Порой большая история начинается с малого эпизода. Мне понравился дом на улице Большая Ордынка, 42.
Большинство зданий в этом месте Замоскворечья старой постройки и подумалось: "Какие молодцы владельцы здания, в таком хорошем состоянии его содержат". Но когда стал интересоваться историей дома, то выяснилось, что это здание — новодел. Построено из монолитного железобетона совсем недавно, в 2013 году, и представляет собой великолепную имитацию архитектуры московских дворцовых городских усадеб XIX века.Еще в 2011 году на этом месте находилось совсем другое здание, построенное в середине XVIII века. Было оно деревянным и в истории Москвы сохранилось как дом Феоктистовых.
С 1853 года здание принадлежало московскому купцу Никите Михайловичу Феоктистову, а после его смерти с 1887 по 1914 год- его дочери Елене Никитичне Феоктистовой. При Никите Михайловиче здание получило тот облик, который сохранился до его сноса.
После революции здание отдали под жильё рабочих, а затем передали автобусному парку.
8 августа 1924 года в Москве был открыт первый регулярный автобусный маршрут, сначала весь автобусный парк насчитывал 8 праворульных автобусов английской фирмы "Лейланд".
Максимальная скорость автобуса составляла 30 километров в час. Количество автобусов и автобусных маршрутов увеличивалось и для того, чтобы автобусы не стояли на улице был построен по адресу Большая Ордынка, 40 автобусный парк : гараж с автомастерскими. Появился автобусный парк в 1926 году на месте складов Покровской мануфактуры. Земля на которых склады располагались принадлежала основателю Товарищества Покровской мануфактуры известному купцу Ивану Артемьевичу Лямину, затем его жене Елизавете Семеновне Ляминой, а в 1898 году участок был выкуплен Товариществом Покровской мануфактуры, которое было основано в 1859 году в Яхроме Дмитровского уезда Московской губернии и ставшее одним из крупнейших в России бумагопрядильным и ткацким производством.В 1929 году весь передвижной автобусный парк, состоявший уже из 177 автобусов, был переведен на новое место. Вместо автобусного парка были созданы Центральные автобусные, затем реорганизованные во Второй Авторемонтный Завод (ВАРЗ).
Здание бывшего автобусного парка долго еще числилось в списках памятников архитектуры. Но когда в конце восьмидесятых годов прошлого века завод закрыли, то уже в 2003 году из списков его исключили ввиду "полной физической утраты". Случайность, как любят говорить в таких случаях. Была начата реставрация, во время которой произошел пожар, после которого реставрировать было уже нечего. А затем было принято решение о переустройстве территории "в интересах жителей района". В результате в 1998 — 2005 годах здесь был построен бизнес-центр.
Какая-то частица очарования старой Москвы исчезла.А бывший дом Феоктистовых был приватизирован и в нём разместились ресторации Михаила Николаевича Садковича, бывшего режиссёра, ставшего в постперестроечное время ресторатором. Ресторан "Бабочка" был первым французским рестораном Москвы, расположенным вне отелей. Небольшим элитным ресторанчиком "У бабушки" заведовала актриса Алла Зиновьевна Будницкая. Актриса снималась вместе с Аллой Борисовной Пугачёвой в фильме "Женщина, которая поёт", режиссёром фильма был муж Будницкой Александр Сергеевич Орлов. Поэтому не случайно когда 13 января 1994 года состоялась помолвка Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, то её отмечали в ресторане "У бабушки", куда они приехали от дома Пугачёвой через центр Москвы на тройке лошадей, запряженных в золоченную карету.
В начале нынешнего века рестораны в доме Феоктистова были закрыты, ничего другого здесь на появилось, здание пустовало и на прохожих смотрел фальшивый фасад.
В отличие от бывшего автобусного парка у него не было охранного статуса памятника архитектуры, но судьба их была совершенно одинаковой.В 2001 году новый собственник здания получил разрешение на снос исторического дома, а в 2009 году — разрешение на строительство нового здания. Попытки активистов помешать сносу здания привели к приостановке решения о сносе и даже 16 мая 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о проведении специалистами Мосгорнаследия проверки ранее выданных разрешений на снос объектов в историческом центре города, в списках значился и дом Феоктистовых. Проверка должна была быть проведена в течение месяца, о её результатах широкой общественности не сообщили, но в ночь с 18 на 19 июня застройщик поспешил осуществить снос. Экскаваторы разломали еще одну историческую достопримечательность.
До середины XIX века дом Феоктистовых существовал не сам по себе, а входил в состав крупной, состоявшей из трёх зданий, и играл в ней роль правого (северного) флигеля. В середине усадьбы находился главный дом усадьбы. Еще один флигель, левый (южный), был практически братом-близнецом правого флигеля.
Усадьба принадлежала поручику лейб-гвардии Семеновского полка Степану Бибикову (1758 — 1817), а после его смерти — дочерям Марии и Надежде Бибиковым. В 1853 году усадьба была разделена на две неравных части, правый флигель стал принадлежать Никите Михайловичу Феоктистову, а оставшаяся часть — купеческой дочери Дарье Артемьевне, после замужества взявшей фамилию Немирова-Колодкина. Её муж Николай Васильевич Немиров -Колодкин (1819 — 1886) до 1868 года носил фамилию Немиров.
Поменял он фамилию с разрешения Московского магистрата в честь своего учителя в торговом деле, работодателя и затем партнёра Ивана Ивановича Колодкина (1794 — 1879). Колодкин был известным купцом ювелирной продукции, а в 1868 году передал дело своему ученику и то добавил к своей фамилию фамилию учителя.Детей у Немирова -Колодкина не было он передал своё дело племянникам. В своем завещании он распорядился отдать усадьбу со всеми строениями с целью устройства богадельни для слепых бедных женщин, его любимая жена Дарья Артемьева ослепла. "Богадельня имени Николая Васильевича и Дарьи Артемьевны Немировых-Колодкиных" просуществовала до 1917 года.
В девяностых годах прошлого века фасад бывшего главного здания здания изуродовали, только очертания напоминают о былом.
Левый флигель был напрочь снесён, а потом восстановлен в железобетонном исполнении, при этом сзади появилась дополнительная пристройка.Вот так теперь выглядит бывшая усадьба Бибиковых: два новодела и один жуть-переделанный.