Некоторое время назад я увидел по телевизору интервью Петросяна. Юморист жаловался на то, что некие люди приходят к нему на концерт и далее выкладывают его новые шутки в интернет. А Петросяну предстоит далее выступать перед публикой, давать концерты, озвучивая свои шутки, которые после попадания в интернет стали как бы уже ничьи.
К чему это я? Объясняю. Мне посчастливилось побывать на экскурсии, которую проводил Леонид Михайлович Видгоф. Экскурсия называется "Еврейская Москва". После, я некоторое время думал, стоит ли об этом писать? Из услышанного я многое не знал, соответственно, если я об этом пишу, то выпускаю в интернет факты собранные другим человеком.
С другой стороны, есть право на обмен информацией и в данном случае, многие люди, например израильтяне, которые не смогут попасть на данную экскурсию, из моего рассказа узнают для себя что-то новое.
В любом случае, мой рассказ с энциклопедическими знаниями Л.М.Видгофа несравним, надеюсь, что он лишь вызовет интерес к теме.
Во время экскурсии мы посетили Зарядье, Большую хоральную синагогу, побывали возле домика-мастерской И.Левитана, возле Лефортовской тюрьмы, а также посмотрели музей Истории евреев в России. Надеюсь, кто захочет в дальнейшем лично побывать на экскурсии, или посетить музей, тот сумеет это сделать, тем более, что я слово в слово пересказывать всё не смогу, и даже не буду к этому стремиться... Хотя, если покопаться, в наше время почти всё можно найти в том же самом интернете...
Итак, когда в России появились евреи? Если вспомнить Хазарский каганат, то евреи на территории современной России жили ещё до образования самой России. Отдельные люди бывали здесь и до этого и позже.
Первые упоминания о евреях в Москве относятся к XV веку. Одно из них — о личном враче великого князя Ивана III, венецианском еврее по имени Леон. Далее евреи в Московию приезжали, но эти визиты нельзя назвать массовыми. В XVIII веке евреев в Москве практически не было. Ситуация изменилась после первого раздела Польши в 1772 г.
В 1788–1789 гг. три еврея вошли в Московское общество купцов первой гильдии. В ответ на это в начале 1790 года московские купцы направили жалобу на имя генерал-губернатора. Купцов не устраивало следующее: прибывшие в Москву конкуренты продавали товар по более низким ценам, и если русский купец сидел в лавке, то евреи, наоборот, ходили по городу и предлагали свой товар.
Губернатор Еропкин подошёл к делу со всей ответственность. Перво-наперво он пересчитал всех евреев. В 1790 г. «число весьма немалое» евреев в Москве составило: 49 мужчин, 8 женщин и 12 детей. Жалоба дошла до императрицы. Далее в 1791 г. Екатерина II ввела закон, запрещающий евреям переезжать с места на место. Указ об этом, принятый 23 декабря 1791 года, положил начало существованию так называемой черты оседлости. С этого времени евреи могли находиться в Москве лишь временно.
Первая точка нашей экскурсии — Зарядье. Для московских евреев Зарядье считается священным. Старое Зарядье я не застал, зато хорошо помню гостиницу Россия.
Итак, почему же Зарядье для евреев считается священным местом? После 1791 года, приезжающие в Москву евреи обязаны были останавливаться в одном месте и таковым они выбрали для себя Глебовское подворье, ибо там был налажен процесс приготовления кашерной пищи. Подворье находилось в конце Большого Знаменского переулка. Ворота подворья почти всегда были закрыты. С одной стороны это было государство в государстве, с другой, все евреи находились там под полным контролем властей.
В 1828 г. евреям — купцам первой и второй гильдий было разрешено приезжать в Москву на один месяц, в 1832 г. евреям — купцам всех гильдий — на полгода. Правда тут нужно пояснить — те, кто переходил из иудаизма в христианство, евреями уже не считались и черта оседлости на них не действовала. Власть ставила задачу — крестить как можно больше евреев, ассимилировать оных и встроить в обычную российскую жизнь.
Евреи, согласно указу Николая I о введении для них воинской повинности (26 августа 1827), брались в рекруты с 12 лет. Почему так рано? Всё просто — женатых в армию не призывали, а жениться еврейский мальчишка мог в 13 лет. Дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов. Некоторых определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы (25 лет) как евреям, так и неевреям. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год).
Ясное дело, что никто своих детей отдавать в армию не хотел. В русских деревнях селяне старались вырастить сироту и спихнуть его от своей общины в армию. У евреев же появились особые люди хапперы, которые часто воровали детей и отдавали их в кантонисты.
Иудей мог быть только рядовым, но если он крестился, то мог рассчитывать на продвижение по службе. Поэтому, попав после кантонистов в солдаты, многие евреи крестились, меняя имя и фамилию. Далее, отслужив 25 лет, такие мужчины в свои местечки уже не возвращались, стараясь осесть в городе.
Евреи-иудеи, отслужившие 25 лет в армии (правильнее называть таковых николаевскими солдатами), в местечки вернуться также не стремились. Черта оседлости на них не распространялась, и посему николаевские солдаты стали группироваться в Москве возле Глебовского подворья.
В 19 веке многие евреи являлись носителями редких профессий. При Александре II постепенно происходили послабления порядков. Москва разрасталась и власти старались пригласить сюда людей для города полезных.
Черту оседлости к тому моменту могли преодолеть люди с высшим образованием, лекари, и некоторые ремесленники (например, ювелиры и мастера по ремонту зонтиков), фотографы, а также женщины, встававшие на путь морального падения...
Уже в 1871 г. городская перепись зарегистрировала около 5800 евреев (есть основания предполагать, что их было больше). Далее перепись насчитала в 1882-м — около 18 тысяч, а в 1891-м – 35 тысяч. Основную массу составляли ремесленники (сапожники, портные, скорняки), торговцы, служащие.
Конечно, при таком количестве прибывающих людей, селились они не только в Зарядье, и тем не менее Зарядье преобразилось. Обратите внимание на фотографию! За крышами выглядывает собор Василия Блаженного, тогда как на первом плане синагога.
Зарядье к концу 19-ого века перестроилось. Здесь стали появляться дома, более характерные по архитектуре для Одессы, нежели для Москвы. Тип построек был экономный: для того, чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“. С этих „галдареек“ в каждую квартиру вёл только один вход.
При Александре III положение евреев ухудшилось. Закончился и расцвет Глебовского подворья. В 1891 году генерал-губернатором Москвы стал великий князь Сергей Александрович, заявивший, что его главная цель — «оградить Москву от евреев». 28 марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы всех евреев-ремесленников и о запрещении таковым вновь селиться в Москве, а 15 октября 1892 г. — о выселении из Москвы отставных солдат рекрутских наборов и членов их семей. Из города уехало 3 тыс. семей, что по подсчётам историков составляет примерно 17 тыс. человек. Так образовались еврейские поселения возле посёлков: Салтыковка, Перловская, Малаховка и позже Марьина Роща (примерно на этом месте теперь Еврейский музей толерантности).
В конце 19 века Зарядье частично опустело, и лишь после знаменитого Николаевского манифеста о свободе от 1905 года евреи смогли сюда вернуться. К началу 20-ого века таковых здесь насчитывалось 25-35% от всего населения Зарядья.
Поясню — черту оседлости манифест от 1905 г. не отменял. Официально она будет отменена в 1917 году, но фактически, из-за начавшейся войны, уже в 1915 г. её прорвут беженцы.
И ещё, что крайне важно — начало 20-ого века характеризуется еврейскими погромами. Таковых было не мало. Но! Еврейских погромов на территории самой России не было. Всё это происходило на территории Белоруссии, Украины и Молдавии!!!
Стоит заметить — евреи помогли царю Александру I в войне с Наполеоном, предоставляя разведданные, оказали огромную услугу Барятинскому во время войны на Кавказе. И при всём при этом вплоть до середины 19-ого века евреи жили крайне обособленно. И не потому что их из местечек не выпускали — нет, это происходило из их религиозных убеждений.
Евреи крайне настороженно относились к светскому образованию той страны, где проживали. Гимназия рассматривалась крайне отрицательно. Под словом "образование" понималось умение читать древнееврейские тексты.
У евреев существовала поговорка — мужчина рождён: для Торы, для хупы (свадебный балдахин) и для добрых дел. Очевидцы того времени (среди таковых писатель Лесков) отмечают их крайнюю нужду и бедность.
Однако, мир вокруг стремительно менялся. Еврейская молодёжь уже не хотела жить в гетто. Молодёжь стремилась получить образование, но часто не имела на возможности. При Александре III для учеников ввели % норму. В черте оседлости получить светское образование могли 10% иудеев, вне черты 5%, в городах 3%.
Царское правительство по отношению к нацменьшинствам, то с закручивало гайки, то наоборот, давало послабления. Стремясь изменить ситуацию, еврейская молодёжь в конце 70-х годов 19 века начала активно включаться в революционные процессы — чем сильнее власть давила, тем жёстче выстреливала революционная пружина. Царизм сам не знал чего он хотел от национальных меньшинств, в том числе и от евреев. Тем не менее в конце 19 века евреи стали входить в Российскую жизнь.
В этом плане показательна судьба Исаака Левитана. Возможно кто-то не знает, но знаменитого русского художника по национальному признаку дважды выселяли из Москвы.
Исаак Левитан родился в гетто возле городка Кибарты (Литва). Его дед был раввином. Отец сумел получить образование, владея французским и немецким, работал кондуктором на железной дороге.
В семье был еще сын и две дочери. Отец лично обучал детей грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
В столице жизнь не заладилась. Мать скоропостижно скончалась. Отец хорошую работу найти не смог, вскоре заболел и позже умер. Исаак тоже серьёзно заболел, но выжил. В 1870 году старший сын Авель, а затем через два года и Исаак, устроились в Московское училище живописи. Отношение к ним было хорошее. Российская интеллигенция в большинстве своём вовсе не была так или иначе настроена против евреев. Обучение стоило дорого, но братья как сироты учились бесплатно. При всём при этом они оставались приверженцами своей веры.
Позже выяснилось, что Исаак обладает талантом. Его учителями были Саврасов и Поленов. Отметим, что в еврейской культуре каких-либо пейзажей, как и вообще картин, до этого момента не было.
В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились: он был вынужден покинуть Москву — после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из "первопрестольной". Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину "Осенний день. Сокольники" (1879).
Ради справедливости отметим, выселяли евреев не в Сибирь, а просто выпроваживали из города.На 2 года Левитан лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке. Позже, на деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя»,
художник снял меблированную комнату на Большой Лубянке.К 1884 году Левитан, увлеченный творческой работой и уже сложившийся живописец, прекратил посещать классы училища. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Левитан продолжает писать картины, много путешествует по России, и в конце 1889 г. отправляется в Западную Европу. Во Франции и в Италии Исааку Ильичу понравилось, но душа его всецело принадлежала России. При этом подорванное в детстве здоровье с каждым годом всё сильнее и сильнее давало о себе знать. У Левитана начали проявляться различные заболевания.
В 1892 году художник работал над Вечерним звоном. Тут началось выселение из Москвы лиц еврейской национальности, и в один "прекрасный" день Левитану было предписано, как "некрещеному еврею", в двадцать четыре часа покинуть город.
Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях, пока хлопоты друзей и сознающих абсурдность совершившегося влиятельных лиц (в том числе и Павла Третьякова), позволили ему вернуться в Москву.
Приютил художника в своей мастерской при усадьбе в Большов Трёхсвятительском переулке Сергей Морозов — брат Саввы Морозова. Далее, не имевший жилья Левитан вплоть до самой своей смерти базировался именно здесь .
Исаак Левитан дружил с Чеховым. Отношения у них сперва были добрые и милые, но после художник и писатель принялись часто ссориться, позже мирились и вновь ссорились. По совету Чехова Левитан в 1899 г. посещает Ялту. Жаль, но Крым его подорванному здоровью уже не помог. В 1900 г. выдающийся художник умирает.Среди известнейших картин Левитана – «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна – большая вода»
и многие другие.Особняк Морозовых по адресу Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1, а также мастерская Левитана ( Большой Трёхсвятительский переулок, д.1, стр.2 — 1 /флигель во дворе/) — как для русских, так и для евреев место воистину культовое.
Русская интеллигенция Левитана обожала! В гостях у него бывали Ф.И.Шаляпин, К.А.Тимирязев, В.А.Серов, А.М.Васнецов, К.А.Коровин, ну и конечно А.П.Чехов. В настоящем в бывшем доме Левитана размещаются мастерские аспирантов Российской академии Художеств.
Немного отойдём от истории и рассмотрим ситуацию через юмор. В современном мире существует стереотип, что евреи не любят, когда про них пишет нееврей. Думаю, это не так, но на всякий случай хочу о себе заявить следующее:
1. Посмотрим внимательно на карту старого Зарядья. Глебовское подворье располагалось в конце Большого Знаменского переулка, тогда как рядом с ним шёл Ершов переулок! Следовательно, первые московские евреи жили у меня в гостях.
3. Ну и как тут не вспомнить телеграммы посланника СССР в Израиле П.И. Ершова в МИД СССР (начало 50-х).
По всему по этому я очень давно хотел посетить Московскую хоральную синагогу по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10. Мимо проходил достаточно часто и наблюдал происходящие здесь изменения. Напротив синагоги в 2001 г. появилась Стена Плача, сложенная из колотого камня, около 15 метров в длину и 3 метров в высоту — как и в Иерусалиме, в её щелях принято вставлять молитвенные записки. Также установили скульптуру И.Бурганова. Композиция олицетворяет руку, выпускающую голубя — символ дружбы между народами.Одним словом, мимо ходил-ходил, смотрел-смотрел, но зайти не решался, ибо просто так мне было неудобно. Зато теперь с экскурсией моё желание осуществилось.
И тут нужно вновь сделать небольшой экскурс в историю. Изначально синагога располагалась на здесь, а в соседнем здании, которое стоит чуть ниже по переулку. Желая изучить Ветхий завет и историю христианства в первоисточнике (подобное возможно лишь на иврите), сюда приходил Л.Н.Толстой. Его учителем был московский раввин Ш.Минор.
В любом случае, нынешняя синагога, расположенная по соседству, является старейшей в Москве. В 1886 году председатель еврейской общины банкир Лазарь Поляков приобрел здесь участок земли и решил построить синагогу, которая вмещала бы большее количество верующих. Строительство по проекту архитекторов С. С. Эйбушитца и С. К. Родионов велось с 1887 по 1891 год.
Напомню, в 1892 г. начались гонения на евреев и посему новая синагога так и не открылась. Вместе с другими евреями из города был выселен Ш.Минор. Далее в Москву учитель Толстого уже не вернулся.
Синагога пустовала. Власти города выдвигали Полякову требование — передать здание в собственность города. Однако выход был найден — Поляков разместил там ремесленное училище. Полноценно открыться синагога смогла лишь в 1905 году, после Николаевского манифеста.
По легенде великий князь Сергей Александрович, ставший генерал-губернатором Москвы,
проезжая мимо, перекрестился на большой золочёный купол. Далее он заметил, что это не православный храм, а синагога. Разозлившийся градоначальник повелел — убрать купол. Первоначальный вид зданию был возвращён уже в наши дни. В феврале 2001 г. под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова началась масштабная реконструкция. Прежде всего был восстановлен главный купол, снесённый менее чем через год после строительства самого здания.
Войдём же наконец внутрь. На входе к дверному косяку прикреплена мезуза — свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, где прописана какая-то часть молитвы. Она помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято изображать букву ש (шин), и крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. Мезуза, как правило, наклонена внутрь верхним концом.
Заходящие в синагогу иудеи прикладывают к мезузе руку и после её целуют. Смысл действия в напоминании о великих духовных ценностях, которые хранит в себе мезуза.
Мы же, всей нашей экскурсионной группой, вошли просто так — подобный обряд должны соблюдать лишь иудеи.