В районе Гамелькара на вершине холма Сейда (в старину Св.Моники) над морем
покоятся руины погребальной Базилики Святого Киприана, обнаруженной во время раскопок
в 1915 году. Базилика была построена в конце IV — начале V веков н.э. на месте кладбища
древних христиан.
фото из инета
Изучение церковных текстов позволило археологам опознать развалины базилики,
воскресившей память о Карфагенском епископе Киприане с 249-258 гг н.э.,
знаменитом распространителе христианства на тунисской земле в III веке. Епископ Киприан
принял мученическую смерть 14 сентября 258 года, во времена христианских гонений в эпоху
правления императора Валериана. Впоследствии епископ был канонизирован христианской
церковью.
Базилика была сооружена на месте могилы Св. Киприана.
Руины этой базилики не примечательны, но даже этот вид некогда величественных творений,
что пережили удары времени и судьбы, не умалит памяти об одном из выдающихся личностей
античной Африки.
фото из инета
Благая мысль о постройке православного храма в столице Туниса, где обосновались многие
эмигранты, возникла в 40-х годах, но война отодвинула все планы на десятилетие.
В 1953 году на средства русских эмигрантов прибывших в Тунис в конце 1920 года
стал строиться православный Храм Воскресения Христова в центре тунисской столицы.
Его строительство было завершено в июне 1956 года, а в июле того же года состоялось
торжественное освящение храма.
В начале строительства в фундамент Воскресенского храма заложена, привезённая из Франции,
частица мощей Св. Киприана Карфагенского. Другая частица мощей святого имеется вместе
с частицей Животворящего Древа Креста Господня в напрестольном кресте храма.
Храм Воскресения Господня имеет не только религиозно-культовое назначение для эмигрантов
Туниса, но также является архитектурным и историческим памятником.
Одноглавый каменный храм в традициях псковской архитектуры построен по подобию древнего
памятника русской архитектуры XII века — церкви Покрова на Нерли.
Архитектор — Михаил Козмин.
Иконы и церковная утварь были сохранены и унаследованы храмом с русских кораблей:
линкора "Генерал Алексеев", крейсера "Кагул" и штабного судна "Георгий Победоносец".
Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы
с кораблей, затопленных в 1854 году в Севастополе.
Освящение новой церкви совпало с провозглашением независимости Туниса,
многие эмигранты, имевшие французское гражданство, были вынуждены переехать в Европу
и во Францию. Православная диаспора Туниса сократилась до нескольких семей, даже службу
в храме вели греческие священники по большим праздникам. Храм содержать стало некому.
Под видом реконструкции города местные власти пытались снести русский храм.
От этого его спасло ходатайство русской общины Туниса обратившейся к РПЦ.
Первоначально храм находился под юрисдикцией Русской Зарубежной Православной Церкви,
а с 1992 года храм был назначен в подчинение Московскому Патриархату.
Одновременно с этим произошло обретение русского настоятеля храма,
протоиерея — Димитрия Дмитриевича Нецветаева.
С назначением постоянного молодого священника православная жизнь в храме и Тунисе
стала налаживаться. Храм достался в плачевном состоянии — черные, покрытые плесенью
стены, потрескавшийся потолок и пол, а главное отсутствие прихожан.
Ремонт своими силами и служба в пустом храме... Отсутствие денег на ремонт, полностью
неустроенный быт семьи с маленьким ребёнком на руках и отсутствие помощи приводила
в отчаяние, но вера и обет пересилили невзгоды.
Прихожане храма — славянские женщины из бывшего СССР, вышедшие замуж за тунисцев.
Сначала редко приходившие в храм на праздники, потом заинтересованные добросердечной
матушкой Светланой стали приходить чаще, приводить детей. Ведь в чужой стране они были
духовно одиноки, а церковь стала их отдушиной.
Тунис заселённый ранее берберами-христианами стал резко арабизироваться,
в школах берберский язык сменили на арабский, почти отменили светские законы бывшего
президента Х. Бургибы на мусульманские устои, появилось межнациональное напряжение.
Стали появляться недовольные наличием в центре столицы православного храма,
церковные колокола пришлось снять и повесить внутри храма, чтобы звон не провоцировал
правоверных. В последние года, после теракта, стали поступать угрозы настоятелю храма,
требования закрыть храм, снять крест и т.д.
Батюшка Димитрий был брюнетом, когда мы его увидели, а сейчас он поседел, волнуется
за троих детей, жену. После теракта Патриархия выделила средства на охрану храма.
На роспись стен — денег нет, своды и стены белые, украшения интерьера сделаны руками
матушки и прихожанок. Люстру церкви прислал меценат из русских туристов.
Наша гид — Наталия Купча, бывшая киевлянка, замужем за тунисцем около тридцати лет,
любящая свою профессию историка, очень интересно провела экскурсию и предложила нашей группе выбор: посетить храм или пойти в торговый центр. Что выбрали наши соотечественники?
Правильно. В храм пошли трое — она и я с дочкой.
Очень жалею теперь, что не подружилась с Наталией поближе. Она супер-интересный человек!
Наталия написали книгу "Вновь обретённое величие" когда работала в музее,
и подарила мне экземпляр на память.
Я её храню и иногда думаю о Наталье, как сложилась дальше жизнь её семьи...
(Сын у неё мусульманин, как отец, а дочь стала православной, теперь не может выйти замуж,
хотя красавица и умница. Ещё она боялась, что Тунис станет полностью арабским, потеряет
светские законы и скатится в мрак средневековья, говорила о каких-то бандитах, приходящих
с алжирской стороны, но кто тогда слышал о чуме терроризма? Никто.)
Постоянная прихожанка храма Воскресения Христова, активная помощница, она лично знала
Анастасию Александровну Ширинскую, о которой я расскажу в следующей заметке.