Один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России — Кусковский Дворец,
создавался в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и
искусства XVIII века.
По замыслу владельца графа Петра Борисовича Шереметева, Кусково должно было быть
больше и красивее усадеб других вельмож и ничем не уступать царским резиденциям.
Летний загородный увеселительный дом графа Шереметева, как раньше называлась усадьба
Кусково, предназначался специально для приёмов гостей, парадных ассамблей, празднеств с
фейерверками, многолюдных гуляний.
Кусковский Дворец был создан на месте старых хором в 1769-1775 годах под руководством
известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего классицизма.
Здание построено из дерева, материала традиционного для России, оштукатурено и окрашено в нежно-розовый цвет "утренней зари".
Парадный фасад, строго вытянутый по горизонтали вдоль Большого пруда, имеет чёткое
трёхчастное деление. Вход оформляет высокий портик с шестью колоннами с парадной
лестницей и двумя пологими пандусами для въезда карет, украшенных фигурами сфинксов.
Вензель Шереметева в треугольном фронтоне, резные композиции из воинских доспехов,
белоснежные ионические колонны и пилястры являются дополнением к общему декору
фасада.
Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех
помещений находятся на одной оси и комнаты раскрываются одна за другой.
Наиболее значительные и парадные комнаты расположены в западной половине и состоят из
двенадцати залов от Парадного вестибюля до Танцевального зала.
Парадный вестибюль открывает главную анфиладу парадных залов, в нишах стоят декоративные вазы, панно изображают античных героев и графский герб Шереметевых.
Художественное оформление первой гостиной выражено в шёлковых обоях, изящном камине,
зеркалах, изразцовой печи, мраморных канделябрах.
Вторую гостиную или шпалерную полностью заполняют шпалеры выполненные во Фландрии,
в конце XVII века.
В центре, по обе стороны от камина, расположены мраморные бюсты владельцев усадьбы —
— Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых. Они выполнены в 1784 году
Ф.И. Шубиным, знаменитым художником, основоположником русского скульптурного портрета.
Малиновая гостиная — самая красивая парадная комната Дворца.
Значимость зала определяют портреты русских императорских особ — Елизаветы Петровны,
Екатерины Второй работы выдающегося портретиста Ф.С. Рокотова.
Изящная резная мебель, обилие зеркал и освещения, яркая цветовая гамма, золоченые
гирлянды, пышные рамы портретов придают особую нарядность.
Парадная спальня отделана наиболее тщательно и изысканно по вкусу владельцев.
Спальню графа Шереметева составляет стена с нишей-альковом, в которой расположена
белая резная золоченая кровать со сложным балдахином. Невысокая ограда из балясин
в форме лиры, увитой гирляндой роз. Интерьер дополняет комплект мебели и семейные
портреты хозяев дома.
Кабинет-конторочка из интимных камерных комнат личного пользования.
Здесь сохранился уникальный итальянский настольный кабинет конца XVII века
с венецианским золотым и серебряным шитьём.
Личная уборная использовалась во время парадных приёмов для приведения в порядок
пышных туалетов дам и кавалеров. В центре стол с зеркалом в фарфоровой раме.
Диванная — проходная комната с одним окном и уютным диванчиком.
Вседневная опочивальня предназначавшаяся для отдыха и личных бесед, справа от алькова
расположен камин с мраморными вставками. Портреты семьи Шереметевых подчёркивают
интимный характер интерьера.
Как и во всех галереях Екатерининского времени, в Кусково использована шпалерная развеска, при которой картины подобраны по цвету, по сюжету, размеру и почти полностью закрывают
плоскость стен.
В миниатюрной галерее Шереметевых представлены лучшие произведения западно-европейского искусства из живописной коллекции усадьбы, конца XVI-XVIII века.
Танцевальный или Зеркальный зал является центром Дворца и считается шедевром усадебного
искусства России. Торжественная бело-золотая гамма интерьера с серебром зеркал и
хрустальным блеском люстр и бра, создают атмосферу праздничного торжества.
В восточной части Дворца: три парадные комнаты — Карточная, Бильярдная и Столовая.
Карточная — небольшая проходная комната служила местом занимательного отдыха.
Резные столы с костяными вставками предназначались для игры в карты и шахматы.
Бильярдная, итальянской работы стол в окружении портретов и картин на стенах комнаты.
Столовая — одна из парадных комнат, предназначалась для торжественных обедов избранных
гостей, перед которыми с одной стороны раскрывался вид на домовую церковь Спаса,
с другой, вид на Большой пруд усадьбы.
Главное назначение Дворца — не для жилья, а только для приёма гостей, отразилось в его
богатом оформлении. Это, как театр, в котором всё должно поражать и восхищать зрителей.
Приём гостей, церемония парадных шествий, праздничные обеды, театрализованные балы
и спектакли графского крепостного театра, виртуозные музыкальные концерты — всё образует
целостную композицию жизни высшего общества.
В отделке интерьеров принимали участие многие талантливые русские и зарубежные мастера
и художники. Монументальная и декоративная живопись украшает стены и потолки.
Картины, портреты, скульптура и фарфор объединены в художественный ансамбль образца
русского усадебного интерьера.
Жизнь и деятельность славного рода Шереметевых оставила яркий след в истории России.
Обладая индивидуальными талантами в различных сферах деятельности, значительным
состоянием и творческой силой тысяч крепостных, Шереметевы строили Государство
Российское, просвещая его настоящее и будущее поколение.