Уральский мост, трамвай-подкидыш, профтехучилище №22 — уже не город вроде, но и не деревня — все перемешано и тем притягательно. Один год в училище и первая запись в трудовой книжке «токарь-универсал» — разве такое забудешь? Каждый приезд издалека и непременно сюда — на Остров, где к тому же и родился на 14 линии, где прошел производственную практику.
Река Смоленка разделяет Васильевский остров от острова Декабристов. Ширина реки метров 10-15. Узкая ниточка на карте города, но отличия во многом – на острове Декабрстов промышленные предприятия, склады, отсутствие правильной геометрии и топонимическая мозаика.
Юго-восточная часть Васильевского острова – это университет, научные институты, музеи
и классическая неповторимая красота Стрелки. Василеостровцы – это больше, чем петербуржцы. Здесь существовала особая культура отношений, не признававшая чинов и званий.
Васильевский остров, прочерчен параллельными улицами, за их геометричность улицы назвали линиями, присвоив им номера от 1 до 27. Протяженность линий 2-3 километра. С востока на запад они прорезаны Большим, Средним и Малым проспектами.
Здесь трудно заблудиться – видны дальние перспективы. Любой из проспектов приведет к портовым и судостроительным окраинам, которые нынче обрастают со всех сторон, включая и Финский залив, жилыми кварталами. На моей памяти жить на островах невской дельты всегда было престижно, а особенно – на Васильевском.
Остров же Декабристов вроде вплотную прижат к Васильевскому острову, но это уже иная страна – промышленная, запыленная и, как мне представлялось, утомляющая.
Река Смоленка берёт начало в Малой Неве и впадает в Финский залив. Первое из известных названий реки — Мякуша.В 1864 году она была названа Смоленской рекой по находящемуся рядом Смоленскому кладбищу: .
Прогулку вдоль Смоленки лучше всего начать от станции метро Спортивная-2, чтобы заодно посмотреть на введенный в строй в 2015 году второй (василеостровский) вестибюль станции Спортивная:
Основная станция «Спортивная» находится на Петровском острове и названа так по близости Спортивно-концертного зала «Юбилейный» и стадиона «Петровский»:.
Вестибюли обоих выходов соединены через Малую Неву 300-метровым подземным пассажирским тоннелем, снабжённым уникальным для Петербургского метрополитена устройством — пассажирским конвейером (траволатором).
По набережной Макарова:
проходим к истоку реки Смоленки к тому месту, где одиноко рыбачит на истонченном мартовском люду любитель острых ощущений: . Здесь и далее – «Другой Петербург», не имперский, спортивный, деловой, реальный, в стадии пробуждающейся весны.Берега Смоленки удручают, но и хранят память о свайном характере строительства на болотах, о свайном укреплении берегов:.
В первой прогулке по Петербургу хотелось обойтись без известных «картинок», набивших оскомину. Со мной можно не согласиться. Продолжаем, однако.
Уральский мост – трудяга, но со знаком отличия в виде парусного кораблика:
И знаком отличия в том, как укрепляют подъезды к мосту: тяп-ляп – сдали – получили – уехали – оставили фронт работы другим того же рода-племени: .
Сужается пространство вокруг моста новым жилым кварталом, становясь исторической бусинкой, как церковь Симеона Столпника на Поварской в Москве. Не в том масштабе и значении, но все же.
Идя по левой набережной Смоленки подходим к Камской улице.
В начале ХХ века справа от входа на кладбище 1901-1904 годах в стиле «нарышкинского барокко» была построена церковь Воскресенья Христова:
. Её прототипом стала Успенская церковь на Покровке в Москве. Это сравнение дорогого стоит, ибо именно Успенская церковь произвела шоковое впечатление на юного Д.С.Лихачева, определила направление его исследований. Она была любимой церковью Ф.М.Достоевского, а пораженный ее красотой Наполеон хотел распилить ее и частями вывести во Францию.
Хочу заметить, что и наш петербургский храм даже в руинах производил неизгладимое впечатление. Кроме прочего он знаменит как место отпевания поэта Александра Блока.
Известно, что «погребать на Смоленском кладбище начали с самого заселения Васильевского острова. После полтавской победы, обеспечившей существование Петербурга, Петр Великий обратил особенное внимание на Васильевский остров, хотел изрезать его каналами, застроить домами, оградить бастионами. В 1709 году Меншиков стал строить здесь свои палаты, его примеру последовали другие. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на Васильевском острове поселились те, кого царская воля призвала в Петербург со всего государства Российского. Но о них никто не заботился. Работники приносили с собою орудия и получали из казны: казенные — только пищу, а вольные и плату по 3 коп в день. Помещений для рабочих не было. Каждому предоставлялось право строить для себя избу или рыть землянку. Тяжелые условия жизни, голод, тяжелая работа приводили к тому, что рабочие убегали, болели, умирали. Умирало много народа, если не половина, то, по крайней мере, треть рабочих людей».
С XVIII века и по сей день Камская улица является воротами к Смоленскому кладбищу. За воротам справа — церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери:
. В лихие годы внутреннее убранство храма было уничтожено. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. В 1950 году для одного из приделов храма был взят иконостас придела Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой.В 1989 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербуржской.
Согласно преданию она участвовала в постройке церкви, тайно по ночам носила кирпичи на строительные леса. И похоронена блаженная была поблизости – напротив Смоленской церкви, метрах в 150. Теперь над могилой – часовня ее имени:
Я повстречал отца Ярослава, служившего в Смоленской церкви: рассказал ему о его тезке в пражском Клементинуме, проводившем венчание одной нашей пары. Оба священника оказались украинцами.
На Смоленском кладбище были похоронены: Т. Г. Шевченко, А. А. Блок, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. Е. Маковский, В. А. Глинка, А. Ф. Щедрин, А. Ф. Можайский, Ф. К. Сологуб и другие известные петербуржцы. Отец Ярослав показал мне свежие могилы Марины Малафеевой и Эдуарда Хиля:.
Река Смоленка как граница между двумя островами перестает играть эту роль в своем устье, острова объединяются улицами одного названия. Переводчик Бузыкин из «Осеннего марафона», пробегая по улице Кораблестроителей, вряд ли задумывается о пересечениях:
, как позволяю себе не думать и я, вспоминая героя еще одного культового фильма — «Брат»: в сцене на Смоленском кладбище, православная и лютеранские части которого расположены рядом, но на разных островах.Дополнение:
Фактически прогулка началась со Съездовской линии, что выходит на станцию метро Спортивная 2, где доминантой этой части Васильевского острова служит колокольня храма Св. Екатерины, славившаяся некогда фигурой ангела на куполе:
В 1936 году храм был закрыт. В 1953-м, когда под просторным куполом устроили лабораторию научно-исследовательского института, бетонные перекрытия разделили пространство церкви на четыре этажа. На куполе же по-прежнему стояла фигура ангела, но ещё в 1930-е лишённая креста, со странно поднятой вверх рукой. За это местные острословы не без цинизма называли храм Святой Екатерины «церковью с пионером».
Храм, обладающий статусом памятника культуры федерального значения, вернули епархии в августе 1996 года. Однако восстанавливается он так же медленно, как и строился. Новый ангел взамен утраченного лет 15 стоит во дворе: и позволю себе усомниться в том, что дождется своего восхождения на купол.
16.03.2016