть до 1917 года, петербургская жизнь графа Александра Дмитриевича Шереметева будет проходить именно в этом доме на Шпалерной.
Дом графа Александра Дмитриевича на Шпалерной был известен в столице.
В 1880-х годах в связи с женитьбой владельца интерьеры перестраивались.
Тогда и появились великолепная мраморная парадная лестница, роскошно отделанные гостиные, Белый зал.
Некоторые интерьеры полностью повторяют помещения Фонтанного дома.
Фамильный герб и девиз Шереметевых — Deus conservat omnia (Бог сохраняет всё) — украшают
вестибюль особняка.
В доме находились родовые реликвии, которые граф А. Д. Шереметев получил по семейному разделу 1874 года. Еще до покупки этого дома графиней А.Г. Шереметевой здесь существовала домовая церковь, в 1887 году архитектор Г.В. Барановский заново отделал её «в русском стиле».
Церковь освятили в честь Св. Благоверного князя Александра Невского.
Всему великосветскому Петербургу были известны концерты и спектакли в доме графа Александра Дмитриевича, проходившие в Белом (Концертном) зале.
О спектаклях, поставленных графом Шереметевым в своем доме, писали газеты.
Так, 15 февраля 1884 года здесь состоялся спектакль по пьесе графа А. К. Толстого
«Смерть Иоанна Грозного», на котором присутствовало около ста человек, главным образом представителей большого света. Роль Бориса Годунова исполнял хозяин дома,
Ивана Грозного играл князь Михаил Сергеевич Волконский, сын декабриста.
27 декабря 1890 года в домашнем театре играли пьесу по драме Пушкина «Борис Годунов». Декорации писали ученики Академии художеств, костюмы и аксессуары были подобраны с археологической точностью. Роли исполняли великосветские актеры-любители:
Бориса Годунова играл князь Голицын, Дмитрия — князь Гагарин, хозяин дома также принимал
участие в спектакле — читал текст от лица Пушкина.
1917 год граф Александр Дмитриевич встретил в очень тревожном состоянии духа, с крайне расстроенными нервами. Еще до Октябрьского переворота граф Александр Дмитриевич с женой уехали на свою дачу в Териоках, где их застал Декрет об отделении Финляндии от России.
Так они оказались эмигрантами и в Петроград больше не вернулись.
Супруги Шереметевы через некоторое время оказались в Париже, куда устремилась большая часть русских эмигрантов. Их материальное положение было катастрофическим — никаких капиталов или недвижимости за границей они не имели.
Александр Дмитриевич и Мария Федоровна оказались среди первых жителей Русского дома в деревушке Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Этот приют для бедствующих русских эмигрантов был создан усилиями самих эмигрантов на деньги, которые жертвовали многие люди,
в том числе иностранцы.
Граф Александр Дмитриевич продолжал заниматься музыкальной деятельностью и даже устраивал благотворительные концерты как во Франции, так и в других странах Европы, но эта сторона его деятельности еще не изучена.
Он скончался в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа в мае 1931 года и похоронен там же,
на знаменитом ныне «русском кладбище». Рядом похоронена и графиня Мария Федоровна, умершая в январе 1939 года.
Дети А.Д. Шереметева родились в России, но закончили свои дни в эмиграции.
Старшая дочь, графиня Елизавета Дмитриевна, (1884-1962) скончалась в Риме.
Старший сын, граф Дмитрий Александрович, (1885-1963) в Париже.
Младшая дочь, графиня Александра Александровна, (1886-1944) во Франции.
Младший сын, граф Георгий Александрович, (1887-1971) в Лондоне.
С 1958 г. о. Георгий стал настоятелем при храме женской Благовещенской обители.
После революции 1917 года дом на Шпалерной улице был национализирован,
многие вещи, имеющие историческое и художественное значение, передали в Музей быта в Фонтанный дом и в другие музеи города. Личный и хозяйственный архив, находившийся в их доме, в большей части сдали в макулатуру, уцелевшая часть документов хранится ныне в отдельном фонде.
В самом доме после его национализации находились различные организации, а с начала 1930-х годов в нем расположился Дом писателей, и под этим названием его и помнят большинство горожан. По иронии судьбы дом главного пожарного старой России в 1990-е годы дважды горел.
Сейчас он имеет статус памятника архитектуры местного значения и передан в долгосрочную аренду в частные руки. После тщательной и дорогостоящей реставрации в 40 млн. долларов,
А. Ебрамидзе открыл в нём фешенебельный отель "Sheremetev Palace", но в 2010 году продал
особняк миллиардеру Алишеру Усманову. Доступ в шереметевский дворец навсегда закрылся.
" И то, что пепел нам священный, для них — одна немая пыль..." (Вяземский)
Составлен пост по книге "Три века городской усадьбы Шереметевых"
Фото из инета и личного архива.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.