Павия — старинный город, основанный римлянами в 6-8 веках н.э., сейчас является центром провинции Ломбардия и находится совсем недалеко от Милана. В этот раз, минуя город, мы сразу удалились на несколько километров в сторону — туда, где среди обширных, ещё полупустых и спящих сельскохозяйственных угодий затеряна прекрасная Чертоза.
Ранним весенним утром, солнечным и тихим, лишь прозрачный и свежий воздух был холодным, почти морозным, да голые ветви деревьев напоминали о том, что зима ещё не сдалась, хоть и остались считанные дни до её ухода.
Поначалу подумалось, что, наверное, зелёным летом или желтой осенью пейзаж здесь особенно хорош. Хотя, может быть, пышные кроны скрывают башенки монастыря, и тогда со стороны всё выглядит просто рощицей посреди поля... Ну, в таком случае, нам как раз повезло, что оказались здесь именно ранней, неоперившейся весной.
Пока я размышляла, мы успели пересечь небольшой участок поля и приблизиться к воротам монастыря. Кстати, у всех, исключая немногочисленных знатоков, в первую очередь возникает вопрос — почему "чертоза", и что это вообще такое — "чертоза"?
Название происходит от совокупности латинского Cartusia и французского Chartreuse — названия горного массива Шартрёз во Франции. Там, в горах, в далёком XI веке основали свой орден монахи-картезианцы и построили первую обитель.
Итак, Чертоза — это картезианский монастырь, а картезианский монашеский орден предполагает уединение каждого из братьев и обет молчания.
Однако, Чертоза ди Павия не простой монастырь — это один из самых великолепных архитектурных ансамблей Европы. Представьте, вот так, в стороне от Милана, вдали от шумных трасс, где-то среди полей обнаружить исключительный по степени сохранности образец ломбардского художественного вкуса XV века...
Нет-нет, у молчаливых отшельников-картезианцев не могло быть средств, чтобы возвести Такую обитель — этот итальянский монастырь был построен по приказу знаменитого миланского правителя — герцога Джованни Галеаццо Висконти III.
Вам сейчас вспомнился миланский собор? Правильно, и там "дело рук", хотя точнее было бы сказать "кошелька" все того же герцога Джованни Висконти III. Богатый и могущественный это был род — не всякая казна выдержит почти одновременное начало строительства столь роскошных и грандиозных по замыслу архитектурных сооружений, сразу двух!
Интересно было узнать и причину, побудившую герцога на такие немыслимые траты, она на удивление проста. Висконти III и его жена Екатерина очень хотели сына. Строительство Миланского собора они затеяли, чтобы задобрить небеса, а Чертозу — во исполнение обета, данного им Деве Марии: если родится наследник, построить роскошный картезианский монастырь, а мальчику дать второе имя "Мария".
Не случайно к строительству монастыря, которое началось в 1396 году, были привлечены мастера, возводившие миланский собор, отсюда и определённое сходство в оформлении интерьера и фасада — некоторые элементы были заимствованы зодчими у миланского Дуомо.
Церковь монастыря задумывалась в готическом стиле, в конце 14 века она стояла на самой границе обширных охотничьих угодий герцога. Но строительство и отделочные работы продолжались вплоть до 1507 года, а потому сегодня мы видим здесь образец архитектуры, в оформлении которого переплелись черты северной готики и флорентийские веяния эпохи Возрождения.
Эклектичность сооружения связана с тем, что строительство продолжали другие выдающиеся миланские герцоги — Франческо Сфорца и его сын Лодовико, правившие после Висконти.
Фасад церкви великолепнен — резной, изобилующий скульптурами и барельефами из разноцветного мрамора. Различными изваяниями украшена практически вся поверхность, подобно драгоценной шкатулке.
Рассматривать его искусную отделку можно бесконечно долго.
На консолях — скульптуры символические изображения добродетелей.
"Поддерживают" консоли фигуры святых, в том числе св. Бруно Кёльнского, основателя ордена
картезианцев, и ангелов.
В нижнем ярусе, отделанном изощрённо и богато, расположены барельефы древних философов и императоров — Александра Македонского, Цезаря, Августа, и даже Нерона. Насмешка судьбы! Многие императоры были язычниками и гонителями христиан, а теперь их изображения красуются на портале монастыря.
из путеводителяПройти вовнутрь можно лишь небольшой группой в сопровождении гида-монаха. Фотографировать, увы, нельзя, и за этим строго следят. Так что росписи, скульптуры и старинная резная деревянная отделка останутся лишь в вашей памяти.
И ещё несколько "воровских" кадров, если таковые получится все-таки сделать.
Монах рассказывал нам о пяти принципах, на основе которых строилась жизнь картезианцев: молитва, работа, обучение, медитация и абсолютная тишина. Поэтому большую часть времени иноки проводили одиночестве в своих кельях, только раз в неделю, в воскресенье, собираясь на общую трапезу.
Кельи монахов-картезианцев представляют собой двухэтажные обособленные домики с каминной трубой в виде игрушечной остроконечной башенки. Практически, это маленькие отдельные виллы, к каждой из которых примыкает сад, обнесённый высокой каменной стеной. Кельи выстроены по кругу, посередине которого — огромный зелёный луг с великолепным видом на Чертозу.
Чувства, которые вызывает у людей посещение этого великолепного памятника Возрождения, могут быть разными. У кого-то появляется возвышенно-религиозный настрой, большинство испытывает восхищение от увиденных фресок и скульптур. А я отчего-то очень остро ощущала весну и какое-то тихое, почти блаженное умиротворение.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я не написала, но там сейчас другие монахи живут, не молчальники. Уже давно картезианцы монастырь покинули...