Моя родная Ленинградская область, бывшая Ингрия — это край бесконечных водных пространств. Водоемов самых разных у нас очень много: огромное количество озер и рек самого разного размера от Финского залива Балтийского моря и крупнейшего в Европе Ладожского озера до мелких речек и ручейков, которые можно перейти в брод. Но основателю в наших краях Великого города — императору Петру I и прочим его жителям естественных водоемов было мало. В XVIII-XIX веках на территории новой столицы России — С-Петербурга прорыто множество каналов. Прорыты сотни километров каналов и в нынешней Ленинградской области. Два параллельных друг другу канала, как диадема венчают южное побережье Ладожского озера. Они прорыты в обход суровой Ладоги, где за период навигации каждый год тонуло множество судов. С открытием судоходства по Петровскому каналу в 1731 г из Невы в Свирь стало возможным попасть, минуя бурную Ладогу.
Однако, в первую же навигацию выяснились недоработки строительства, — канал оказался выше уровня Ладоги, и возникла необходимость строительства шлюзов, регулирующих уровень воды в канале и в окрестных речках и болотах. В 1732 г шлюзы на участке от Шлиссельбурга Шлиссельбург, город у истока Невы на Неве до Новой Ладоги Мой дачный Амстердам на Волхове были построены. Если следовать по руслу Староладожского канала от Шлиссельбурга к Свири, первым будет старейший на канале шлюз в урочище Ленинградская слобода. Доплыть туда на лодке из Новой Ладоги, рядом с которой находится моя дача В окрестностях моей дачи, к сожалению, невозможно, — Старый канал сильно обмелел, зарос и завален бобровыми плотинами, непроходными даже для резиновой плоскодонки. Но последуем дальше по каналу в сторону Свири. Следующим будет шлюз в урочище Сумское. Канал здесь гораздо шире и глубже, чем в окрестностях Леднево и Шлиссельбурга и лодки, и мелкие катера проходят сюда свободно. Строили тогда качественно и красиво, — все шлюзы украшены плитами и колоннами из розового гранита.
Канал — это не просто водоем, а сложное инженерное гидросооружение. При эксплуатации оно требует технического обслуживания и ухода. Поэтому по берегам Старого канала изредка встречаются каменные, весьма скромные по облику здания — караулки, где жили люди, обслуживающие канал. Построены такие здания при Старом канале в XVIII в. Сохранилась такая караулка и на Сумском шлюзе.
Места здесь весьма глухие.
Несмотря на близость такого крупного мегаполиса как С-Петербург (до него отсюда где-то 70-80 км), дорог здесь нет никаких, — кругом только леса и обширные болота. Для проезда на автомобиле в редкие села, расположенные по берегам каналов, подходят только эти самые каналы (зимой, когда они покрываются льдом). Последние годы зимы в нашем регионе аномально теплые и, как добираться сюда, в случае теплой зимы и свободных от льда каналов, одному богу ведомо. Ну, а в теплое время года путь сюда только один — по воде. Поэтому у местных жителей лодка имеется в каждой семье.
В редких в этих местах деревнях (Леднево, Черново, Дубно) сохранились старинные крестьянские дома XIX века.
Когда с целью поесть роскошной местной антоновки или подкачать "лягушкой" лодку, причаливаешь к берегу, не покидает ощущение, что время здесь остановилось. Все войны, революции, скачки научно-технического прогресса, явно, обошли эти места стороной. В населенных пунктах, где мы сходили на берег, путешествуя по Ладожским каналам, таких заведений как магазин, дом быта, школа, библиотека и т.п. обнаружено нами не было. Когда происходят в России местные или федеральные выборы, в здешние села прилетает из райцентра вертолет с бюллетенями. Разумеется, в окрестных лесах полно лосей, зайцев, кабанов, волков, косуль; встречается бурый медведь; каналы, помимо рыбы (щука, карась, окунь, плотва), кишат ондатрой и бобрами. Кабаньими следами истоптана заросшая, еле угадываемая в траве грунтовая дорога, по которой в распутицу проедет лишь трактор. Помимо крупной (с кулак боксера) антоновки, растущей у местных жителей в садах, дикие яблоки по берегам канала растут весьма обильно и очень неплохи на вкус.
Далее по нашему пути к Новой Ладоге нам встретится село Дубно. Его достопримечательности — это разрушенная Покровская церковь
и очередной старинный шлюз со зданием караулки.
Покровская церковь в этом селе была построена еще в 1568 г и была, скорее всего, деревянной. По преданию, в 1710 г местные крестьянские дети нашли на острове Птинов у побережья Ладоги икону Николая Чудотворца, и она присутствовала в Покровской церкви. Церковь, развалины которой можно увидеть в селе Дубно сейчас, построена в камне в конце XVIII в.
В селе Дубно Старый канал соединяется протокой с Новым, прорытым с 1866 г по 1881 г и названным в честь Александра II Освободителя.
Далее путь на лодке (напоминаю, что дорог, пригодных для автомобиля, здесь нет) можно продолжить двумя маршрутами. Если повернуть в протоку,
мы попадаем в Новоладожский канал — более широкий и глубокий, чем Староладожский.
На входе в канал стоит новодельный поклонный крест
Вообще-то, у местного населения существовала давняя традиция установки поклонных крестов по разным поводам.
От Нового канала по системе протоков можно попасть и в открытую Ладогу.
Новоладожский канал приведет рыбака или водного туриста в реку Волхов, впадающую у Новой Ладоги в Ладожское озеро
Но можно выбрать и другой путь: в протоку на Новоладожский канал не поворачивать, а следовать прямо по более узкому Староладожскому каналу. Через несколько километров хода меж заросших лесом берегов мы увидим еще один шлюз XVIII века — Черниговский.
Почему он назван в честь древнего города Киевской Руси, сказать затрудняюсь. Этот шлюз регулирует уровень воды в канале и в обширном болоте, тянущемся вдоль канала справа по борту. Дорога вдоль канала здесь не такая заросшая, как дорога между селом Дубно и Сумским шлюзом, но проедет по ней лишь серьезный внедорожник.
При приближении к Новой Ладоге справа будут так называемые Резервы. Так жители уездного городка называют частное хозяйство по искусственному разведению пресноводной рыбы, расположенное на правом берегу канала. В этом хозяйстве разводят рыбу в искусственных прудах, которые соединяются канавами с каналом. Выходы этих канав в канал закрыты заглушками с мелкой сеткой. Когда мальки вырастают до приемлемых размеров, заглушки открывают, и взрослую рыбу выпускают в канал. Это хозяйство дает работу многим жителям Новой Ладоги.
Староладожский канал также в итоге приведет нас в город Новая Ладога. Но на выходе канала в реку Волхов несведущего путника будет ждать сюрприз: выход перекрыт очередным старинным шлюзом.
Он поновее шлюзов вдоль канала и относится к веку девятнадцатому.
Выйти в Волхов можно только через Новоладожский канал. Но обладатели резиновой весельной лодки запросто перенесут ее через шлюз.
Оба канала (и Старый, и Новый) от реки Волхов продолжают свой путь далее — к реке Свирь вдоль берега Ладоги параллельно друг другу. Оба канала вполне проходимы для маломерных судов. Рыбаки занимаются здесь, в основном, ловлей щуки.
Пересекая Волхов, мы пройдем мимо острова Ленина.
Примечательно, что в городе Новая Ладога нет улицы Ленина. Зато есть остров Ленина посреди реки Волхов недалеко от ее впадения в Ладогу. Говорят, возле него хорошо берет щука, но мы этого не заметили, — рыба клевала крайне вяло.
"Форсировав" Волхов, можно войти либо в Новый,
либо в Старый канал
и продолжать свой путь к реке Сясь, что в переводе с языка вепсов означает "Комариная"
Сясь тоже впадает в Ладогу, как и все остальные реки, за исключением Невы.
В своем устье река намыла довольно обширный остров, где можно половить рыбу и вдоволь накупаться в водах Ладоги или Сяси.
У впадения Сяси в Ладогу стоит городок Сясьстрой, выросший из села в 30-е годы ХХ века, благодаря постройке целлюлозно-бумажного комбината На месте старинной пристани.
Далее путь можно продолжать по каналам до самой реки Свирь. Но подобные экспедиции мы — почти что местные жители, раз 7-10 в год прибывающие в эти места на дачу, пока не предпринимали. Это — наши будущие водные путешествия.