В завершение моей "карнавальной серии" заметок можно бы было просто сделать фотоальбом, и ничего не писать. Ведь маски не подведут, в который раз украсив собой очередную из многих и многих страничек интернета.
Однако, я не могу соревноваться с профессиональными фотографами, которые приходят делать свои снимки ранним утром, когда Маски позируют специально для них и фоном является только Венеция, ещё спящая, не заполненная плотной толпой гостей.
К тому же я решила в этой заметке не касаться истории венецианского карнавала, невероятно богатой и захватывающей, но неоднократно уже рассказанной. Позволю себе лишь ссылку на статью из журнала Вокруг Света, которая многим, я уверена, откроет неизвестные факты о прошлом карнавала: vokrugsveta.ru/vs/article/36/
Так чем же удивить, если не пытаться играть исключительно картинками или нагромождать исторические факты? Наверно, я попытаюсь передать здесь не только собственные впечатления и наблюдения а, если получится, рассказать о волшебстве и даже немного о его подоплёке.
Я приглашаю вас совершить прогулку по городу, где сон переплетен с явью. Городу нереальному, призрачному, который больше всего похож на театральные декорации.
В который нельзя влиться, стать его частью. Можно лишь быть зрителем, в крайнем случае, обитателем закулисья! Потому, что реальные действующие лица остались в снах... Сны о Венеции
Да, Венеция — это подмостки, великолепная декорация. Но ведь она реальна. Наверное именно поэтому — потому, что подсознание постоянно напоминало о том, что все происходящее мне не снится, — я поверила Им сразу.
Я увидела это так: Венеция реальна и Маски настоящие, а все остальные мы, кто приехал посмотреть — лишь призраки, от которых уже завтра не останется ни памяти, ни следа в этом прекрасном городе.
Видеть именно так было здóрово, вроде как прокатиться на машине времени, перенестись на 500 лет назад, и там, в прошлом, двигаться незаметной, ничем не привлекающей внимания тенью, среди тысяч таких же теней, которые, как и ты, наблюдают за ожившей историей.
Наверное тогда, в прошлом, именно так прогуливались аристократы в галереях палаццо Дукале.
И морские офицеры пили вино...
...и капитаны высматривали острым глазом развлечений, искали себе подругу-Коломбину на время, пока стои́т их судно в венецианском порту и готовится к новому плаванию.
А на площади Сан Марко обсуждали городские сплетни разряженные знатные дамы.
Не сразу, лишь когда прошла первая эйфория от встречи со сказкой, я начала их различать. Поверьте, с этими Масками не всё так просто, и делятся они на три, совершенно разные категории.
Первая категория самая простая, к ней можно отнести всех, кто спонтанно, поддавшись общему праздничному настроению, приобрёл себе маску или какой-нибудь наряд на скорую руку.
Чаще всего такие маски и наряды покупаются ради баловства, и по возможности не за дорого.
Соответственно, их обладатели ведут себя, как и положено обычным туристам — изучают переулки, фотографируют Венецию, себя на фоне Венеции, и обязательно уделяют внимание другим, более "серьёзным" маскам.
Вторая категория — ряженые. Эти люди готовятся к карнавалу заранее, едут в Венецию специально для участия и не на один день.
Ряженые могут изображать кого угодно, ограничений нет. Средства же, потраченные на карнавальный костюм, зависят от материальных возможностей участников.
Но, в любом случае, это готовые маски и готовые платья, которые хоть и стоят далеко не копейки, все же отличаются от одеяний самой интересной — третьей категории Масок.
Итак, категория третья и главная — та самая, ради которой на карнавал в Венецию слетаются профессиональные фотографы и несметное количество зрителей.
Образы этих масок не бывают случайными. Это либо аристократический костюм, либо традиционные персонажи из уличного венецианского театра комедии Дель Арте (16 век)
non2art.com/stati/komediya-de…
Главное, что отличает эти маски от других — необычайная продуманность и дороговизна костюма. Чулки, отделанная жемчугом и шитьём обувь, часто изготовленная вручную, кружевные перчатки... Такие маски не могут "случайно" оказаться в обычных повседневных ботинках или с голыми руками.
Среди тех, кто предпочитает исторический костюм, на удивление много людей зрелого возраста. Лица их часто открыты, маску заменяет тщательно нанесённый грим, а голову венчает напыщенный высокий парик.
Самая же главная Маска на карнавале, самая любимая всеми и наиболее часто фотографируемая — Венецианская Дама (Dama di Venezia)
Дама элегантна и изысканна, она скрывает под маской знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана.
Дама может быть представлена несколькими вариантами масок: Либерти, Валери, Саломея и Фантазия. Вот уж в чем нет ограничения, так это в фантазии! Венецианская дама, обильно украшенная драгоценностями, может носить самые удивительные наряды и замысловатые прически. Классическим головным убором могут служить шляпки эпохи Ренессанса.
Дамы не любят искать внимания в шумной толкотне, каждая хочет быть единственной, а потому старается занять место чуть поодаль, чаще всего — на набережной одного из каналов.
Внимание публики само находит их, и Дамы позируют вдохновенно и без устали, готовые исполнять любые задумки фотографов.
Их жесты неестественно плавные, замедленные и выраженные. Дамы вздыхают, томятся, обольщают и страдают возвышенно и театрально. Они наслаждаются вашим вниманием и буквально питаются вашим восторгом.
Кто на самом деле скрывается под роскошной маской вы не узнаете никогда. Каков истинный возраст, внешность и, возможно, даже пол загадочной Дамы догадаться невозможно, а наш мозг всегда воспринимает её потрясающей красоткой.
Вот тут, пожалуй, стоит сказать о главном отличии "третьей" группы масок от всех остальных, ибо питаться вашим восторгом и вниманием — их основное, очень важное свойство. Именно оно является причиной того, что на костюмы эти люди готовы тратить любые деньги, а в дни карнавала ходить, как на работу, вставать в 5 утра и находиться на ногах до позднего вечера, невзирая на погодные условия.
Как я поняла, здесь существует своеобразная тусовка, группа очень богатых людей, которые прекрасно друг с другом знакомы и конкурируют не первый год. Участие в карнавалах стало их хобби и смыслом жизни, возможностью самовыражения и причиной соревнования. На кайфе от гипер-внимания к собственной персоне такие люди сидят, как на игле с наркотиком. Вы знали о подобном явлении? Для меня сей факт стал откровением.
А вообще-то открытий было немало. Хотя весь наш карнавальный тур по Италии планировался, лишь как "праздник для глаз", на деле он принёс новые знания. Кое-что из истории — древней и современной, кое-что о характере итальянцев, и много о том, что каждый карнавал — это не просто шумный праздник ряженых, а целое действо со своими правилами и традициями. Действо, проникнуться атмосферой которого — настоящее удовольствие.