Что вы помните про 1984-й год? Советским руководителем, если кто помнит, тогда был Константин Устинович Черненко. Запомнился он всем тем, что всю дорогу болел и на следующий год после своего избрания не приходя в сознание скончался.
Я же в 1984-м году закончил 6-й класс Нарвской школы №8. А летом мы с папой поехали в автопутешествие в Псков и по южной Эстонии.
Ездили мы на нашей тогдашней машине — "Жигулях" ВАЗ-2106. По тем временам крутейшая машина была — скорость по паспорту была 152 км/ч. Папа как-то раз решил проверить, сколько она развивает на деле, и как-то в моем присутствии на прямой дороге между Силламяэ и Синимяэ разогнался аж до 140 км/ч. Ехать быстрее не решились — стало просто страшно :)
К сожалению, среди отсканированных слайдов не нашлось кадра с машиной, поэтому вот фотография из Википедии — ВАЗ-2106 как раз белого цвета, как и была у нас.
Кстати, а знаете, сколько стоила такая машина? 9100 рублей — просто целое состояние по тем временам. Для меня до сих пор загадка, как в 1980-м году при зарплате не больше 200 рублей в месяц родители смогли купить такую дорогую машину. Да, продали перед этим нашу старую ВАЗ-2102, но все-таки...
А фотографировали в те годы "продвинутые" советские фотолюбители на цветную ГДР-овскую пленку ORWO CHROM, которую потом отдавали на проявку в ателье, затем нарезали на отдельные кадры и вставляли в рамочки, в результате чего получались диапозитивы, они же слайды. Помните, как их смотрели? О, это же целый ритуал был! На стену вешали специальный раздвижной экран, перед экраном ставили специальный диапроектор, потом гасили свет и ведущий один за другим начинал вставлять в проектор слайды, попутно комментируя появлявшееся изображение. Но можно было смотреть слайды и индивидуально, вставляя рамочки в диаскоп — маленькую пластмассовую коробочку с увеличительным стеклом.
Итак, поездка в Псков. Ехали туда от Нарвы вдоль эстонского берега Чудского озера. Дорога эта была известна в советское время тем, что здесь любили гнездиться аисты. В районе Нарвы, Кохтла-Ярве и по дороге на Таллин аисты не жили — там было сильное загрязнение воздуха промышленностью, а вот здесь, где промышленности не было, аисты как раз и появлялись.
(за прошедшие после распада СССР 25 лет многие промышленные предприятия в Эстонии закрылись и выбросы снизились — теперь аисты живут в Эстонии повсюду)
А дорога по югу Эстонии запомнилась в тот раз тем, что мы решили поехать по трассе, которая была обозначена на туристической карте самой жирной линией. И попали на длинную и ужасно пыльную грунтовку! Как потом оказалось, нормальная асфальтовая дорога там тоже была, но она была обозначена более тонкой линией! Вот так в те годы печатались карты — видимо, чтобы враг не догадался и в случае нападения попал на самую плохую дорогу :)
Хотя военные карты были очень точными, советские путеводители для обычных граждан были «практически бесполезными». По словам российского картографа Алексея Постникова, их изготавливали при помощи увеличения данных в картах меньшего масштаба, из-за чего конечный результат оказывался неточным в важных деталях вроде городских улиц.
Туристическая карта Таллинна (слева) от 1980 года и военная карта той же местности от 1976 года. Текст и картинка отсюда
Тут можно конечно посмеяться, но вот читая описания некоторых войн, я неоднократно встречал утверждения вроде того, что "вторжение было плохо подготовлено, войска использовали карты из туристических путеводителей". Так что кто его знает...
А еще где-то на границе Эстонии и Псковской области мы остановились в лесу, потому что папа сказал, что ему нужно поспать. Тут я, надо сказать, испытал некоторую досаду. Ну вот как так — мы едем в Псков, это же так круто, а он хочет спать! Но спустя много лет, когда я уже сам стал водителем, я понял причину этой остановки. Если ты ведешь машину, и тебя начало клонить в сон, то лучше действительно поспать. Никогда не просыпались от того, что колеса машины вылетают на обочину? Это реально страшно, когда представляешь, что может случиться.
А дальше мы приехали в Псков, известный своим древним Кремлем с крепостными стенами и башнями. К сожалению, фотографий осталось довольно мало, а личных впечатлений — и того меньше. Вот честно скажу, все, что я запомнил о Пскове — это то, как мы зашли куда-то за крепостную стену, а там буквально все заср завалено человеческими фекалиями :)
Вот, это я на одной из крепостных стен изучаю карту. Кстати, обратите внимание, уже тогда, в брежневско-черненковские времена, в Эстонии озаботились "импортозамещением" — наладили выпуск супермодной в те времена заграничной одежды и обуви — джинсов и кроссовок :)
И модная "жувачка" в пластинках за 10 коп. с апельсиновым и земляничным вкусом у нас тогда уже тоже вполне продавалась прямо в киосках "Союзпечати" — в результате отпадала необходимость школьникам "шакалить" в местах скопления иностранных туристов :)
А вам в те годы учителя не рассказывали страшные истории о том, как агенты ЦРУ под видом иностранным туристов дарили советским детям "жувачку", куда вставляли бритвенные лезвия, чтобы дети порезались? — "А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си" :)
Но вернемся в Псков. Вот здесь я каким-то образом вышел к крепостному склону, обращенному к реке Великой
Кстати, еще мне запомнилось, как папа заставил меня искупаться в этой самой реке Великой, предварительно разогнав с поверхности бензиновые разводы. Честно скажу — входить в такую воду не очень хотелось, тем более было непонятно, что там на дне. Я проплыл несколько метров, стараясь не касаться дна, и быстро выскочил обратно. Все же я привык купаться в Усть-Нарве на нормально песчаном пляже, а не в таких местах.
А это я гуляю по Кремлю. Честно скажу — совершенно не помню этого момента :)
Еще одно известное место во Пскове — памятник "Пушкин и Арина Родионовна". В другой интерпретации — "Пушкин и крестьянка".
Вот что мне хорошо запомнилось — это как мы искали место для ночлега в окрестностях Пскова. Советский сервис был по своему обыкновению очень ненавязчив, а потому найти, где переночевать было непросто. Пока мы не оказались в некоей местности со звучным названием Корытово, где обнаружился кемпинг для автотуристов, где мы смогли снять небольшой домик.
Но запомнился кемпинг не этим. Дело в том, что как раз этим летом по Центральному ТВ СССР шла премьера телесериала про шпионов "ТАСС уполномочен заявить". Ну помните, возможно, про шпиона Дубова, с Вячеславом Тихоновым в главной роли генерала КГБ. Еще там Кикабидзе играл агента ЦРУ Джона Глэбба :)
И там еще была сцена, где четыре "Волги" с одинаковыми номерами разъезжались по четырем возможным местам свидания с американскими дипломатами. И вот все жильцы кемпинга собирались по вечерам у домика, где была комната с телевизором, телевизор выставляли в окно и все смотрели очередную серию. Вот как раз момент с четырьмя "Волгами" в конце серии я хорошо запомнил, мы его смотрели как раз в кемпинге.
[youtube]KborGrs30CE[/youtube]
А в один из дней мы из Пскова на скоростном кораблике сначала по реке Великой, а потом по Псковскому озеру прокатились до двух островов, что на озере — острова Белова и острова Залит. Вот на этом фото виден как раз берег одного из островов, но уже не помню, какого именно.
На одном из островов на кораблик погрузили девочку, которая чуть было не утонула и лежала, нахлебавшаяся воды, но вроде еще живая. Так вот и повезли ее в больницу, на пристани в Пскове нас встречала скорая.
А на обратном пути из Пскова домой мы сделали несколько остановок на юге Эстонии.
Во-первых, поднялись на башню, что стоит на горе Суур-Мунамяги, высочайшей точке Эстонии. Не хухры-мухры — 318 метров, и не надо смеяться :))
Взяли напрокат бинокль. Правда сверху кроме леса все равно ничего не видно.
А это мы в поселке Вярска, который известен в Эстонии тем, что здесь добывают самую известную эстонскую минеральную воду "Värska". Прямо при нас к источнику подъехала цистерна с Пярнуского завода и залилась доверху этой минералкой. Мы тоже попробовали выпить ее, но без газа она оказалась жуткой гадостью :)
Это я сижу в лодке, вот только уже точно не помню, где. Скорее всего где-то в Таэваскода. Обратите внимание на регистрационный знак лодки — ЭПЫГ-0091 :)
А Таэваскода — это самое красивое место на юге Эстонии, известно своими песчаниковыми обнажениями на крутом берегу реки Ахья. Вот только в этот раз почему-то мы не дошли до основных скал, где вся красота, а ограничились только берегом озера.
Здесь же и пообедали
Но вот при этом что удивительно — до пещеры с источником Emaläte мы все же дошли, а ведь он от самих скал Таэваскода совсем недалеко!
Вот скалы Суур-Таэваскода — снято спустя много лет — в 2007-м году. Кстати, "taevaskoda" переводится с эстонского как "небесные хоромы" или "небесные палаты". Ниже — текст из эстонского путеводителя по Пылваскому району от издательства "Ээсти раамат" 1976-го года —
Название "таэваскода" произошло еще в те далекие времена, когда в этих прекрасных местах древние эсты собирались на совет и для жертвоприношений: крутой резонирующий скальный берег по одну сторону реки, плотная стена векового леса — по другую, ровная зелень лужайки под ногами и голубое небо вместо крыши над головой, — поистине небесные хоромы!
А это я у плотины гидроэлектростанции Саэсааре, что подпирает водохранилище, в котором мы только что купались. ГЭС была построена в начале 1950-х годов, когда шла коллективизация земель и электрификация крестьянских хозяйств. Позже она потеряла свое значение, но работать, что характерно, не перестала. В 1991-м году ее приватизировали и, согласно эстонской Википедии, сейчас она дает около 100 кВт мощности (что все равно, что ничего :)).
А на этом наш экскурс в недавнее прошлое завершается :)