Если следовать китайской терминологии, то нынешние Приморский и Хабаровский края и Амурская область считались Внешней Маньчжурией, которая стала российской после подписания Айгуньского и Пекинского договоров.
Первой в Китайской Маньчжурии появилась Желтугинская республика, которую еще называли Амурской Калифорнией. Возникла она стихийно в верховьях Амура, в районе реки Мохе, на китайской территории в 5-10 километрах от границы на труднопроходимых местах, где было найдено золото, которое дружно добывали русские и китайские золотопромышленники. Вначале царившие анархия, хаос и беспредел уголовников сменились созданием некой государственности во главе с президентом Карлом Карловичем Фоссе, бывшим австро-венгерским подданным из Триеста, и парламентом из 10 человек. Просуществовала республика с 1883 по 1886 год, пока её не разогнали китайские власти. Китайцам отрубили голову, русских выслали в Россию.
Затем в дело по освоению просторов Маньчжурии вступили официальные власти Российской империи. Министр финансов Сергей Юльевич Витте (1849- 1915) пролоббировал строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
В 1896 году был подписан Союзный договор между Российской империей и империей Цин, в рамках которого предусматривалось концессия на строительство железной дороги. Концессия предоставлялась на 80 лет, после этого срока железная дорога должна была перейти в собственность Китая, правда не оговаривалось вначале на возмездной или безвозмездной основе. Благодаря КВЖД появился город Харбин. Интересно, что на КВЖД действовали не китайские или российские законы, а собственные. В 1897 году началось строительство КВЖД.В 1898 году была подписана Русско-китайская конвенция, согласно которой предусматривалось предоставление России в арендное пользование на 25 лет Ляодуньского полуострова с портами Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь) и разрешалось прокладку к этим портам Южно-Маньчжурской железной дороги от одного из пунктов КВЖД.
В 1898 году в Китае началось восстание ихэтуаней , более известное как "боксёрское" восстание, в июне 1900 года оно докатилось до Маньчжурии. Скоро из 1300 километров уложенного полотна на КВЖД более 900 было приведено в полную негодность. В какой-то момент восставшие были поддержаны китайской армией, европейцы и китайцы-христиане вырезались. Были осаждены Харбин и Благовещенск.
Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков (1843—1913)
организует защиту Приамурья и организует ввод русских войск для защиты русского населения вдоль КВЖД. В ноябре 1900 года на Особом совещании военного министра, министров финансов и иностранных дел Российской империи была разработана инструкция для русских войск "Основания русского правительственного надзора в Маньчжурии", в которой говорится, что Маньчжурия временно оккупируется Российской империей до восстановления порядка.Интересно, как меняется постепенно позиция Гродекова. Если в начале он обращал внимание на то, что "войска должны знать, что в течение двухсот лет мы жили с китайцами в большом согласии и мире, а если и призваны в настоящее время на территорию Китая, то лишь для усмирения мятежников против законного китайского правительства" , то затем он и не только он стал считать, что оккупированные территории Маньчжурии необходимо постепенно переводить под контроль российской администрации. Генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин (1848- 1925), бывший военным министром с 1898 по 1904 год, писал в своём дневнике (запись от 16 февраля 1903 года): "Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять Тибет. Хочет взять Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает вопросы славы и пользы России..."
Но в марте 1902 года был подписан русско-китайский Договор о Маньчжурии, в соответствии с которым Россия обязалась в течении 18 месяцев поэтапно вывести свои войска из Маньчжурии, при гарантии соблюдения определенных российских интересов в этом районе. В 1904 году русские войска из Маньчжурии были выведены и через небольшой промежуток времени началась русско-японская война.
Вернёмся к КВЖД. В 1903 году железная дорога была официально запущена в эксплуатацию. После революции КВЖД захватывали то китайцы, то японцы. Завершилось дело продажей СССР железной дороги марионеточному государству Маньчжоу-Го в 1935 году. Правда после войны она снова стала принадлежать СССР, но после подписания советско-китайского "Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи" в 1950 году СССР вернул Китаю Порт-Артур и Дальний, а заодно подарил КВЖД.
Ляодуньский полуостров более никогда не арендовался СССР. А ведь когда-то у Российской империи были большие планы на него, на его территории была даже создана Квантунская губерния.
Вкладывались гигантские средства, резко увеличилась численность населения, Российская империя хотела создать "русский Гонконг". В качестве планов строительства использовались планы портовых городов России, в частности Одессы. Строились новые оборонительные сооружения, которые должны быть закончены в 1909 году, а к моменту начала русско-японской войны были готовы только на 20 %. Из планируемых 542 артиллерийских орудий установлены были лишь 124. На этих планах поставил жирный крест проигрыш в русско-японской войне и у полуострова появился новый, японский, хозяин. При этом японцы заставили переоформить договор на 99 лет. После войны особого энтузиазма у СССР не было, хотя аренда полуострова и была Китаем возобновлена.Помимо территорий в Маньчжурии у России было еще две концессии: в Ухане (Ханькоу) с 1886 года, общей площадью 60 акров, на территории которой располагались чайные фабрики русских купцов, и два концессионных участка в Тяньцзине с 1903 года. Обе концессии были захвачены Китаем в 1920 году, а в 1924 году СССР официально отказался от претензий на их территорию.