Прошло более века, как Япония в качестве трофея получила южную часть Сахалина и тем самым подарила ему уникальный шанс для бурного экономического развития, срок которого определился датами 1905 — 1945 гг. Много это или мало?
В маштабах истории ничтожно мало. Но! За такие сжатые сроки японцами были запущены в работу несколько шахт, построено девять бумажных фабрик (ЦБЗ) , открыты крупные и малые морские порты, между всеми населенными пунктами проложены дороги, построены рыбоперерабатывающие предприятия и установлены линии электропередач.
Сражу же велось восстановление порубленных лесов.
Сложные климатические условия ( снежные зимы, бесчисленные тайфуны и циклоны) множество рек, распадков и горных хребтов, непроходимая тайга не помешали к 1945 г. проложить государственную сеть железных дорог длиной 700. 4 км.
На юге Сахалина к 1905 г. проживало около 40 тыс. чел. Для работы в промышленности и дорожном строительстве завозились крупные партии рабочих из самой Японии, а также из Кореи и Маньчжурии. Часть из них оставалась на постоянное жительство. К 1945 г. численность населения возросла до 400 тыс. чел.
Что осталось и сохранилось до наших дней?
До 1908 г. столицей губернаторства Карафуто ( так стала называться японская территория) был г. Оодомари (ныне г. Корсаков). В августе этого же года Главное префектурное управление было переведено из Оодомари в г. Тоехара ( Ю. Сахалинск). С этого времени Тоехара становится административным центром губернаторства.
Наряду с административными зданиями в городе было простроено здание в стиле " Императорской короны" очень похожее на средневековые японские замки. Это здание изначально предназначалось под музей, оно им и осталось.
На сегодня это самое красивое здание в городе и в нем находится "Областной краеведческий музей".Второе сохранившееся красивое здание — здание отделения Колониального банка.
Сейчас здесь находится "Областной художественный музей".Весь Ю.Сахалинск разрезан взаимно — перпендикулярными улицами.
Таким город был заложен еще япнонцами. Главные улицы шли параллельно железной дороге, перпендикулярно к ним шли второстепенные. При таком расположении улиц заблудиться в городе невозможно.Общественные здания, построенные в европейском стиле, не сохранились.
Жилье тоже не сохранилось, кроме нескольких домов в центре п. Сокол. Японцы строили свое жилье как бы временным, но эти дома были построены основательно. От, большинства из них остались лишь фундаменты и печные трубы, но некоторые заселены до сих пор.
Мне довелось увидеть все дома (порядка 40 шт.) целыми и невредимыми.
Во времена Карафуто на территории каждой школы японцы ставили хоандэны ("хранители духовных сокровищ") для патриотического воспитания учеников.
В таком павильончике хранился портрет императора и рескрипт об образовании. Во время школьных торжеств директор школы и лучшие педагоги с величайшим почтением проносили реликвии хоандэна вдоль рядов учащихся. Директор зачитывал рескрипт, а все присутствующие стояли на протяжении всей церемонии в низком поклоне.После Второй мировой войны культу императора в Японии пришел конец и все хоандэны были разрушены, но на Сахалине хоандэны репрессиям не подверглись и часть из них сохранилась до наших дней. Правда, все они находятся в плачевном состоянии, кроме музейного экспоната на территории Краеведческого музея.
Современный городской парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина разбит на территории бывшего японского парка и в нем также есть сохранившиеся артефакты.
Фундамент синтоитского храма. Стела с надписью на японском языке. Каменная горка с декоративными деревьями. Такие горки встречаются также в скверах Ю. Сахалинска. Дерево в чисто японском стиле.Знакомясь с материалами о времени пребывания японцев на Сахалине, я обратила внимание, что открытие шахт, строительство морских портов и других промышленных объектов не томилось в ожидании строительства дорог — все строилось параллельно. Шахты открывались, но из — за отсутствия удобного подъезда к ним, некоторые закрывались и в итоге приоритетными направлениями стали рыбопереработка и изготовление целлюлозы.
На карте Карафуто появилось 9 населенных пунктов, в которых были построены бумажные фабрики. Восемь из них дожили до наших дней, девятую, до освобождения Сахалина, японцы успели демонтировать и вывезти в Японию. Бумажные фабрики строились по современным технологиям того времени и проработали, постоянно совершенствуясь, до 90 х годов прошлого столетия. Они бы работали и поныне, но в 90 годы на международном рынке резко упали цены на экспортируемую целлюлозу, которая служила основным источником дохода предприятий.
Сейчас на них страшно смотреть.
Фото Безбах Л.С. Бывший Холмский ЦБЗ (г. Маока) Целлюлоза, изготавливаемая на этом буммазаводе, шла на изготовление пороха.
ТЭЦ буммзавода до сих пор отапливает город.
Недавно на Сахалине прошел 8 ой международный симпозиум по сохранению исторического наследия периода Карафуто. С предложением о создании на Сахалине музея истории бумажной промышленности выступил японский ученый, профессор государственного универститета на Хоккайдо господин Хироси Итани.
"Здания бумзаводов, построенные в начале 20 века на Сахалине во времена губернаторства Карафуто, имеют большую архитектурную ценность. Эти здания являются историей как японского, так и советского периода . Даже в разрушенном виде они могут стать туристической изюминкой Сахалина. Эти здания по праву могут войти в список мирового наследия . Заводы были построены по самым современным технологиям того времени. Вызывает восхищение стойкость бетонных конструкций," — отметил ученый.
Речь также шла о создании музея в здании бывшего японского банка, которое хорошо сохранилось в г. Корсакове и сохранить склады, построенные японцами в порту.
Сделать доступными вход в здания, которые сейчас находятся в ведении Минобороны РФ. Это — дом командующего охранными войсками Карафуто, конференц — зал и больница г. Тоехара."
Начав строительство железных дорог сразу же после русско — японской войны, Япония менее чем за сорок лет создала широкую и довольно современную сеть железных дорог протяженностью 700. 4 км. Дорога имела 127 станций, шесть основных и девять оборотных депо. Ширина колеи была японской и равнялась 1067 м.
Самым сложным участком при строительстве жел. дорог оказался участок Тоехара — Маока.(ныне Холмск) К этому времени Маока стала административным и промышленным центром Карафуто и для развития системы хозяйственных отношений нужны были ж. дороги.
Строительство жел. дороги до Маоки можно назвать самым крупным и сложным в инженерном отношении. Было пробито 15 тоннелей протяженностью 5087 м., возведено 35 мостов общей длиной 1047 м.
На этом отрезке пути построен уникальный комплекс, состоящий из винтового тоннеля и моста через распадок. Когда поезд шел через "Чертов мост", у пассажиров возникало ощущение. что они летят по воздуху.
В Ю. Сахалинске на территории жел. дор. станции расположен музей под открытым небом, в котором собраны единственные и уникальные экземпляры японской железнодорожной техники, ушедшие на покой в шестидесятых годах прошлого столетия.
Сегодня на Сахалине идет перешивка жел. дор. колеи с японской на материковскую, но японская колея находится в работе до сих пор.
Хорошая привычка снимать все незнакомое и интересное позволила мне иметь фотографии небольшого ковша на побережье вблизи села Новиково (Сирэтоко),
развалин японской ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией шахту в Сирэтоко, кусочек дороги от села до ТЭЦ.Ковш был необходим для транспортировки угля, ну а ТЭЦ снабжала японский поселок и шахту теплом и электроэнергией. Все разрушено, но по оставшимся фрагментам можно представить жизнь шахтерского поселка. Совсем недавно исчезли фундаменты жилых домов — все поглотил разросшийся лес.
До сих пор сохранились в хорошем состоянии многие грунтовые дороги.
Это дорога вдоль побережья от Маоки (Холмск) до Хонто (Невельск)Дорога от Оодомари (Корсаков) до Сирэтоко (Новиково) и дальше на юг.
Тоже в очень хорошем состоянии с мощными защитными сооружениями от ударов морских волн. По этим дорогам сегодня ездят только рыбаки и отдыхающие. Все действующие трассы находятся в глуби острова.Остатки сильно разрушенного большого порта в пос. Ильинском (Кусюннай)
[] Порт служил для транспортировки угля.По дороге от Ильинского (Кусюннай) до п. Красногорск (Тиннай) встречается еще одна ТЭЦ,
корпус которой хорошо сохранился до наших дней, т.к. она работала до семидесятых годов.Вдоль этой же дороги попадаются уцелевшие конструкции мостов
по которым видно, что грунтовая дорога шла совсем рядом с морем. Современная дорога находится на некотором отдалении от берега моря.В пос. Взморье (Сирануи) у подножия горы Муловского стоит интересное сооружение — символические ворота , которые ставили перед синтоистскими святилищами дзиндзя.
Такие ворота называются тории и переводятся на русский как "птичий насест". Самого святилища нет давно, но остались целыми надписи на воротах на японском языке, которые говорят, что вы сможете побывать на территории "жилища одного из восьми миллионов божеств".
С высоты тории виден еще один небольшой сильно разрушенный ковш.
Этот ковш служил рыбакам.На самой оконечности мыса Анива стоит очень красивый маяк.
Фото из интернета. Маяк расположен в труднодоступном месте и работал еще какое — то время после ухода японцев.По оценкам японских экспертов на Сахалине насчитывается около 120 объектов культурного наследия периода Карафуто.
Жду лета, хочется найти фотоподтверждения других объектов, так что — продолжение следует!