Все знают, что остров Святой Елены был местом ссылки и смерти Наполеона Бонапарта. Гораздо меньшему числу людей известно, что остров расположен не в Средиземном море, не в районе Канар или Мадейры, а Бог знает где.
Главные достопримечательности острова связаны с именем Наполеона. Это — Longwood House, дом-музей Наполеона Бонапарта.
В этой комнате умер Наполеон.
Все наполеоновские места принадлежат Франции на правах дипломатического имущества и работают с понедельника по пятницу без всякой оглядки на раписание RMS. Так что вполне британскому туристическому офису пришлось куда-то позвонить и договориться, чтобы лягушатники открыли нам музей в субботу.
Нарратор в саду, где гулял Бонапарт.
Могила Наполеона выглядит как-то так (это уже слегка другой район острова):
В реальной жизни она громадных размеров, наверное, 3 на 3 метра. Могила давно пуста, прах Наполеона эксгумировали и увезли во Францию спустя 7 лет после похорон. От местной асфальтированной дороги к ней через тропический лес ведет тропа длиной метров в 500 и шириной где-то в автомобильную полосу, покрытая аккуратно подстриженным на всем протяжении английским газоном.
По выходным посещения могилы закрыты, так что, чтобы попасть туда, пришлось перешагнуть цепочку в начале тропы (была всегда), перелезть через ворота спустя метров 100 (говорят, появились недавно), вскрыть калитку метров за 50 до места и переправиться через метровый ров, который теперь зачем-то окружает эту поляну. Впрочем, есть и бонус от такого неформатного посещения: в рабочие часы меня бы близко не подпустили, а заставили бы осматривать достопримечательность с почтенных 15 метров. Как-то это всё сильно контрастирует с общим представлением о безопасности на Св.Елене, где можно зайти куда угодно и когда угодно.
Экономика Святой Елены напоминает мне по масштабу ярмарку в школе или пионерлагере: "правительство" печатает "деньги" и вбрасывает их в ярмарочную экономику через госсектор, остальные продают за эти "деньги" услуги и какие-то поделки, но все понимают, что это не всерьёз.
Вот это местный рынок, на котором никто не торгует. Ни молочка, ни сметанки, ни зелени, ни свежей рыбы...
Все поставляется и продается мороженым или консервированным.
Вот это продуктовый магазин: на витрине только блочное мороженое мясо и колбасы.
Промтоварный
Бар
Общепит работает так же странно, как и могила Наполеона Бонапарта.
2 утра подряд я выпивал свои 2 Grande Latte в St. Helena Coffee Shop — единственном месте в стране, где можно получить латте не из пакетика "три-в-одном" или кофе-автомата: тут, совершенно случайно, подают кофе из самых дорогих кофейных зерен в мире [после недопереваренных макаками] — зерен, выращенных на Святой Елене.
Но в понедельник пришлось поцеловать замок: кафе работает 3 дня в неделю, с пятницы по воскресенье.
На ужин надо записываться заранее, до 12. Если желающих не будет, то заведение просто не откроется.
Тут и выше: Ann's Place — единственный на райском острове посреди Атлантики sea food. Из рыбы тут только отвратительные тунец и синий марлин. Отвратительные не потому что несвежие, а потому что это какой-то уж совсем свинячийкошачий сифуд, типа минтая.
Пиво на острове только из бутылок: пристойный Windhoek lager из Намибии и непристойный Castle из ЮАР.
Универсальным пищевым ответом для мест, где готовят из плохих продуктов, для меня является китайская кухня.
Будете в Джеймстауне, обязательно заходите в Orange Tree; их найти просто, они сидят в Smith's Yard ;)
Вок и соевый соус, как биореактор, способны сделать из ничего чудо.
Оригинал записи был опубликован в блоге у автора: Остров Святой Елены. Часть 2