Весёлое утреннее солнце освещает лагуну, водная гладь искрится и лёгкий ветерок обдувает лицо — наш катер мчится в сторону острова Мурано по ровному, будто по линейке прочерченному "шоссе", обозначенному с обеих сторон частоколом торчащих из воды пирамидок из брёвен.
История Мурано — это, прежде всего, история стекла. В средние века в Европе ещё никто не владел искусством его изготовления. Роскошную посуду и различные украшения из стекла привозили с Востока, и эти вещи могли позволить себе лишь самые сильные мира сего.
Но Венеция была исключением. Уже в начале 7 века, с момента её возникновения, здесь появились первые стекольные мастерские, в которых пытались разработать собственные технологии. К тому же, пока полудикие рыцари тратили средства и жизненные силы на крестовые походы, богатая Венеция занималась морскими перевозками и торговлей. Через торговые порты сюда быстрее проникали заморские секреты.
Осуществляя снабжение воюющих на Востоке крестоносцев, венецианцы также не упускали выгоды, зачастую увозя в трюмах своих кораблей львиную долю рыцарской добычи. Среди захваченных сокровищ бывали порой настоящие произведения искусства — изысканные стеклянные чаши, византийские кубки.
По-настоящему конкурировать с Константинополем в деле изготовления стекла Венеция смогла после 1204 года, когда во время очередного крестового похода венецианский правитель Энрико Дандоло вывез оттуда в республику нескольких византийских мастеров-стеклодувов. Вскоре Константинополь покорился крестоносцам, а Венеция стала единственным центром производства стекла.
Только здесь, начиная с 13 века, умели изготовлять сверкающие бусы, прозрачные графины и изысканные флакончики для благовоний. Средневековая знать Европы была падка на все блестящее, всем хотелось иметь сверкающие экзотические изделия, и мастерство стеклодувов с самого начала стало очень прибыльным делом. Венецианское стекло ценилось на вес золота.
Для получения необычной структуры стекла мастера экспериментировали с самыми разными составами, пытались добавлять в него расплавленное золото и бронзу. Когда же в 1279 году итальянский монах-францисканец Джон Пекам придумал покрывать стекло тонким слоем олова, Венеция смогла явить миру свои знаменитые зеркала. Не было тогда на свете монарха, который не мечтал бы украсить свой дворец венецианскими зеркалами. А цена одного зеркала равнялась в те времена стоимости небольшого корабля!
Естественно, французы, англичане и другие европейцы мечтали разгадать секреты и наладить собственное стекольное производство. Шпионы рыскали повсюду, охотно скупая и переправляя на родину даже отходы — осколки и стеклянную крошку.
Но правители Венеции строго охраняли тайну. В 1291 году был издан указ об уничтожении стекольных мастерских в городе и всех подвластных ему областях, якобы из-за высокой опасности пожаров от стекольных печей.
На деле же, это была попытка сделать производство максимально секретным и укрытым от любопытных и завистливых глаз. Всех стеклодувов переселили на остров Мурано, на 2 км удаленный от кишащего иноземцами порта Венеции.
Так возникла "Стеклянная республика", имевшая собственное управление и даже собственный суд. Стеклодувы совершенствовали своё мастерство, передавая семейные секреты по наследству от отца к сыну. Они стали особой, привилегированной кастой венецианцев — ремесленников, настолько уважаемых, что даже знатные патриции не считали зазорным породниться с ними.
Мастера жили в достатке, чеканили свои, особые монеты, имели право на ношение оружия — и мужчины щеголяли, заткнув за пояс два кинжала. Их искусство вызывало восторг, о нем слагали легенды.
Но хотя деньги, почёт и знатные невесты стеклодувов могли вызывать у кого-то зависть, на деле Мурано стал для них своеобразным гетто, покидать которое ремесленникам было строго запрещено. В средние века с талантливыми мастерами не церемонились, и если кто-то из них, польстившись на немыслимые деньги и обещанное высокое положение при королевском дворе, переезжал работать в другую страну, то рисковал головой.
Сначала под арест брали семью "предателя", потом, если он не возвращался, разыскивать его на чужбине посылали наемных убийц.
Так, известно, что однажды месье Кольбер, служивший министром финансов при дворе Анны Австрийской, сумел подкупить и переманить во Францию четырёх мурановских мастеров. Стеклодувов поселили в прекрасном особняке и даже успели вывезти с Мурано их семьи. Однако, богатством и свободой мастера наслаждались недолго — сначала был отравлен лучший из них, следом на тот свет отправился второй. Двое других, перепугавшись, вернулись в Венецию.
Другая известная история связана с судьбой двух мурановских стеклодувов, тайно бежавших в Вену. Одно из их произведений, изготовленных в Вене — ценный бокал, ножка которого украшена разноцветной нитью — сейчас хранится в Эрмитаже. Два месяца беглецы наслаждались свободой, ходили по рынкам, знакомились с местными обычаями и венскими произведениями искусства, а потом были найдены зарезанными в одном из переулков.
Вплоть до 18 века, когда, казалось бы, везде так или иначе уже научились производить стекло и зеркала, на улицах европейских столиц периодически находили убитых мастеров-венецианцев. С Мурано бежали самые талантливые, владевшие особыми собственными технологиями, а Совет Десяти посылал им вслед своих агентов, не желая допустить "утечки мозгов". Увы, из-за этого многие секреты венецианских мастеров оказались утраченными безвозвратно.
Сегодня мастерские Мурано превратились, отчасти, в туристическую аттракцию, но искусство муранских стеклодувов дошло и до наших дней. Здесь по прежнему используют маленькие печи и ручной способ изготовления уникальных предметов. Говорят, только здесь умеют плавить настоящее смальто (smalto) — стекло с эмалью, и авантюрин (aventurine) — стекло с вкраплениями золотых нитей.
Существует ещё радужное стекло, "молочное" стекло, и особые способы имитировать драгоценные камни. Венецианское стекло по-прежнему рукотворное, и не перестаёт поражать своей тонкостью, прозрачностью и виртуозным, полным фантазии декором.
Работа стеклодува из Мурано: