правителей государства Ширвана, поклонился, представился Сеидом — придворным дервишем
и поэтом. В его чёрных таинственных глазах блеснул огонек и с белозубой улыбкой он пригласил
меня пройти за ним в портал дворца.
Откуда-то сверху полилась дивная восточная мелодия, в которой солировал национальный
инструмент — кеманча, похожий на звук нежного девичьего голоса. Плакала зурна.
Наверное так пела, сквозь слёзы, красавица, заточённая в Девичьей башне...
В передней ханского дворца пахло сандалом и ванилью, с полумраком в помещении боролись
два факела, отбрасывая длинные тени на шамаханские ковры — украшение древних стен.
Из центра круглого зала во все стороны вели полуоткрытые резные двери.
Шесть веков назад, здесь находилась грозная стража, охраняющая Повелителя Востока,
в двух витринах представлено оружие, которым владели слуги Ширваншахов.
Дервиш непроизвольно коснулся своего кинжала, как-будто, проверяя, есть ли он на поясе.
Кинжал был настоящий, не бутафорский, в красивых дорогих ножнах. Мелькнула мысль
о холодном оружие и законах, хотя — это не пистолет, было бы странно... Надо слушать!
Государство Ширваншахов образовалось в VI веке, как феодальное владение.
Название "Ширван" впервые упоминается в арабских письменных источниках VII века.
От арабского историка Аль-Масуди, жившего в IX-X веках, до нас дошло описание территории
государства Ширваншахов: оно простиралось от Каспийского моря до города Габала к северо-
-западу от Баку.
Территория государства менялась с течением времени в результате частых войн и ответных
завоеваний. Однако, оно постоянно расширялось на протяжении столетий.
Столицей Ширвана с X века был город Шамаха, расположенный в юго-восточных предгорьях
Большого Кавказа, до того времени, как после осады был захвачен и сожжён монголо-татарами.
Затем страшное землетрясение внесло свою лепту — столицу государства Ширвана перенесли
из Шамаха в Баку.
Дервиш поинтересовался из какой страны я приехала. Россия. Кивнул головой, задумался.
У Великого Повелителя в гареме была русская девушка, отбили у монголо-татар, очень была
красивая, но гордая, своенравная. Убежала. Ты тоже красивая. Спасибо.
Ханский дворец расположен на вершине холма в наиболее старой части Ичеришехер, поэтому виден издалека.
Шедевр средневековой архитектуры строился разновременно, но общий вид основных построек
очень гармоничен из-за бежевого камня, который стал основным строительным материалом и
благодаря Ширвано — Апшеронскому стилю, в котором были построены здания дворцового
ансамбля.
Архитектурный стиль Ширван — Апшерон.
Город Баку находится на Апшеронском полуострове, вдающимся в Каспийское море на 60 км.
Сохранившиеся средневековые замки подтверждают то, что Ширван — Апшеронский стиль в
архитектуре зародился именно здесь.
Одна из его характеристик — использование природного известняка для высеченных каменных плит, искусно вырезанных каменных решёток — шебеке, внимание к гармоничным пропорциям
внутренних конструкций и декоративная резьба по камню.
Дервиш сощурил глаза и спросил, знаю ли я легенду о несчастной девушке из Девичьей башни,
в честь которой её назвали. Утвердительный ответ заставил его слегка улыбнуться. Он подошёл
к окну, закрытому шебеке и стал невидимым в пучке света. Звучал только его голос, приятный
баритон.
Самый известный образец этого стиля — "Гыз Галасы", Девичья башня.
Эта массивная башня возвышается в Старом городе и является одним из основных памятников
столицы. Первоначальная функция башни является предметом дискуссий, но на определённом
этапе истории она наверняка использовалась как часть кольца оборонительных сооружений
полуострова.
Дворец Ширваншахов также является одним из великолепных средневековых примеров Ширван — Апшеронского стиля.
Строительство самого дворца началось в XII веке, а в XIV-XV веках он был расширен при
Ширваншахах Ибрагиме I, Халилуллахе I и Фаррухе Ясаре.
Дервиш Сеид замолчал и длинными тонкими пальцами стал перебирать бусинки бирюзовых
чёток, после паузы, продолжил рассказ.
Халилуллах I из династии Дербенди, мой Великий Повелитель, под всевидящим оком Аллаха,
был милостивым и щедрым. Он построил для города множество караван-сараев, хаммамы
и овданы. При дворце Халилуллах создал академию, в которой трудились мудрецы и учёные,
мыслители и философы, а также знаменитый придворный лекарь Сеид Бакуви.
Керамические плитки — каши.
Керамические произведения, принадлежащие исламской культуре, несомненно, являются одной из выдающихся форм мирового декоративного искусства. Керамика, украшавшая интерьеры
уникального памятника архитектуры — Дворца Ширваншахов создавалась в центре производства
керамики, в персидском городе Кашан, с чем и связано название — каши.
В средневековом строительстве Азербайджана широко использовали глазурованный кирпич
и каши в качестве декора.
К сожалению, небесно-голубая каши купола дворца облетела за прошедшие века и смотрители
музея включают проектор с цветными подделками, да простит им Аллах!
Дервиш погладил рукой свой шикарный шёлковый халат и на его указательном пальце
в золотом перстне сверкнул огромный зелёный изумруд, отразившись в стекле витрины
следующего зала с этнографическими экспонатами.
Азербайджан всегда был богат природными богатствами: железная руда, медь, золото,
серебро, ископаемые виды топлива.
Торговля вдоль Великого шёлкового пути через порт Баку обогащала город и гарантировала
поставку недостающих материалов, товаров и драгоценных камней из Индии, Бирмы, Сиама.
Традиции ремесла и тонкой искусной работы в разных отраслях возникли в регионе довольно
рано. Ни в одном другом уголке мира нет такого количества различных региональных и
этнических стилей ковроткачества, как в Азербайджане, который и сегодня славится своим
производством.
Дервиш вальяжно расположился на ковре, взял с низкого резного столика керамический чайник,
стоящий на спиртовке и разлил зелёный чай с мятой и чабрецом в изящные стеклянные
стаканчики в форме тюльпана. В вазочках благоухало янтарно-терракотовое варенье из айвы,
грецкого ореха, черешни. Ароматы свежей медовой выпечки и пахлавы кружили в воздухе.
Пёстрые мягкие подушки на старинном шамаханском ковре приглашали присесть.
Не смогла отказаться.
Традиционная одежда в ханстве Ширваншахов, а потом и в Азербайджане почти не менялась
до XX века. Мужчины носили свободные брюки с ремнём и туники, в зависимости от дохода,
из шерсти, шёлка или сатина. Головные уборы — тюрбан или арахчин.
Женщины носили юбки и блузки с длинными, до запястья, рукавами. Их одежда была более
изысканной и часто богато украшена шёлковой вышивкой и драгоценными камнями.
Жакеты с подкладкой или отороченные мехом, в зависимости от времени года. Голову всегда
покрывали чадрой или шарфом.
Дервиш хлопнул в ладоши, тут же появился в поклоне слуга... Заговорили на персидском...
Так, минуточку! Разве у дервиша могут быть слуги, шёлковые одежды, изумруды и ханские
манеры?
Что я знаю о дервишах... С персидского — нищий, с арабского — факир.
Набожный человек, монашеский образ жизни. Основа учения дервишей в личном общении с
Высшим Разумом путём мистического экстаза. Дервишские ордена и братства появились на
заре мусульманского летоисчисления, приблизительно в XI веке. "Дары Знания" — их книга.
Дервиши — мистики... Восток — дело тонкое...
Они могут лечить болезни заклинаниями, предсказать будущее, подарить чудодейственный
амулет, растолковать сон. Сон.
Пользуйтесь услугами "аудио гида" и дервиш Дворца Ширваншахов расскажет Вам его тайны!
P.S. В 2000 году Ичеришехер вместе с Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней был
включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.