Кунашир. Ч - 4. Поход к вулкану Головнина
На третий день пребывания на острове, после завтрака, рассаживаемся по машинам и едем на экскурсию. Примерно через полчаса водители высаживают нас на придорожной стоянке, предлагая чуть пройти по дороге. Кунашир во власти тумана. Интенсивность движения на трассе не большая, но сама по себе дорога представляет опасность. Двигаясь в тумане водитель может престо не заметить невесть откуда взявшихся пешеходов.
Вслед за нашими проводниками спускаемся с трассы вниз, где оказываемся на какой-то старой заброшенной дороге. Ранее здесь ездили машины, однако новая трасса прошла по другому маршруту. Соответственно, старая дорога заросла и превратилась в тропу. Но именно отсюда начинается туристическая тропинка, которая ведёт на фумарольное поле. Здесь в низинке почва болотистая и посему великое множество комаров, коих не наблюдается открытых участках острова. И вот что любопытно: лопухи в этом климате достигают гигантских размеров, не высокие ёлки соседствуют с бамбуком и лишь комарики везде и всюду одни и те же... Нет, специалисты конечно разделяют их на множество видов, в то время как кусают они везде и всюду одинаково.Тропинка выводит нас к ручью, переходить который приходится, держась за специально подвешенную верёвку. Сразу за ним начинается подъём в гору. По сути это уже и есть вулкан Менделеева. В какой-то момент гора, словно обозначая себя, становится особенно крутой. Штурмовать её приходится опять-таки с помощью специально подвешенной верёвки. Зато наверху в качестве бонуса путника встречает некая площадка, где можно передохнуть и посмотреть плакат, на котором расписаны правила поведения на маршруте. Будучи в Германии или в Прибалтике, я неизменно поражался отсутствию подлеска. Их леса чисты и даже прозрачны, чего не скажешь о наших дебрях. Соответственно, в их сказках их нечистая сила персонаж не страшный и не ужасный, а скорее просто комичный. Наши сказки рождались в глухих лесах. В плане всевозможной нечисти они более ужасны. Но при этом самые дикие чащи Средней полосы России и даже Сибири не сравнимы с Кунаширским лесом.Интересно было бы послушать, сказки (или былины) айну!.... Если судить по лесу, в их сказках и былинах должна быть сплошная жуть... Трудно даже представить, что творится здесь во время тайфунов и ураганов, которые периодически налетают и терзают остров. Судя по вырванным с корнем деревьям, оказаться в лесу во время урагана — это и есть реальный ужас.
Тем временем тропинка наша незаметно сделалась тропой. Точнее, мы вышли на старую японскую дорогу. Японцы вглубь Кунашира без нужды не залезали, они осваивали побережье, но здесь они проложили дорогу, которая в некоторых местах вырезана по склону горы.
Там, где тропа выходит на опушку, бамбук особенно высок. В некоторых случаях он достигает человеческого роста. Двигаясь вперёд, ты как бы плывёшь, барахтаясь, ныряя и выныривая среди слегка колыхающихся волн зелёного океана. Впереди небольшая заминка. И туристы и гиды, все подходят к большому дереву, все его обнимают, загадывая желание. Дерево называется тис. Тис это хвойное дерево, а также кустарник. Такое дерево чрезвычайно долговечно и очень медленно растет. Средний его прирост в толщину — 1 мм в год.
Концентрация яда в древесине, особенно старых тисов, настолько велика, что в старину, если надо было отравить человека, ему просто подавали вино в красивом резном кубке из тисового дерева.
Из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе.
По народным поверьям прикосновение к тису приносит удачу, сам тис, вероятно благодаря своим специфическим «дезинфекционным» особенностям, вызывает чувство страха в его присутствии.
Ну про страх, так тут учёные мужи явно погорячились. Однако, если до этого мы наблюдали скученность деревьев, то тис действительно стоит один. Дерево расправило ветви во все стороны, давая понять конкурентам — не подходи, иначе пожалеешь.
Впереди слышится журчанье ручья. Чуть не доходя оного делаем остановку. До этого я спрашивал у одного из наших гидов о предназначении дороги. На что он мне ответил — узнаешь чуть позже, пусть это будет сюрпризом. Теперь же, Алексей отвёл меня чуть в сторону и показал чугунные баки с мощными заклёпками. Брошенные железки некогда являлись узлами и агрегатами небольшого завода по переработке серы.
Теперь всё ясно. Японцы нашли на Кунашире серу. Здесь же они её и перерабатывали, для чего и построили дорогу. При японцах от побережья, именно до этого места, туда-сюда ходила запряжённая в телегу лошадка. Здесь же располагался завод, крыша и стены которого давно обвалились, или же его разобрали первые советские люди, приехавшие на Кунашир. В любом случае, в настоящем ещё можно видеть расколотые японские кирпичи. Всё правильно, место для завода они время выбрали не абы где, а возле ручья. Отдохнув, всей группой движемся дальше, переходя водяное препятствие с помощью верёвки. На другой стороне большая белая гора явно искусственного происхождения. Ничего удивительного тут нет. Сера является шестнадцатым по химической распространённости элементом. Возле вулканов сера встречается в свободном (самородном) виде в качестве серной руды. Но чтобы получить чистую серу, её необходимо выпаривать. Соответственно, чистая сера уезжала отсюда в Японию, а отходы оставались здесь. Сера является идеальным сырьём для химической и резиновой промышленности. Однако, я не думаю, что японцы добывали её для мирных целей. В прежние времена из серы делали порох — этим и объясняются всё то рвение, которое японцы вложили в обустройство дороги и самого завода.
Время ветрами и дождями отфильтровало мусорную кучу, в которой среди белых развалов можно теперь найти жёлтые не выпаренные кусочки серы.
Подумать только, а ведь эти кусочки 75 лет назад могли превратиться в порох и далее стать компонентом японского снаряда, бомбы или патрона.
Движемся дальше. Тропинка петляет по горе, в некоторых местах подъём особенно крут. Под ногами слякоть. В качестве опоры можно ухватиться лишь за бамбук. По всей видимости японцы также ходили тут пешком, спуская вниз серную руду в корзинах. Позже и до этого мы несколько раз проезжали мимо вулкана Менделеева, и невольно любовались его грациозной формой. Своё нынешнее имя вулкан обрёл в 1946 году. Любопытно, что на Курилах работала целая комиссия по обозначению объектов, имя которым подбирали, стараясь, чтобы оно как можно лучше гармонировало со старым айнско-японским названием. Например: Сикотан стал Шикотаном, остров Юри — Юрий, река Нокка стала Ночка и т. д. Жаль, но как ранее именовался вулкан Менделеева, мне выяснить не удалось. Возможно, что названия он не имел вообще.
Вулкан Менделеева относится к особо охраняемым природным территориям и является комплексным региональным памятником природы общей площадью 30 000 га. Статус государственного памятника природы был присвоен ему в 1983 году.
Это сложный массив, в центре которого огромный лавообразный купол, выросший внутри древней вулканической котловины. Его склоны покрыты хвойно-широколиственным лесом и густым подлеском из кунаширского бамбука и кедрового стланика.
Высота горы 886 метров, но подняться на её вершину весьма затруднительно. По словам моих информаторов, в некоторых местах склоны особенно круты и лес там — сплошной бурелом. Здесь какой-то особый мир соединения реальности и фентези. Казалось бы, я шёл по тропе не первый, передо мной через заросли прошелестела толпа народа, и тем не менее мне периодически приходилось натыкаться лицом на паутину, которую, словно пытаясь не пустить дальше, трудолюбивый паук успевал накрутить за 2-3 минуты. В некоторых случаях мне становилось жаль этих трудяг, и я уходил чуть в сторону. А если приглядеться, в лесу можно увидеть настоящие семьи деревьев, сформированные по принципу: мама и папа + ребёнок. Наконец, догоняю своих спутников, которые выстроились возле здоровенного оврага. Туман своего белого покрывала убирать никак не хочет, и потому видимость по-прежнему ограничена. Однако, присмотревшись, понимаю, что овраг образован горячим ручьём, вдоль которого пристроилась тропа. Стараясь не подскользнуться, поднимаемся вверх, след в вслед за нашими проводниками.
Не могу даже предположить, что чувствует блоха, когда вдруг вылезает из скопления волос на пятачок лысины. Я же, вдруг выскочив на открытый участок фумарольного поля, почувствовал себя так, словно попал на другую планету. Лес и кустарник резко отступили и взору, насколько это было возможно, предстала светло-серая безжизненная земля, из которой где-то чуть дальше, сквозь заколыхавшийся туман, пробивались столбы, то ли пара, то ли дыма. Если не обращать внимание на кустарник, думаю, именно так и должна выглядеть поверхность Венеры или Меркурия. Во время похода через заросли,мы все полностью промокли. Дабы просушиться, раздеваемся, насколько возможно, и идём изучать фумаролы. По всей видимости японцам собирать здесь серу было не трудно.
Элемент 16-й группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 16, обознающийся символом S, можно видеть здесь прямо под ногами.
Фумарола — это источник раскалённых газов и пара, располагающийся в кратерах, на склонах и у подножия вулканов.
Выход вулканического газа через фумаролы является свидетельством о переходе вулкана в промежуточную между извержениями стадию или о его окончательном затухании. Помимо воды, через фумаролы выделяется углекислый газ, всевозможные оксиды серы, сероводород и другие химические соединения, что делает эти выделения опасными для человека.
Алексей показывает самый большой кратер. Тот, будучи обнаруженным, злобно шипит, выпуская из себя вместе с парами какие-то подземно-ругательные словечки. Наш гид, по заведённой традиции, кидает в жерло небольшими камнями. Подземный злюка, получив подношение, перестаёт шипеть и слегка успокаивается.
Что происходит в этом подземном мире? А вдруг и правда черти жарят там грешников на сковородках? А может фумарола это действительно вход в их подземный мир?
Изучая планету в различных точках мира учёные периодически бурят глубокие скважины,
но основную информацию о внутреннем строении они получают в результате исследований сейсмических волн, возникающих при землетрясениях и мощных взрывах.
Загадок тут много, при этом человечество, как и всё живое на земле, приспособилось жить на верхнем слое земной коры, который принято именовать литосферой. Континенты — это литосферные плиты, имеющие толщину до 75 км, тогда как под океанами толщина твёрдой корки может быть всего 5 км.
Чем толще плита, тем безопасней она в плане землетрясений. В голове не укладывается, однако, давно признано — плиты и континенты дрейфуют, разъезжаясь и съезжаясь, словно машины на дороге, просто у них немного другой отсчёт времени.
А если посчитать объём нашей планеты, получится, что человечество существует на тоненьком кусочке остывшей корки, и соотношение здесь как у яйца и его скорлупы!!! На сольфатном поле вулкана Менделеева рождается Кислый Ручей.
По предложению наших гидов, отправляемся чуть вниз, дабы искупаться в горячих водах. Впрочем, подобное получается не у всех, ибо к ручью приходится спускаться, держась за верёвку. Здешние купальни нельзя назвать очень приятными.Если сесть в таковую, то пятой точкой обязательно зачерпнёшь горячую грязь. Чуть ниже имеется водопадик, идти нужно было туда. К сожалению не думающие о читателях женщины меня опередили, а опередив, разделись, и мужчин к себе уже не пустили.... Соответственно, фотографии водопада у меня нет. Ничего, бывает!... Зато, после "купанья" рассеялся туман. Вернувшись на фумарольное поле я увидел уже другую, более объёмную картину. Считается, что вулкан Менделеева имеет взрывной характер. Мощный взрыв произошёл здесь 39-40 тыс. лет назад. Объём выброса тогда составил 10-12 куб. км вещества. Цунами периодически подтачивает Кунаширский берег, в то время как вулканы редко но метко паритет земли и суши восстанавливают.
Наблюдая за дымящими фумаролами, невольно вспоминаешь фильм "Земля Санникова", как у первобытных людей вдруг погасли их горячие источники.
В феврале—апреле 1977 года под вулканом произошёл рой землетрясений (более 200 толчков) с глубиной очага более 20 км, причиной которых называют факт проведения буровых работ на геотермальном месторождении «Горячий пляж». Также не исключается, что землетрясения могли быть связаны с активизацией магматического очага вулкана.
Результаты геологического изучения вулкана и проведённые наблюдения указывают на то, что существенное изменение активности вулкана в ближайшем будущем является маловероятным, однако полностью не исключают нового цикла активизации вулкана с извержениями различной силы, который может быть инициирован поступлением магмы из глубинного очага.
Проще говоря, недра нашей планеты ещё менее изучены нежели космос. Взять хотя бы воду! На поверхности вода, следуя законам гравитации, стекает вниз. Тогда почему же она под землёй идёт наоборот вверх? кто и каким насосом её туда направляет? Или возьмём хотя бы серу. Это давно известный химический элемент, однако и здесь ничего не понятно.
Разнообразие теорий и гипотез о происхождении самородной серы — результат не только и не столько неполноты наших знаний, сколько сложности явлений, происходящих в недрах. Ещё из элементарной школьной математики все мы знаем, что к одному результату могут привести разные пути. Этот закон распространяется и на геохимию.
Фумарольное поле, сера, сольфаты и внутреннее строение земли — это всё хорошо, но еда ещё лучше. Здесь на краю поля в специально оборудованном месте, нам предстояло отобедать. Наши сопровождающие колдовали с примусом, и нарезали бутерброды. В предвкушении еды, да на свежем воздухе, у меня разыгрался аппетит. Но я решил-таки ещё погулять, найти более интересные виды и сфотографировать. Чем выше я поднимался, тем красивей открывались виды. На пути мне попадались маленькие кратеры. Если большие гудят как паровозы, то эти малыши еле-еле пищат, и тем не менее газы из подземного царства тоже выпускают. Я дошёл до самого верха, где белая проплешина фумарольного поля соприкасалась с зелёной растительностью. В поисках нового для жизни пространства, самые смелые травинки уже переступили опасную для себя черту. Что с ними будет дальше?
Стебельки про это не думают. Не зная ни про Мичурина, ни про Лысенко, стебельки, словно пассажиры в метро, пытаются занять для своего подвида пустующее место. Глядя на лес, на кустарник и на траву, весь этот жизненный порядок невольно проецируешь на общество и на людей. Вырос выше других — верхушку обломают. Оторвался от коллектива, запустил корни в опасное место — считай пропал. Деревья, необдуманно вышедшие из строя, всем корпусом, всеми ветками, всеми иголками тянутся назад к своим сородичам. Те готовы их принять, и уже выставили лапы навстречу. К этому моменту чистюля ветер своей невидимой метлой смёл в океан последние остатки тумана, и мне открылся обзор значительной части Кунашира. Недалеко от вулкана Менделеева находится местный аэропорт. Вылеты сюда частенько задерживают, но, как потом выяснилось, именно в этот момент на остров прилетели три самолёта. Краем уха я слышал их гул. Получается, и нам повезло и пассажирам. Мысли об обеде отступили на второй план, спускаться вниз не хотелось. Стою, дышу, наблюдаю, думаю и слушаю. Вдруг под ногами прошуршало что-то похожее на змею и далее юркнуло в траву. Позже я прочитал, что на склонах вулкана Менделеева обитает очень редкий вид ящериц — Дальневосточный сциник. Сциники цинично греются на солнце, используют для этого любую возможность, и мне повезло такую ящерку увидеть. Впрочем, впитывая духовное, обедом я себя также не обделил.
— А что же японцы? Если они сюда ходили, серу тут собирали, то после них должно было что-то остаться? — спросит читатель.
Всё верно! На краю фумарольного поля у них стоял какой-то домик. Я обнаружил здесь куски досок и остатки кирпичей, а также какую-то железную болванку, в своё время выполнявшую функцию котла.
1,1 миллиард лет назад сформировалась Родиния, 750 млн. лет назад она начала раскалываться, образовав Гондвану. 100-125 млн. лет назад новый континент также затрещал по швам, образовав ещё 6 континентов.
Когда появились Курилы, в частности Кунашир и вулкан Менделеева? Точно сказать тяжело. Курилы, это всего лишь кратковременные прыщи на теле планеты, соразмерно тем, которые могут выскочить у человека за время его семидесятилетнего бытия и также бесследно исчезнуть. Как человек может не заметить прыщик, так и литосферная плита может не знать о вулканическом образовании по соседству.
У каждого здесь свой отсчёт времени. И если литосферная плита Евразии не заметила образование Кунашира, то вулкан Менделеева, в свою очередь, никак не почувствовал нашего двухчасового визита. Солнце из-за облаков всё это время практически не выглядывало, но нашу мокрую одежду оно подсушило.
Кидаем прощальный взгляд на фумарольное поле, и отправляемся назад в цивилизацию. Спускаемся в овраг. Он теперь уже не кажется таким опасным и загадочным, каковым привиделся в тумане 3 часа назад. Встаём на японскую тропу и движемся вниз. В некоторых местах нужно внимательно смотреть на указатели, дабы не уйти в сторону и не пропустить поворот. Ориентирами служат заботливо привязанные к деревьям тряпичные и целлофановые ленты. Как ответственный член сообщества Турбины и как истинный джентльмен стараюсь идти рядом с Maynur Иногда к нам присоединяется 097mcn. Его сердце, под впечатлением от увиденного, громко стучит, нарушая покой леса с ритмичностью 97 ударов в минуту. Казалось бы, вся наша группа составляет почти 20 человек, но народ на тропе растягивается, и, остановившись, ты никого из них не видишь и не слышишь в течении длительного времени. На листьях уже нет росы, однако, как и утром, приходится постоянно вытряхивать из сапог мусор в виде мелких палок и стеблей бамбука. Вообще, интересно было бы посмотреть на наш поход глазами махрового европейца, привыкшего ко всевозможным удобствам, которые иногда могут быть чересчур излишними. Впрочем, каждому своё, но дикий лес, в моём понимании, даёт больше впечатлений нежели парк. Вот уже появилась и белая гора из отходов японского завода. После штурмуем речку, и далее отдыхаем. Я вновь изучаю остатки японского оборудования, после какое-то время идём по тропе, и вскоре я с радостью обнимаю ждавшее меня и по-своему переживавшее за меня дерево. Отсюда уже совсем недалеко до выхода из леса. Старая японская дорога уходит в сторону. Мы же спускаемся вниз по тропинке, держась за верёвку. Выглянувшее из за туч солнце, сумев лучами пробиться сквозь листву, радуется нашему возвращению. Солнце в Кунаширском лесу, аналогично человеку, гость достаточно редкий. Штурмуем ещё одну речку, побеждаем комаров и после выходим на дорогу. Где-то вдалеке дымит наше фумарольное поле. В некотором роде завидую тем, кому предстоит пройти этот маршрут впервые!
Кунашир. Ч-6. Экологическая тропа Столбовая и мыс Столбчатый