Земля огня, город ветров, Париж Кавказа – эти возвышенные образы Азербайджана не какая-нибудь завлекающая туристов уловка, а настоящая поэзия. Недаром Есенин, Лермонтов и Маяковский сочиняли свои лирические куплеты в этом шафранном краю, частенько наведываясь в Баку в творческий отпуск. Именно тут Есенин дописал свои «Персидские мотивы» — цикл произведений с пряным восточным послевкусием и загадочной Шаганэ. Поэта красиво обдурили – пообещали тайно перевести через границу в Персию, а на самом деле создали иллюзию сказочной страны, не выезжая за пределы Азербайджана.
Правдоподобность пышного убранства старины, расточительного богатства и новаторской импровизации современного Баку непроизвольно ставишь под сомнение. Всё потому что город многократно превосходит имеющиеся на его счет ожидания. По дороге из аэропорта (о нем будет сказано отдельно) тут и там мелькают архитектурные миражи. Ощущение будто листаешь рекламный буклет об идеальном городе, где умелый дизайнер аккуратно расположил в пространстве одинаковые по форме кусты, километры блестящих тротуаров, безупречные фасады построек советской эпохи и совершенно космические небоскребы. Всё в едином стиле и цвете кофе с молоком. Великолепный век истории Азербайджана, связанный с торговыми маршрутами Великого Шелкового пути, не прячется за безликими новоделами, а с гордостью демонстрируется на каждом шагу.
Знакомство с Баку складывалось интуитивно, отчасти из смс с рекомендациями от друзей, отчасти из подсмотренных в Instagram чек-инов. Без каких-либо сомнений начинать стоит со старого города – Ичери Шехер – здесь вам гарантировано погружение в средневековье по ускоренной программе. Лавки с сокровищами Али Бабы, лотки с россыпью гранатов (настоящие и муляжи), натянутые на улице веревки с пестрыми коврами и подсмотренные фрагменты будничной жизни коренных бакинцев (истинным бакинцем считается тот, кто родился в пределах крепостных стен Ичери Шехер) без труда наполняют впечатлениями. Гуляя по пустынным улочкам вечером, из открытых окон летят звуки души Баку — трансляция футбольного матча и постукивание медной ложки в стакане с чаем.
В бесцельном брожении по старому городу вы неизменно набредете на дворец Ширваншахов, ансамбль которого включает усыпальницу, мечеть и бани. Монументальное сооружение из камня с резными узорами и куполами, несмотря на природную тяжесть строительного материала славится легкостью архитектурной формы. Искренне советую воспользоваться услугами гида (его можно оплатить на месте, туры идут на английском и русском языках): за час с небольшим проворные бакинские девушки доходчиво разъяснят, зачем во дворце так много колодцев (чтобы кликать слуг в свои покои), как попадали в мечеть придворные женщины (для них был открыт отдельный вход), для чего в зале для богослужения в стены встроены глиняные кувшины (для акустики) и откуда взялись Сабаильские надгробия (их достали со дна Каспийского моря после того, как остров с охранной крепостью ушел под воду). Без устных комментариев рассматривать экспонаты в музее довольно скучно и неинформативно.
Внутри периметра крепостных стен есть еще одна достопримечательность, окутанная тайнами и домыслами – Девичья башня. Тайны следующие – никто не знает когда и для чего именно она была построена. Для пущего интереса к башне прилагается пара легенд – о луче солнца, который бьет точно в центральное окно в день зимнего равноденствия, и несчастной принцессе, сиганувшей с башни лишь бы не выходить замуж за собственного отца. Подниматься на башню стоит в том случае, если вы хотите сделать красивый панорамный снимок Ичери Шехер. По крайней мере, на сегодняшний день ни осталось никаких загадок касаемо предназначения башни – это прекрасная обзорная площадка.
В старый город мы возвращались еще дважды и каждый раз за едой. Недалеко от главных ворот дверь к двери расположились два заведения с национальной кухней – Sehirli Tendir и Manqal. В первом кафе в открытой прихожей стоит печь тандыр, у которой над горячими лепешками хлопочет старушка. В прохладе тенистой веранды за покосившимися столиками с узорчатыми скатертями вам предстоит таинство расшифровки меню. Потерявшись в неподдающихся переводу названиях, на ужин мы умудрились заказать омлет с зеленью (повелись на смешное название блюда «кюкю»). Но его обязательно стоит попробовать – мелко рубленные шпинат, кинза и петрушка залиты яйцом и сдобрены шафраном и барбарисом. К нему с утра стоит добавить довга – суп из кефира, который прекрасно заменяет йогурт. Здесь же в Tendir обязательно попробуйте кутабы (с зеленью и мясом) и люля. В соседнем Manqal чуть дороже (но в целом доступно), светлее (веранда с большими окнами) и проще ориентироваться в меню (официанты охотно переводят и дают рекомендации). Для начала закажите тарелку со свежими овощами и мягким сыром, не забудьте о долме и на десерт обязательно чай с чабрецом, варенье из белой черешни или грецких орехов. За гостеприимством в помпезных интерьерах из сказок «Тысяча и одна ночь» загляните в рестораны на месте бывших караван-сараев (например, Art Garden).
Новый Баку напоминает коллаж, склеенный из Парижа (Проспект Нефтяников = Елисейские поля), Венеции (каналы с гондолами) и Дубай. При этом это не дословное цитирование и заимствование культурных особенностей вышеперечисленных городов, а очень удачная трактовка на свой восточный лад. Признаться честно, единственная достопримечательность Баку, о которой я знала заранее – Пламенные Башни (Flame towers). Я тщетно высматривала их на горизонте из окна отеля, изумляясь как это вообще возможно не найти их среди малоэтажных строений. Но потом все встало на свои места — оказалось, что мы жили в одной из башен. Всего их три – отель Fairmont, бизнес-центр и апартаменты. Каждую ночь на вершине горы разгорается костер – LED экраны, встроенные в фасады небоскребов, становятся живыми языками пламени, кусающими небо. Это удивительное зрелище, особенно если в поле зрения попадают и исторические здания.
От Fairmont вниз к морю ведет канатная дорога, воспользоваться фуникулером можно совершенно бесплатно, а спуск (и подъем) займет 4 минуты. На машине это расстояние преодолевается дольше и дороже. Кстати перемещаться по Баку удобно на Uber, это значительно экономит бюджет. Правда, водителей мало и за несколько поездок вы друг друга будете узнавать. На трансфер в аэропорт действует фиксированный тариф, который в разы ниже расценок официального такси. Но на фиолетовом кэбе-баклажане с коврами покататься стоит хотя бы ради интереса. Мы же пока никуда не едем и гуляем по Приморскому бульвару. Фуникулер останавливается буквально в нескольких метрах от Музея ковров, где выставлены на показ самые зрелищные экспонаты. Но самое интересное – снаружи. Здание выполнено в форме свернутого ковра с характерным узором на фасаде.
Сюрпризы на этом не заканчиваются – отсюда начинается парковая зона с сетью каналов и мостов, которую именуют «Маленькой Венецией». Это итальянский уголок – проделки бывшего мэра Баку, которого так поразил город на воде, что он возжелал воспроизвести его частичку в столице Азербайджана. Если сезон катания на лодках окончен (как в нашем случае в октябре), советую переместиться на первую линию набережной и задержаться в одном из кафе, заказав чайный набор. В него входит крепкий чай с лимоном и рафинадом, медовая пахлава с грецкими орехами, уютный плед и вид на Каспийское море. Далее маршрут лежит либо в сторону колеса обозрения, либо в направлении Площади фонтанов. Если выберите второе аккурат к ужину, смело идите в кебабную Namli. Меню кебабов и мезе (восточные закуски) на 50 страниц вызывает недоумение, но для подсказок есть картинки блюд и в выборе можно ориентироваться на них. За красивыми сценами из жизни успешных нефтяников можно понаблюдать в Alov Jazz Bar (отель Fairmont), 360 Bar (Hilton), клубе Opera Sky и ресторане Razzmatazz (отель JW Marriott).
Инопланетная загогулина без единого прямого угла – это Культурный Центр Гейдара Алиева и дело рук Захи Хадид. Обтекаемые искривленные поверхности, такие как гребни, волны и загибы привычно лицезреть в естественной природе и никак не в архитектуре. Но Хадид проигнорировала геометрию, сказала свое «фи» гравитации и создала одно из самых впечатляющих строений, которые я когда-либо видела. В сочетании с зеленой лужайкой и яркими улитками и кроликами картинка абсолютно космическая. По силе впечатлений не уступает и новый терминал аэропорта имени Гейдара Алиева. В ночи он превращается в оазис из мириады огней, светится, словно шкатулка с драгоценностями из восточной сказки. Мне так хотелось приехать к обратному вылету пораньше, чтобы погулять по терминалу и рассмотреть деревянные коконы поближе, но получилось всё впритык.
От Баку надолго остается ощущение увиденного миража. Померещилось, показалось, приснилось — пожалуй, самые правильные слова, чтобы описать этот город. Только ведь всё по-настоящему.