Говорят, всё тайное рано или поздно становится явным. От себя лишь добавлю, что каждому под силу сделать тайну доступной для понимания, главное – не проходить равнодушно мимо. На днях сделал для себя одно, пусть и маленькое, но интересное открытие. А начиналось всё так:
Некоторое время назад мне посчастливилось побывать в бельгийском Генте. Город с множеством каналов и средневековым замком потряс тогда моё воображение и, покидая его, мне захотелось оставить о нём память. Было куплено несколько сувениров, в том числе небольшая керамическая статуэтка. Сувениры или то, что мы привозим из своих путешествий
Она изображала молодого мужчину и женщину. У их ног тачка, гружённая мешками, и корзина, вероятно, с картофелем. Кисти рук женщины сложены у самого подбородка точно в молитве. Её печальный взор устремлён на шляпу, что держит перед собой мужчина. По всему видно, что пара о ком-то скорбит.
Не знаю почему, но статуэтка мне сразу понравилась, вероятно, некой тайной, скрывавшейся в её образах. К сожалению, при покупке, а то было на блошином рынке, продавец не смог мне ответить, как называется данное произведение. Будучи дома, я много размышлял над сюжетом статуэтки, ведь неспроста её герои так опечалены. Видимо, решил я, они потеряли очень близкого человека, вероятно, своего ребёнка. Но почему тогда рядом с ними корзина и тачка с картофелем.
Что ж, получается их сын или дочь пропали на картофельном поле? Странно как-то. Тогда я решил, что причина их скорби – это неурожай. Хотя, признаться, данная версия мне показалась довольно слабой.
И тогда на помощь пришла картина Ван Гога, одного из моих любимых художников, «Едоки картофеля», так она называется.
На ней изображена семья крестьян в их доме за ужином. Вид людей очень напоминает продукт, что они потребляют. Тяжёлый физический труд изменил внешность крестьян, их лица стали подобны клубням картофеля. Очень грустной получилась у Ван Гога картина. Однако на моей статуэтке лица мужчины и женщины не были лишены красоты. Получается, рано им ещё становиться «едоками». Остаётся одно – пропавший ребёнок. И он таки нашёлся. Спасибо всемирной паутине.
Статуэтка, купленная мною в качестве сувенира, называется «Ангел» и сюжет её взят с одноимённой картины французского художника XIX столетия Жан-Франсуа Милле. Интересна история этого произведения.
Название Ангел или Анжелюс, от французского — L’Ang;lus, происходит от первого слова известной католической молитвы «Angelus Domini», что переводится как «Ангел Господень». Картина не случайно имеет такое религиозное название. Милле изобразил молодого мужчину и женщину на картофельном поле в момент, когда они произносят молитву. «Ангел Господень» читается три раза на дню – рано утром, в полдень и на закате. На полотне мы наблюдаем пару крестьян в перерыве между работой, занятых вечерней молитвой. Далеко от них, на заднем плане, виднеется шпиль церкви, оттуда доносятся удары колокола.
О своём произведении Милле говорил следующее: Анжелюс – это картина, которую я написал, думая о своей бабушке-крестьянке, которая работая в поле, при звоне колокола обязательно отвлекала нас всех от работы, чтобы вместе прочитать молитву за несчастных усопших, помолиться с благоговением, обнажив голову.
В XIX веке картина пользовалась большой популярностью, а её репродукции были развешаны почти в каждом французском доме. Одно время полотно размещалось в Лувре, затем перешло в музей д’Орсе. Скорбный вид мужчины и женщины никого не оставлял равнодушным. Не прошёл мимо «Ангела» и Сальвадор Дали. Впервые он познакомился с ним ещё в детстве. В школе, где учился будущий мэтр сюрреализма, висела репродукция. Дали написал несколько полотен в свойственной ему манере на тему Ангела. Как и многим, ему не давала покоя тайна скорбящих крестьян.
И вот однажды он обратился в музей Лувра с просьбой осмотреть картину Милле с помощью рентгеновских лучей. Картину исследовали, и каково было удивление, когда под слоем краски обнаружили более раннее изображение. На месте корзины с картофелем первоначально находился могильный холмик. Вот и нашёлся пропавший ребёнок. Оказывается, на первоначальном варианте картины, мужчина и женщина хоронили своё дитя. Вот откуда их скорбь.
И так, всё тайное рано или поздно становится явным. Главное, не проходить равнодушно мимо.