Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы под Подольском является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв.
Ни один другой подмосковный храм не является столь удивительным, как этот.
Доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь.
С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились иноземные мастера, вероятно итальянцы.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель и сподвижник Петра I князь Борис Алексеевич Голицын (1641-1714).
В 1689 г. он был оклеветан перед царем, попал в опалу и удалился от двора к себе в имение.
Гнев государя прошел довольно быстро, и через год Борис Алексеевич был вызван в Москву, считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Зная любовь государя ко всем европейским нововведениям, Голицын захотел, чтобы его храм внешне был похож на европейские храмы построенные в стиле барокко.
Закладка храма Знамения состоялась в 1690 году на месте, где прежде стоял деревянный храм
во имя пророка Илии, возведённый четверть века назад. Деревянный храм был разобран и
перенесён в соседнюю деревню Лемешево.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подолье. Этот материал легок в обработке и достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами. Первый этаж поставлен на высокой подклети, дающей возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть — гульбище, богато украшенную резьбой и узором орнамента, с четырьмя лестничными сходами.
Храм украшен многочисленными скульптурными изображениями ангелов и святых — вещь
совершенно небывалая и недопустимая для православных храмов того времени.
Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры.
С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, к сожалению почти
уничтоженные вандалами,
у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов.
Венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, как обычно в православных церквях,
а золочёная царская корона из восьми лепестков. Корона блестит на солнце и видна далеко
от Дубровицы над кронами густого леса.
Высота храма с короной и крестом более 46 метров.
Архивы не сохранили имени гениального архитектора, а необычный для России храм и сейчас
производит неизгладимое впечатление, можно представить, как потрясал и дивил он своих
современников архитектурой и особенно скульптурами!
Строительство храма было закончено к 1699 году. Пять лет храм ждал своего освящения.
Князь Голицын хотел освящать его только в присутствии Петра I, а он в те годы почти не бывал в Москве.
Есть и другая версия задержки — новый необычный храм отказался освятить Патриарх Адриан,
уж слишком он был построен и отделан на европейский манер, совсем как католический.
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский — Стефан.
В феврале 1704 года местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах в честь иконы
Пресвятой Богородицы Знамение.
На богослужении в этот день присутствовали царь Петр I и его сын царевич Алексей.
Они вместе с князем Голицыным молились на резных храмовых хорах.
Торжества по этому поводу продолжались целую неделю.
Интерьер храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».
Тексты на латинском языке сопровождающие сцены расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета заменили цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 году, латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня, лучше и не выдумать!
P.S. Смотровая площадка — насыпной курган. Сооружен при Б.А. Голицине.
На вершине кургана до 1930 года служили панихиды по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.