Курица не птица, Болгария не заграница. Так когда-то, в одной, уже почти сказочной
стране, говорили разбирающиеся в геополитике люди.
Причем дело было не в географической близости балканской республики к Большому
Брату, а в практически родственном сходстве. Определенная аналогия, просматривается
и в отношении израильтян к Марокко. Африка, даже северная, даже без горилл и
Бармалеев, все равно остается экзотикой, но к Марокко отношение особое...
В первой заметке по Марокко, я постараюсь подробно объяснить, почему
израильтяне относятся к этой стране как к североафриканской Болгарии, и
поделюсь первыми впечатлениями о поездке.
А впечатления, как и эмоции, которые они вызывают, это ведь яркие пятна на серых
холстах будней. И каждый раз, окидывая взглядом свою собственную галерею, мы задерживаемся на особо эффектных полотнах...
И не дай нам Бог, если оглядываясь назад, мы увидим наши коллекции одноцветными.
Так что, пожалуй, расскрашу и эту холстинку. А прежде чем браться за марокканские
краски, думаю стоит познакомиться с тем, без чего никакую страну не понять, не узнать
и не полюбить. С людьми на улицах.
Нет, в самом деле, чтобы отличить Барселону от Лондона по Биг Бену и парку
Гюэль, не обязательно даже выходить из туристического автобуса. В принципе,
в него можно и не садиться.
Достаточно просмотреть любую из многочисленных геопрограмм — неродных
наследниц Клуба Путешественников. А еще лучше — почитать Турбиновских авторов.
И только столкнувшись с людьми на улицах, не на центральных — туристических,
на ихних улицах, узнав их проблемы, попробовав их еду, поговорив с ними
за жизнь, можно называться путешественником.
Конечно, в мусульманских странах с разговорами за жизнь сложновато — сухой закон,
но выход найти можно. Например, за жизнь — покурить... Что мы и сделали, напрочь
заблудившись в лабиринтах Феса. Впрочем, об этом позже.
Всем известно что в Израиле живут евреи. Ну еще израильские арабы, друзы и бедуины.
Но эти никого особо не раздражают (никого, кроме израильтян и друг друга), а потому, остальной мир о них вспоминает редко.
Итак в Израиле живут евреи. А в Америке американцы. В принципе верно. Но
среди американцев есть ирландцы и итальянцы, литовцы и немцы, мексиканцы
и бывшие "наши". А еще бывшие негры, ливанцы, и остальные китайцы.
Все они 100% американцы, но не забывают и о своей национальной принадлежности.
У них свои районы проживания, свои проповедники, свои мафиози.
Израильтяне, точно также гордятся и своей страной и национальными
особенностями. А особенностей не мало. "Поланим" — потомки выходцев
из Польши, жалуются на тяжкую долю, потому как нет ничего хуже, чем
быть женатым на польке, и насмехаются над "романим" — чьи предки из
Румынии, а следовательно все они "цыганча и ворье".
Порой, собравшись вместе, они посмеиваются над "йеким" — чопорными немцами.
Но, что бы ни было, они все "ашкеназим" — то есть выходцы из Европы, то есть белые.
В отличие от "сефардов" — выходцев из Азии и Северной Африки. Тут вообще
33 несчастья. "Ираким', "парсим", "тайманим" — Ирак, Персия ( Иран ), Йемен...
"Тунисаим", "марокаим", "триполитаим" — все и без словаря ясно: тунисцы,
марокканцы, ливийцы. Не правда ли, иврит легкий, всем понятный язык.
Надо только знать, в какую сторону правильно читать.
Причем, если честно, все эти ребята, ничем не отличаются от тех, кто не
нашел, или не сумел купить нужные метрики, и остался в странах исхода.
И если бы, каким-нибудь бескровным образом, скажем, с помощью урагана,
обычно таскающего девчонок из Канзаса, можно было перенести людей из
синагоги в мечеть и обратно, да еще и переодеть их по дороге, ни мулла,
ни раввин подмены бы не заметили.
Это кстати, что же получается, не будет религии, и все люди — братья рОдные?
Где-то я уже это слышал...
Так вот, у израильтян, которые все эмигранты, если не в первом, то во втором и третьем поколении, очень модно такое понятие как "тиюль шорашим", или путешествие к корням.
Но тут, вот какое дело, поездки в Европу — Германию, Литву или Польшу, дело
вообщем-то обыденное, и на путешествие не тянет. Ездить в Ирак, Иран, Йемен
и Ливию себе дороже. Что остается — Марокко, самое популярное направление.
Практически каждую неделю, из Израиля в Марокко отправляются несколько
организованных туристских групп. Организованные израильские туристы...
Кто знает, тот понимает. И если не брать в рассчет везунчиков, как минимум
улыбнется. Криво. Надеюсь, что не в следствии нервного тика.
Для несведущих, в плане организованности — это вурдалаки в очереди на сдачу крови. Впрочем, нам ли их бояться. Родных и близких... Мы тоже едем.
А на вопросы адекватных знакомых: а на х..на?, хором отвечаем: "тиюль шорашим"
Между прочим, из всего этнического израильского многообразия, "марокканцы",
то есть выходцы из Марокко, самые, на мой взгляд, приемлимые. Другими словами, выбешивают меньше остальных. Точных цифр нет, но так, по ощущениям, среди
смешаных пар, где одна половинка русская, большинство вторых — марокканские.
В "Педагогической поэме" Макаренко есть такой эпизод. Одна из воспитаниц детского
дома родила мертвого ребенка. Пацан, отвозивший трупик в морг, по возвращении, рассказывает остальным какие ужасы там видел. А в заключении, с гордостью заявляет:
" Наш — куды... Наш — найкращий!" Как-то так...Вспомнилось почему-то...
Что касается "оригинальных" марокканцев, то лица на улицах, в основном
доброжелательные, хотя и не особо улыбчивые. Явной агрессии и попрошаек
практически нет.
Люди работают, что-то продают, ищут свободные банкоматы, то есть туристов.
Может воспитанные, может ленивые, но не приставучие, отбиться намного проще,
чем от каких-нибудь ямайцев — вьетнамцев.
Практически повсеместно, распространены вот такие кареты, не только катающие
туристов, но и перевозящие по делам аборигенов. Причем, единственный неприятный
момент у нас, был связан, именно с таким марокканским "такси". Впрочем, таксисты,
как и менты, наднациональны.
Как-то вечером, в Марракеше, спросили на улице у двух пожилых француженок,
где здесь ближайший очаг культур-мультура — консерватория или ночной клуб с
казино. Оказалось, что консерватория, скорей всего уже закрыта, да и вообще в
Малаге, а казино — в 20 минутах ходьбы.
В этот момент, напротив, останавливается кобыла, и ее водитель предлагает
свои услуги. Спрашиваем сколько, он озвучивает цену — 100 или 120 дирхамов.
Одна из бабулек, выговаривает парню, как не стыдно дурить людей и заламывать
пятикратную цену. Мы благодарим, говорим что все равно хотели пройтись пешком,
и уходим по направлению к казино.
Через минуту останавливаюсь подкурить, и оглянувшись вижу, что молодой
марокканец крайне агрессивно наступает на старушек, размахивая руками и
брызжа слюной, а испуганные женщины жмутся к стене.
Оказалось, марокканский Гелиос недоволен вмешательством в его бизнес, посчитав
что мы отказались от его услуг только потому, что старушки озвучили правильную
цену. Я вернулся и стал между ним и женщинами.
Парень заверил, что к нам у него претензий нет. Лишь внезапно вспыхнувшее,
но уже абсолютно неуправляемое, чувство глубокой, глубочайшей привязанности...,
а вот старухи, до дома теперь дойдут врядли.
Отвечаю, что бесконечно тронут, что он мне тоже, стал крайне дорог и
невыносимо симпатичен. И теперь, в честь нашей незабываемой встречи,
может сам себя тр...нуть, а бабушки — под моей защитой.
Мы решили проводить старушек, причем оказалось нам почти по пути.
Однако бравый гусар не успокоился. Буквально каждые 50 метров, он
обгоняя нас, бросал лошадь с каретой на проезжей части, и выскакивал
на тротуар, намереваясь прорваться к женщинам. Я стоял грудью.
Парень клялся в нерушимости русско-марокканской дружбы, обзывал меня френдом
и бразером, но обойти не мог. Отчего все больше распалялся. Любопытное случилось,
когда я, вместо того, чтобы по-тихому вырубить придурка, пригрозил ему полицией.
Просто в тот момент, я их увидел краем глаза. Офицер и двое полицейских стояли
метрах в 100 у стенки. Стройные молодые ребята, все в черном, симпатичные. Хоть
сейчас на садо-мазо вечеринку. Правда вместо бабочек, на них были бронежилеты,
а вместо плеток — короткоствольные автоматы.
Любопытно то, что подонок не испугался, а воодушевился, и воскликнув что-то вроде
"точно, как я сам не догадался", бросился к ним и стал... на полном серьезе жаловаться
на несчастных пенсионерок.
Типа, брат помирает, ухи просит, а эти проклятые белые ведьмы отбирают кусок хлеба.
Я был в шоке. Офицер внимательно слушал урода, а старушки — оправдывались.
Потом, когда театр абсурда уже закончился, француженки поведали нам, что полиция несомненно получает бакшиш и покрывает таких бизнесменов. Остаток пути, они жаловались, как быстро все изменилось здесь к худшему.
Для них, проживших в Марокко почти всю жизнь, Марракеш еще недавно, был
вполне французским городом. Теперь уже, совсем нет. Впрочем, это верно и
для многих городов метрополии.
Кстати, старушки не знали и десятка слов на английском, что не мешало нам активно общаться. Оказалось, что нашего коллективного французского вполне хватало для полноценной беседы.
По крайней мере, мы смогли обойтись без обязательной для всех культурных людей программы, а именно не спрашивали собеседниц pourquoi pas, и не сообщали ценные
сведения, что на войне как на войне, а мы не ели шесть дней.
Продолжение :
Марокко. Часть 2. Цветная морока. ЭкзотИк
Марокко. Часть 3. Их не берут в космонавты. Берберы
Марокко. Часть 4. Все в Марракеш, или еще куда
Марокко. Часть 5. Залечь на дно в Фесе
Марокко. Часть 6. Мекнес. Как быть нам, султанАм
.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.