1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- Россия, Моховая д.11 E-mail: anthropos.msu@mail.ru anthropos-msu@yandex.ru
- 7 (495)629-75-21
- www.antropos.msu.ru/
На мой взгляд, музей Антропологии интересен как детям, так и взрослым. Последние делятся на любителей истории, археологии, зоологии, на домоседов и на путешественников и т.д. Тем не менее каждый из таковых откроет для себя что-то интересное.
Прежде всего нужно сказать про само здание. По указу императрицы Елизаветы от 25.01.1775 г. в Москве был открыт Московский Университет. Сюда переселились студенты, теснившиеся до этого по разным углам. Позже казна выкупила 7 соседних имений. Было упразднено кладбище. Так на Моховой возник университетский городок.
Главное здание МГУ во время нашествия Наполеона сгорело в огне и позже неоднократно перестраивалось. Жаль, но во время пожара 1812 г. оказались утрачены редчайшие книги, архивы и университетские коллекции.
МГУ у всех теперь ассоциируется со знаменитой высоткой на Воробьёвых горах, тогда как бывшее Главное здание занимает Институт стран Азии и Африки и другие организации.
И здесь настоящие чудеса! Мы с другом пришли раньше назначенного времени. Нам предписывалось, зайти в главный корпус и позвонить, сообщив о себе. Я же, увидев молодую умопомрачительную студентку, решил уточнить, где находится музей Антропологии. Красавица с деловым видом отправила меня в музей Геологии, который расположен в соседнем здании. Вот и спрашивается, девочка минимум на 5 курсе, не знает, или ошиблась?
Кто вообще придумал эти одинаковые слова: Иран, Ирак, биология, геология, антропология?....
Ладно, бывает... Жизнь далее студентку подучит.
Называем охраннику наши фамилии, раздеваемся и поднимаемся на второй этаж. Нас здесь встретили и передали с рук на руки экскурсоводу.
Долгое время музей ютился в маленьком зале, но в 2010 г. наконец получил новое просторное помещение. За его первой дверью небольшой холл, где можно видеть картины, танцевально-ритуальную маску (остров Новая Каледония Меланезия. Подарена русским писателем и путешественником Э.Р.Циммерманом 1882-1886 г.) А также портрет основателя музея Д.Н.Анучина.
За следующей дверью уже сам музей. Он занимает пять залов. Первый самый большой. Здесь проводятся лекции.
Нужно пояснить, как появился музей.
В середине 19-ого века в России образовалось Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В 1879 г. в Москве силами энтузиастов ОЛЕАЭ была организована первая Всероссийская Антропологическая Выставка.
Её открытие состоялось 3 апреля в здании Манежа, в присутствии генерал-губернатора А.И.Долгорукова, городского головы П.М.Третьякова и многих других чинных и достопочтенных лиц. Его Императорское Высочество Великий князь Константин Николаевич являлся почётным председателем выставки.
Экспозиция состояла из нескольких отделов, где были представлены удивительные для того времени экспонаты. За пять месяцев работы Антропологической выставки, её посетило более 100 тыс. человек. В их числе представители царской семьи, церковные иерархи, официальные лица и делегации.
Как самостоятельное учреждение Институт антропологии был открыт по решению Государственного учёного совета на физико-математическом факультете университета в ноябре 1922 года.
Музей антропологии, созданный на базе Всероссийской антропологической выставки в 1883 г., с 1950 г. вошёл в состав Института как отдел научных фондов и экспозиции.
Первыми директорами учреждения были академик Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) и его ближайший помощник – профессор Виктор Валерианович Бунак (1891-1979). Этими учёными были заложены основные направления исследований и сформирована отечественная научная антропологическая школа, на основании которых происходило дальнейшее развитие Института и Музея антропологии МГУ.
Сотрудники музея к Ачунину относятся с большим уважением. В музее можно увидеть стол и шкаф, воссоздающие интерьер его кабинета.
В первом зале посетителя встречают два человеческих манекена с повышенной волосатостью лица. Это точные копии отца и сына. Их изготовили специально, чтобы показать на выставке. Я сперва подумал — это сахалино-курильские айны. Кунашир. Ч -1. Историко-краеведческий музей в Южно-Курильске
Однако нет, по словам нашего экскурсовода, это простые русские крестьяне. Учёные обнаружили таковых во второй половине 19-ого века либо в Тверской, либо в Орловской губернии.
Что тут сказать? С ненаучной точки зрения — их бабушка (кому-то мама) ходила в лес и познакомилась там со снежным человеком.
(Помню, у Алейникова и у Стоянова была такая сценка -пародия на рекламу маргарина. Мама намазывает подобному волосатому ребёнку на хлеб жирный кусочек. Он её спрашивает: "Мама, а снежный человек существует?". Мама (Стоянов) закатывает глаза, с долей эротики отвечая: "Да сынок, и это фантастика!")
Мои корни с с Орловщины. Я сообщаю об этом экскурсоводу, предлагая убрать предположение об обитавшем в наших лесах йети. Не было у нас ни йетих ни тех — не могла моя землячка полюбить такое лесное чудище!
Но если говорить серьёзно — антропология это как раз и есть та наука, которая занимается происхождением человека, его культурным и физическим формированием в условиях определённой местности, развитием, как отдельных маленьких обществ, так и целых рас, а также способностями человеческого организма приспосабливаться к различным видам климата.
Люди на планете действительно разные! Но мы все принадлежим к человеческой цивилизации! И посему в корне не правильно делить народы на цивилизованные и нецивилизованные — и те и другие, это как раз и есть цивилизация. Другой вопрос — кто-то достиг больших технических успехов, а кто-то меньших.
При этом, эфиопские и кенийские спортсмены хорошо бегают на длинные дистанции, тунгусы великолепно стреляют, якуты лучше переносят холод, а боливийцы и тибетцы приспособились к высокогорью. Кто-то запросто переносит спиртное, тогда как для других народов употребление оного сродни самоубийству.
Человека определённой расы или национальности можно отличить по внешним признакам: уши, нос, цвет кожи, цвет волос, их форма, рост, телосложение и т.д. Есть народы с очень похожим языком, но разделённые друг от друга за тысячи километров. Осетины понимают живущих на Памире ягнобцев, а у российских ительменов много общего со знаменитым индейским племенем Навахо.
Бывает, что антропологи тестируя, казалось бы, единое и целое, приходят наоборот к противоположным выводам. В 1913 г. антрополог К.М.Курдов изучал на Кавказе татов, и горских евреев. Учёный подошёл к вопросу весьма основательно, он измерял у тех и у других строение черепа, рук, ног и даже ладоней, сделав заключение – таты и горские евреи по генетическим признакам народы разные.Дагестан. Ч - 9. Дербент. Народы и их историческое прошлое
Череп и кости могут рассказать о многом. По количеству и по состоянию зубов можно понять, как люди питались, а это в свою очередь характеризует благосостояние государства (если таковое имелось) или родоплеменного сообщества.
Антропология интересная и нужная наука, однако ей несколько не повезло. Виной тому послужили нацисты, желавшие доказать превосходство арийской расы. Их учёные измеряли черепа, выявляя полноценные и неполноценные народы. Впрочем, это делали не только фашисты. В ЮАР в период апартеида чёрные были ущемлены в правах и отделены от благополучных белых. Если это все знают, то про положение цветных мало кто слышал. Цветные — это люди от смешанных браков. Чёрные их к себе не принимали, и белые также забраковывали.
Говорят, что для выявления неполноценности заседала специальная комиссия, изучавшая уши, ноздри и цвет кожи. Самое любопытное — в волосы человека вставлялся карандаш. Если он держался и не падал — человек признавался цветным со всеми вытекающими последствиями. Советские антропологи после Второй Мировой войны потратили массу усилий, дабы развенчать подобные схемы неравенства. Уместно вспомнить и русского учёного Миклухо-Маклая, доказавшего полноценность умственного развития папуасов. Однако, у обывателя антропология часто ассоциируется именно с нацистским измерением черепов.
Мне посчастливилось побывать в Камеруне и пообщаться с настоящими пигмеями (не развращёнными глобализацией). Камерун. Ч - 17. Пигмеи Бака и заповедник Джа
Дорога к ним дальняя. Мы очень долго ехали и по пути периодически общались с местными школьниками. Некоторые из таковых рассказывали, что к ним в посёлок ходят учиться лесные пигмеи.
Маленьким людям знания даются тяжело. Но, как я узнал, те из пигмеев, кто оторвался от сородичей и с малых лет стал жить среди народа банту, от последних отличаются лишь ростом. Таковых, конечно, мало, но примеры есть. Значит нет никакой врождённой тупости и неспособности к знаниям?
Зато, если в пигмейскую деревню хорошо натоптать туристический маршрут — пигмеев ждёт деградация. То есть люди живущие в одной формой развития не могут вот так сразу взять и сделать несколько шагов вперёд. В технически развитых обществах меньше детской смертности, длиннее продолжительность жизни. Однако, кто и почему решил что именно в наше время нужно подводить итоги — нынешний финиш этап промежуточный. Что будет если завтра по нашей планете шарахнет метеорит?
Не дай Бог! Однако, первое, что приходит в голову — так называемые развитые общества погибнут, и выживут те, кто не разорвал своей общности с природой. Обломаются большие и толстые ветки. Человечество начнёт далее развиваться от казавшихся ранее ничтожных и убогих прутиков. Выжившие со временем будут иметь о трагедии всё меньше и меньше представления, изредка вспоминая о хорошо развитых, но канувших в лету атлантах.
Вернёмся в музей. На одном из стендов артефакты из Новой Гвинеи и Океании: рисунки людей, религиозные фетиши, украшения, гарпуны, примитивные ножи. Это не сувенирные поделки. Предметы попали сюда в конце 19-ого в начале 20-ого века. Некоторые из таковых передал в дар российским учёным путешествовавший в Океанию поэт Константин Бальмонт. Следующие экспонаты дают некое представление о народах Чукотки и Сибири. Здесь главным элементом является комплект ритуальной одежды.
Не услышат более духи призывов шамана. Продырявился от времени его бубен — кожа на нём высохла. Зато шапка, маска, и ткань выглядят так, словно их доставили сюда не 130 лет назад, а вчера со складов Мосфильма. (Мне приходилось бывать в Якутии. Некое представление о жизни эвенков-оленеводов я имею. В настоящем, попадая в город, таёжные эвенки могут зайти в церковь, но в тайге поклоняются только духам. В гостях у оленеводов )
С фотографий на нас смотрят чукчи и тунгусы. (От себя отмечу, что за 100 лет их одежда и внешний вид сильно не изменились). Под стеклом бляшки, бусы, рога и амулеты. Здесь представлена малая часть того, что привёз из своих экспедиций Гондатти. Николай Львович Гондатти (1860-1946) — первый студент-антрополог и ученик Анчунина.
В 1885-1886 г. Н.Л.Гондатти в одиночку провёл экспедицию в северо-западную Сибирь, в которой проводил этнографические, археологические и антропологические исследования. В 1893 г, с целью изучения народов северо-восточной Сибири, Гондатти согласился на должность начальника Анадырского края. Далее он занимал различные научные и административные должности. Карьера Гондатти закончилась в марте 1917 года с отречением Николая II от престола. Из России он эмигрировал в Китай, где отказался стать знаменем контрреволюции на Дальнем Востоке. Учёный скончался в 1946 г. в Харбине.
Мы же теперь можем вполне свободно познакомиться с его богатейшими исследованиями, посмотреть собранную им коллекцию.
Переходим к следующему стенду. Здесь представлена Африка. Африка — это целый континент, где проживает огромное количество разноплановых народов. Сотрудники Института стран Азии и Африки это понимают как никто другой. Но музейная экспозиция должна быть динамичной. Поэтому большое количество экспонатов хранится на складе. Здесь малая часть артефактов из нескольких стран.
Екатерина Исаевна обращает наше внимание на сплетённую из травы обувь (Сомали) и на подставку для головы. С экскурсоводами спорить не люблю, но тут я набрался наглости и вставил, что подставка для головы также служит табуреткой. Эфиопская табуретка
Обувь из травы теперь никто не плетёт, а сандалии африканцы научились вырезать из автомобильных покрышек.
Зато всё то, что производилось на Кавказе, можно запросто купить в Адыгее в качестве сувенира.
Стенд Азии тоже небольшой. Я тут сразу определил принадлежность маски — Шри-Ланка. Позже прочитав, что деревянные туфли попали в музей из Японии. Разные народы часто решали одинаково одну и ту же проблему. Знаменитые голланские башмачки — вырезали не только в Голландии, но как минимум на Памире, в Япония и в Китай.
Дабы не утомлять читателя, про этнографические стенды Северной Америки, Австралии и Папуа Новой Гвинеи мы говорить не будем. Отмечу только, что всем экспонатам более 100 лет. Во время войны работники музея собрали экспозицию, загрузили в ящики и перевезли в Южный порт. Там они так и простояли до самой Победы.
Переходим во второй зал. Он посвящён происхождению человека. Посетителей встречает питекантроп (молодёжь, не путать с пятиколонником). Автором скульптуры является В.А.Ватагин. Скульптору удалось передать всю мощь и силу этого существа, а посмотрев на растопыренные пальцы ноги, невольно веришь, что питекантроп был именно таким.
Неспециалисту выставленные на стенде кости ничего сказать не могут, антропологи же по ним определяют — питекантроп ходил уже не скрючившись, а прямой походкой.
Обезьяночеловек, или «яванский человек» — ископаемый подвид людей, некогда рассматриваемый как промежуточное звено эволюции между австралопитеками и неандертальцами. Оцененный интервал существования между 1 млн. и 700 тысяч лет назад.
Современные исследователи не склонны считать питекантропа предком современного человека. По всей видимости, он представляет собой дальнюю и изолированную популяцию Homo erectus, которые в условиях Индонезии дожили до появления современных людей и вымерли 27 тыс. лет назад.
В советских учебниках всевозможные сиськи-письки древних людей всегда были закрыты дубинами или ещё чем-то. Как видно не зря. В музей приходят школьники и хватают обезьяночеловека за писюль.... делают селфи....
В настоящем можно слышать различные космические теории происхождения человека. Однако, официальная наука стоит насмерть — мы произошли от обезьяны. У нас был общий предок!
С наукой спорить я не собираюсь, и потому переходим в зал археологии. На мой взгляд особенно ценным экспонатом тут является точная копия рисунков первобытного человека. Оригинал на Чукотке в трудно доступном месте. В естественной среде испытываешь совершенно другие эмоции нежели в музее. Но с другой стороны, если что-то случится, то в музее хоть копии сохранятся.
Мне посчастливилось побывать в Ливии в национальном парке Акакус. Ливия, барханы под звёздами. Часть 17
Это было ещё при Каддаффи, но уже тогда по отношению к петроглифам проявлялись акты вандализма. Что там теперь, когда в Ливии во всю шуруют фанатики?... Для научного сообщества Ливия потеряна на десятки лет. Впрочем, автор опять отвлёкся.
В советское время учёные раскопали в Курской области возле Авдеево стоянку первобытного человека. (Советую почитать про Авдеево) И очень ценно именно то, что все Авдеевские артефакты собраны именно в этом зале. Работники музея воссоздали точную копию ямы, где были найдены кости и бивни съеденного мамонта. В детстве на уроках истории нас всегда учили, что древние люди были охотники и жили только охотой — убили мамонта и съели, не думая о завтрашнем дне. Теперь же, исходя из своего жизненного опыта, в подобном я сомневаюсь. Наш экскурсовод подтвердила мои мысли. Если мамонт был убит, то люди неизменно постарались бы сохранить мясо. Учёные находя лишь кости, ничего конкретного по этому поводу сказать не могут. Дабы удлинить срок годности пищи, нужна была соль. В Средней полосе России её не было. Однако, никто не скажет, существовали или нет 20 тыс. лет назад торговые связи с другими народами.
Будем надеяться, что самые интересные открытия историков и антропологов ещё впереди.
Будучи у пигмеев, мне посоветовали присмотреться к форме их зубов и самого черепа. Ещё отмечу, многие бака слегка подпиливают зубы, дабы им было легче есть мясо. (Представляю, сколько радости для антропологов будущего может доставить находка такого черепа).
Поговорим же про черепа. В 19 веке учёные научились восстанавливать облик умершего человека по его черепу. Первая в мире научная реконструкция лица была выполнена в 1877 г. на территории Германии. В начале 20-ого века подобные исследования проходили в США. В 40-ые годы американский антрополог У.Крогмак и наш профессор М.М.Герасимов одновременно опубликовали свою очень похожую методику. Удивительно, но работали они независимо друг от друга. В 50-х годах в СССР была создана Лаборатория пластической реконструкции лица. М.М.Герасимов восстановил внешний облик многих исторических персонажей, в том числе Ивана Грозного. Метод Герасимова применяется в антропологии, судебной медицине, криминалистики и....в делах музейных.
Мы же вот так незаметно переместились в четвёртый зал. Здесь рассказывается о нелёгкой работе археологов и антропологов. Современная антропология идёт в ногу со временем. Антропологи изучают общество, определяя нормативы и размеры человеческого роста на различных возрастных этапах. В наши дни, когда народы пришли в движение, когда появилось множество смешанных браков, трудно определить среднестатистические черты лица, характерные для того или иного народа. Мир меняется и антропологи постоянно проводят исследования.
Иногда к ним за помощью обращаются киношники. Например, злодей Абдула из "Белого солнца пустыни" никак не должен был иметь черты лица характерные для какого-то определённого народа. Режиссёр фильма, для утверждения актёра на роль, консультировался с антропологами.
Бывает и наоборот, когда антропологи для различных целей определяют человека среднестатистической внешности. Дабы осознавать настоящее, антрополог как никто должен понимать и знать прошлое. В него и вернёмся.
19 век можно назвать последним веком географических открытий. Большое количество русских учёных положили свои жизни, силы и здоровье на изучение не только отдалённых уголков нашей страны, но и далёкой Африки.
Список российских африкановедов впечатляет: Юнкер Василий Васильевич, С.Р.Рогозинский, А.И.Макшеев, Е.П.Ковалевский, А.К.Булатович, А.В.Елисеев, П.А.Чихаев и множество других. Даже печально известный по русско-японской войне будущий генерал А.Н.Куропаткин, находясь в Алжире, поучаствовал во французской экспедиции в Сахару.
Парадокс — до 1914 г. чёрный континент для россиян был более доступен, чем всё последующее время 20-ого века. Уже тогда первые молодожёны выезжали в Египет. Правда не на пляж, а для ознакомления с пирамидами. Желающие уже тогда посещали Южную Америку.
В четвёртом зале имеется очень интересный экспонат — травяное пончо сплетённое перуанскими индейцами более 130 лет назад. Я спросил нашего экскурсовода — неужели накидка из травы? как музею удалось сохранить столь редкий экземпляр от всевозможных паразитов? Екатерина Исаевна сказала, что за экспонатом внимательно следили во все времена. В настоящем, когда кто-то едет в Перу, музейщики просят привезти оттуда подобное травяное пончо.
Однако, перуанцы такой одежды уже не шьют, предпочитая траве более тёплую и легко перерабатываемую шерсть ламы.
Вот ведь парадокс, учёные, порой, изучают историю и быт каких-то народов, но из-за недостатка финансов, не могут туда попасть. А те из россиян, кто в труднодоступные места ездит, и кто при этом чем-то интересуется, чаще всего не могут определить, что является по-настоящему исконным этого народа, а что наносным.
Рядом с перуанским пончо стенд с национальной одеждой народа манси. Мне здесь невольно навеяло, как я ездил к их соседям ненцам на Ямал. В гостях у ненцев оленеводов
В следующем зале неожиданно вспомнился популярный среди молодёжи клип группы Ленинград (что-то там про лабутены). Девочка пытается застегнуть джинсы, не получается. Она ругается на мать: "Ты нахр... меня с такой ж...й родила?"
Девчонка определённо не была в Африке. Не посещала она и в музее Антропологии, где выставлен на показ манекен, почившей 200 лет назад готтентотки. Вот уж у кого была настоящая жопа!!! Впрочем, смешного тут мало. Дело обстояло следующим образом. Французские моряки вывезли девушку из Южной Африки вначале в Лондон. Там она была крещена, получив имя Саарти Баартман. Но это не помешало продать её во Францию в цирк. Хозяин заставлял женщину выступать, демонстрируя танцем своё необычное тело. Публика была в восторге. Африканку прозвали чёрной Венерой.
На чужбине ей было тяжело. Даже выучив язык, в новое общество она не смогла вписаться. Готтентотка пристрастилась к алкоголю. Как-то раз чёрная Венера сорвала концерт и хозяин продал её в публичный дом. Венера приобрела венерическое заболевание и вскоре умерла. Но в покое её не оставили даже после смерти. Публика желала лицезреть чёрную Венеру, и посему были изготовлены её точные копии-манекены. Один из таковых попал в Россию и далее оказался в музее. С настоящим телом дело обстояло гораздо хуже:
Её скелет и мозг и половые органы в заспиртованном виде были выставлены в парижском Музее человека, где оставались доступными для публики вплоть до 1974 года, когда были убраны из экспозиции, скелет же выставлялся публично в течение ещё двух лет. В XIX веке её останки демонстрировались во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам (в частности, к орангутанам).
Останки Саарти Баартман были возвращены в ЮАР 6 мая 2002 года, где они были 9 августа 2002 года похоронены на холме у города Хэнки, более чем через 200 лет после её рождения.
В современной ЮАР сразу ряд объектов названы в её честь. Драматичной судьбе Саарти Баартман посвящён художественный фильм французского режиссёра Абделатифа Кешиша «Чёрная Венера» (2010).
Кстати, по утверждению антропологов, скелет африканки от скелета европейки ни чем не отличается. Так почему же у некоторых африканок такие откляченные задницы?
В Южной Африке можно видеть такую картину. Идёт дама. Сзади на спине маленький ребёнок, примотанный к телу широким куском ткани. Но за счёт откляченной задницы получается, что ребёнок не висит, а сидит. В Северной и в Центральной Африке подобное увидишь реже. Если не обращать внимание на какие-то характерные особенности каждого региона, фигуры африканок вполне обычны.
Не будем забывать, что Саарти Баартман принадлежала к народу готтентотов. Их вместе с бушменами антропологи относят к отдельной пятой по счёту расе. Людей койсанской расы осталось крайне мало. Однако именно их, а также пигмеев антропологи считают коренными жителями Африки. Позже появились негроидные племена и оттеснили пигмеев в лес, а бушменов и готтентотов на юг материка. Далее началось кровосмешение, видоизменившее как негроидную, так и койсанскую расу.
В любом случае, даже сейчас бушмены и готтентоты имеют желтовато-бурый цвет кожи. Волосы их редки и закручены спиралью. Разрез глаз близок к восточному. Ну и самое главное — у женщин часто проявляется повышенное жироотложение на ягодицах. Почему? Точного ответа нет, но большинство учёных приравнивает это к феномену верблюжьего горба.
Жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. У женщин этой народности существуют анатомические особенности, которые европейцы называли «готтентотским передником» (увеличенные малые половые губы).
Объяснить происхождение этой природной анатомии никто не может до сих пор. Но вид этого «передника» вызывал отвращение не только у европейцев — даже сами готтентоты считали его малоэстетичным, и потому с древних времен у племен был обычай удалять его перед вступлением в брак.
Вот и демонстрировали французы до 1974 г. половые особенности чёрной Венеры.
В пятом зале можно также изучить ещё одно чудо — артефакты собранные экспедицией Ю.Ф.Лисянского, когда наши корабли впервые совершили кругосветное экспедиционное плавание в 1803-1806 г. Здесь собрано многое из того, что привозили российские путешественники из экспедиций.
Это ритуальные маски из Западной Африки. Насколько я понял, работники музея относятся к этим ним насторожено.
(Если автор читателю ещё не надоел, могу предложить мой рассказик про гвинейские маски маски. По Западной Африке. Ч 17. Турбаза Середу )
Зато вполне безобидно выглядят ракушки из северо-западной Австралии.
Привлекают внимание предметы культа из Папуа Новой Гвинеи. Крайне любопытны рисунки, на которых российские путешественники 120-150 лет назад запечатлели туземцев. Некоторые из таковых выполнил сам Миклухо-Маклай. В этом зале (как и вообще в музее) у каждого экспоната своя уникальная история, и даже своя судьба. Вот трон одного из камерунских вождей.А этих оленей привёз с Чукотки сам Н.Л.Гондатти. А это коллекция Л.А.Загоскина собранная им на Аляске. Что-то такое подобное до сих пор можно встретить в Центральной Африке, правда уже в качестве сувенира. В Западной великолепно развито производство всевозможных ножей, копий, масок и фигурок. (В Камеруне меня особенно впечатлили изделия из бронзы.Камерунские сувениры ) Впрочем, про всё не расскажешь, всего не покажешь.
Экзотические путешествия позволить себе могут далеко не все. И посему, хочу посоветовать — друзья, постарайтесь посетить музей Антропологии. Здесь очень интересно!
Автор выражает благодарность администрации музея и лично Балахоновой Екатерине Исаевне за интересно проведённую экскурсию!
Р.S. При составлении статьи автор использовал открытые информационные источники.
- Адрес:
Моховая д.11
E-mail:
anthropos.msu@mail.ru
anthropos-msu@yandex.ru - Телефон:
7 (495)629-75-21
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 27 фев 2016, 18:58удалитьКакой интересный!
Я вроде бы там не был:)
Блин, упустил музей напротив Кремля... - 27 фев 2016, 19:05удалитьГлеб, ты столько музеев в Москве посетил, что мне за тобой в любом случае не угнаться.
- 27 фев 2016, 19:16удалитьНо в этом не бывал
- 27 фев 2016, 23:30удалитьМаксим, читала с огромным интересом!
А вывод один — дело ясное, что дело темное:)) одни вопросы, но будем надеяться, что за ответами будущее! - 27 фев 2016, 23:32удалитьСпасибо!
- 28 фев 2016, 15:03удалитьМаксим, спасибо! Планировала посетить музей во время зимних каникул, но не получилось. А здесь с вами всё и посмотрела! )
- 28 фев 2016, 15:35удалитьНина, рад, что понравилось!
- 28 фев 2016, 19:09удалитьКартинка с волосатым человеком была даже в школьном учебнике. Со снежным человеком это никак не связано. Это явление называется атавизм
- 29 фев 2016, 00:08удалитьКакие симпатичные ребята там представлены, просто дух захватывает!
- 29 фев 2016, 14:07удалитьПравда, очень интересно!)
- 29 фев 2016, 14:34удалитьСпасибо!
- 1 мар 2016, 23:12удалитьСпасибо Максим — прочел с большим интересом. С Московскими музеями беда ) они вроде рядом, а времени на них никогда нет...
- 1 мар 2016, 23:19удалитьПриезжай, я тебя в один интересный музей отведу — спать там точно не будешь. Кстати, если ты в Москве, напиши в личку — в четверг кое-куда сходим.
- 24 мар 2016, 21:21удалитьНикогда не слышал об этом музее! Жаль, что его посещение сопряжено с такими трудностями. Иначе, с удовольствием сходил бы в осенне-зимний сезон. Спасибо, Максим, что рассказал о нем!
- 24 мар 2016, 21:58удалитьСпасибо! Я вот ещё в парочку подобных полузакрытых музеев хочу прорваться. Правда не уверен, что про них можно будет написать.
- 4 янв 2018, 03:02удалитьЗахотелось посетить музей! Очень!
___________
Сюда зашла странным образом. Читала очень интересный материал Как Африка стала чёрной , и, как всегда, стала смотреть все фото, открытые в превьюшке... И заметила, что далее фото явно к другому рассказу... И когда вернулась к тексту, попала в Музей Антропологии :)))
Пришлось искать "потерянную" запись о африканцах через Ваш блог. Наверно, проблема в моём планшете.
Я рада, что попала на эту запись о музее. - 4 янв 2018, 07:07удалитьВ любом случае, спасибо за внимание!
- 2 фев 2018, 16:41удалитьЗачиталась, не оторваться. Спасибо Вам, очень интересно. После посещения в прошлом году Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге искала что-то подобное в Москве. Но поисковик выдал только Музей востока. Наверное я как-то не так спрашивала. Про Музей антропологии слышу впервые.
- 2 фев 2018, 16:52удалитьСпасибо за внимание! Единственное, чтобы туда попасть, нужно с музеем договариваться заранее.