Когда мне предложили съездить в Маростику я засомневалась. Зачем вообще нужно ехать в городок размером 36 кв. км и с населением около 14 000 человек? Что там такого, чтобы отрывать бесценные часы от Венеции, Падуи, Вероны и много другого интересного, что есть в этих краях? Тем более, что информации об этом городе на русском языке совсем немного и сводится она к описанию живых шахмат и городских средневековых стен. На деле вышло, что ехать в Маростику очень даже стоит.
Итак, начну со стен и замков. С 1311 по 1387 г. город находилась под властью Скалигеров. При этом, во время войны между Вероной и Падуей в 1312-1314 гг., он постоянно подвергался нападениям падован, что вынудило Скалигеров заняться возведением в городе серьезных укреплений. В течение XIV в. они построили на холме Паузолино Верхний замок (Кастелло Супериоре), а у его подножья — Нижний замок (Кастелло Бассо или Кастелло Инферьоре). Замки были соединены высокими крепостными стенами, которые до сих пор полностью окружают город.
Желая сэкономить деньги и время, Скалигеры возвели свои укрепления, в основном, из местного желто-серого песчаника, лишь кое-где используя дорогой в то время кирпич. Чтобы проиллюстрировать, что получилось я уволокла картинку с официального сайт города, т.к. сделать подобное фото можно только с высоты.
Верхний замок был построен на месте более ранней крепости, которая существовала здесь еще в римские времена. Он вырос вокруг высокой башни-донжона и давал прекрасный обзор на окрестности. По сторонам замка располагались четыре укрепленные башни. Над замковыми воротами до сих пор можно видеть герб Скалигеров. Также в замке находились жилые помещения, небольшая церковь, колодец и даже ветряная мельница. К сожалению, сейчас замок практически превращен в руины.
Каждая из четырех стен Нижнего замка имеет длину около 34 м. Изначально Нижний замок был окружен глубоким, заполненным водой рвом, перейти который можно было по расположенным с юга и севера подъемным мостам. Над воротами были устроены специальные отверстия, позволявшие сбрасывать на нападавших камни или лить смолу и раскаленное масло. В XVIII в. ров за ненадобностью засыпали, а подвесные мосты заменили обычными, каменными.
Внутри замка можно посмотреть несколько залов: украшенный цветочным орнаментом и изображениями гербов Зал Совета, в котором и сейчас заседает Городской совете, Зал оружия, где выставлено старинное оружие и мебель XV в., Каминный зал, а также Зал Чести и Зал щитов и знамен, где собран соответствующий реквизит от шахматных турниров. Также в замке находится музей костюмов, которые использовались в живых шахматных турнирах.
Башня Нижнего замка имеет 34 м в высоту и разделена на 7 этажей. В прошлом нижние этажи использовали как тюрьму и тут до сих пор сохранились несколько камер. На последнем этаже находится Зал Капитана. Здесь сохранился очаг, остатки рукомойника и туалета. Также здесь находятся старинные светильники, использовавшиеся для подачи световых сигналов.
Внутри Нижнего замка находится небольшой двор с колодцем, в который выходят двухуровневые крытые галереи. На стенах у северных ворот сохранились две фрески, предположительно XIV в., на которых изображен св. Христофор с младенцем на плечах и св. Антоний. Также во дворе установлена мемориальная доска, посвященная четырем партизанам, погибшим в 1944 г.
Стены Маростики, согласно дошедшему до нас письменному свидетельству, начали строить 1 марта 1372 г., а завершилось строительство в 1375 г. Они имеют протяженность около 18 км и хорошо видны уже на подъездах к городу. Высота стен варьируется от 8 до 12 м, а толщина составляет около 3 м у основания и около 55 см в верхней точке. На стенах имеется 24 выступающих наружу башни, расположенных на расстоянии арбалетного выстрела, т.е. 50-60 м друг от друга. С внутренней стороны башни открыт. Раньше на нескольких уровнях внутри них были устроены деревянные настилы, на которых размещались оборонявшиеся.
Внутрь городских стен можно попасть через ворота: Vicentina на юге, Bassanese на востоке и Breganzina на западе. В 2014 г. вдоль крепостных стен проложили пешеходный маршрут — Пасседжата-дель-Кармине.
Второе и главное, чем знаменита Маростика – это живые шахматы. Принято считать, что в основе этого захватывающего зрелища лежит подлинная история, случившаяся в городе в 1554 г. В те немилосердные времена любой спор между благородными сеньорами было принято решать через поединок, исход которого мог быть весьма печальным для обоих соперников. И что намного хуже, семейства участников втягивались в кровавую вражду на долгие годы. И надо же было случиться такому, что два отличных воина, Ринальдо д'Ангарано и Вьери да Валлонара стали претендовать на руку прекрасной Лианоры, которая приходилась родной дочерью правителю Маростики синьору Таддео Паризьо.
Однако перспектива потерять одного из лучших воинов и получить его семейство во враги, отца потенциальной невесты не сильно обрадовала. Кроме этого, у Паризьо имелась еще одна дочка, Олдрада, которую тоже неплохо было бы пристроить замуж. Поэтому, будучи человеком неглупым, Паризьо решил, что биться претенденты будут не на ристалище, а на шахматной доске. Победитель при этом получал Лианору, а проигравший в качестве утешительного приза – Олдраду. Примечательно, что мнение девушек вообще никого не интересовало. Да и проигравшему выбирать не приходилось. Чтобы никто не уличил Паризьо в подтасовках, турнир решено было устроить на главной площади, при участи живых персонажей.
История эта всем прекрасна. Однако даже на сайте самой Маростики аккуратно пишут, что придание сие «выдумано лишь частично, т.к. подтверждается местными традициями и документами». Последних, впрочем, никто не видел, поэтому решайте сами, что тут было на самом деле, а что додумали позже. Так или иначе, но такими легендами не разбрасываются и 2 сентября 1923 г. в Маростике состоялся первый современный живой шахматный турнир. На нем была разыграна легендарная «Бессмертная партия», сыгранная 21 июня 1851 г. в Лондоне между Адольфом Андерсеном (белые) и Лионелем Кизерицким (чёрные) и признанная одной из лучших партий за всю историю шахмат, а также высшим образцом романтических шахмат. В шахматах я ровным счетом ничего не понимаю, но звучит всё это очень красиво.
В 1954 г. история живых шахмат, как пример народного итальянского фольклора, была описана Мирко Вучетичем и перепечатана несколькими крупными изданиями, в частности, United Press, Times, The National Geographic Magazine. Так турнир получил мировую известность, что вызвало интерес у туристов и вынудило власти города превратить самодеятельную постановку в очень зрелищное представление с историческими костюмами, фейерверками и почти шестью сотнями участниками. Как это выглядит можно посмотреть на видео youtube.com/watch?v=KRW1Y5oi9… [youtube]KRW1Y5oi9S4[/youtube]
А на этом сайте marosticascacchi.it/#1 можно посмотреть цены на билеты, схемы трибун и получить информацию о бронировании. Сейчас турнир проводится каждый четный год. В 2016 г. он состоится 9-11 сентября. На представление продается 4000 билетов, цена которых, в зависимости от места и дня, колеблется от 30 до 80 евро.
Главное место действия шахматного турнира — Piazza Castello. Она образована Нижним замком, Замком Дольоне и длинными торговыми пассажами. На площади, как дань былому венецианскому владычеству, стоит колонна со львом св. Марка. Лев также обосновался на северном фасаде Нижнего замка и на южном фасаде дворца Дольоне.
Дворец Дольоне из-за своего расположения между Нижним и Верхним замками раньше именовался Средним замком (Рокка ди Медзо). При Скалигерах здесь была таможня. Затем замок потерял свое стратегическое значение. В венецианский период его сильно перестроили и разместили здесь канцелярию подеста, архив нотариусов, а в 1676 г. сюда перевели созданный в Маростике еще в 1452 г. ломбард (Палату залогов). Здесь же раз в год проходили городские собрания, состоявшие из всех домовладельцев города, а также собирался избираемый Городским собранием Совет тридцати. Кроме этого в Дольоне проводились различные городские аукционы. Таким образом, Дворец Дольоне во время венецианского правления был уменьшенной копией венецианского Дворца дожей.
После падения Венеции, Дольоне использовали для самых различных нужд, даже как склад сельскохозяйственного инвентаря. В 1924 г. его выкупил Народный банк Маростики, который разместил здесь свой офис.
У замка есть своя часовая башня, на которой помимо обычных часов, есть еще и солнечные. Внизу часовой башни установлен мемориал павшим в Первой и Второй мировых войнах.
Улица, идущая вверх от дворца Дольоне, выводит к церкви Санта Мария деи Кармине, освященной в 1619 г.
К церкви ведет широкая лестница, украшенная статуями св. Джироламо и св. Симона Стока, почитаемых у кармелитов.
Украшенный ионическими колоннами и восьмигранным окном фасад церкви очень эффектно выглядит на фоне поросшего лесом склона холма Паузолино.
Внутри находятся три алтаря – главный, мраморный, а также два боковых, деревянных. Главный алтарь украшен коринфскими колоннами и статуями св. Марка и св. Иоанна. В центре находится полотно, изображающее Деву Марию с младенцем Христом.
Правый алтарь посвящен коронации Богородицы. На левом алтаре изображено распятие Христа. Неф украшают картины из Ветхого завета, в частности, Моисей перед неопалимой купиной, Моисей высекает воду из скалы, жертвоприношение Исаака.
Также церковь украшена многочисленными панно в технике скальола. Это особый вид штукатурки, название котрой происходит от итальянского слова scagli (чешуя), который также обозначает название минерала селенита (прозрачного гипса). Его используют как наполнитель, смешивая с красителем и клеящим веществом. В итоге получается вот такая красота (фото украдено отсюда: bassanodelgrappaedintorni.it ).
Справа от лестницы, ведущей к церкви Санта Мария деи Кармине, стоит церковь св. Антония Абате.
Церковь эта построена на месте более раннего монастыря св. Антония, известного с 1383 г. и, вероятно, служившего приютом для паломников.
Монастырь просуществовал здесь до 1656 или до 1658 г. Однако до сих пор от него сохранился небольшой внутренний дворик.
Что касается современной церкви, то она построена в XVIII в. Однако некоторые, находящиеся в храме произведения искусств, относятся к XVI-XVII вв. Подробнее на итальянском: bassanodelgrappaedintorni.it .
Напротив церкви св. Антония находится небольшая, неброская с виду церковь Святых даров. Построена она в 1486 г. по принципу золотого сечения, т.е. в основу всех пропорций церкви положено число 1,618. В 1535 г. Якопо дел Понте расписал фасад церкви фресками, однако от них сохранился лишь небольшой фрагмет над входом. Сейчас церковь используют для проведения выставок и различных собраний. Подробнее на иальянском: bassanodelgrappaedintorni.it .
Не меньше, чем живыми шахматами и крепостными стенами, Маростика знаменита своей уникальной черешней, которая благодаря выдающемуся размеру и вкусу, наряду с другими лучшими итальянскими продуктами, находится под специальной географической защитой (Indicazione Geografi ca Protetta).
Также в местности, в которой находится Маростика, делают разнообразные изделия из соломки. Возможно та самая шляпка из итальянской соломки, из-за которой разгорелся целый сыр-бор в одноименном водевиле, была родом как раз из этих мест.
А по выходным на главной городской площади можно попасть на блошиный рынок, где торгую всем на свете.
Мы же ни шахматного турнира, ни черешни в городе не застали, да и соломенных шляпок не купили. Однако впечатления тот города у нас остались очень хорошие. Тихое, спокойно, милое место. В таких хочется задержаться подольше. Побродить под черешнями, полазить вдоль старых крепостных стен и обязательно побаловать себя чем-нибудь вкусненьким в небольших местных ресторанчиках.