Свой жизненный путь Байонна начала в месте слиянии двух весьма строптивых рек Адур и Нив. Ее история не столь продолжительна, как у многих городов того же Прованса или Лангедока, но от этого она не становится менее интересной и увлекательной. Человек пришел сюда уже очень давно и уже вряд ли по доброй воле когда-нибудь согласится покинуть этот город.
Вначале предки байоннских предков облюбовали для жизни небольшой холм в уже упомянутом месте слияния двух рек.
Они, насколько это возможно, первобытно-общинничали там до тех пор, пока мимо с какой-то увлекательной целью не прошествовал первый римский легион. Случилось это где-то в I веке нашей эры. Еще со времен капитолийских холмов в привычки потомков Ромула не входило огибать естественные препятствия. Как правило, исключительно любопытства ради, они вначале вскарабкивались на возвышенность, осматривались, а потом за повседневными заботами задерживались в этом месте веков на пять-шесть. Так произошло и в Байонне. Местечко настолько глянулось легионерам, что уже в середине IV века с холма потекла вниз первая, довольно мощная крепость, которую назвали Лапурдум.
Римляне планировали жить здесь долго и счастливо, пока Венская конвенция о границах не узаконит их права на эту территорию. Однако несовершенство мира уже в конце IV века привело к тому, что весьма дикие и злобные васконы погнали разжиревших южан обратно под каблучок родного Апеннинского сапожка. Завоеванные земли, в честь себя любимых, они назвали Васконией. Спустя годы буква «В» была признана ими несоответствующей высокому статусу, и вместо нее пришла гораздо более звучная «Г». Так на карте мира появилась «черт подери Гасконь!!!" В Байонне абсолютно уверены, что в своё время комендантом Старого замка в городе был кузен д'Артаньяна. И я бы никому не советовал уверять их в обратном.
Кому только не хотелось в средние века надрать заносчивым гасконцам их тощие задницы. Особенно поусердствовали в этом начинании вестготы, ну а затем пришел черед всесильных франков. Однако и их владычество вышло недолгим. Самая знаменитая «брошенка» в истории Франции Алиенора Аквитанская на роскошном блюдечке преподнесла будущему королю Англии свое горячее сердце и столько земель, сколько обалдевший Генрих не видел даже в самых смелых эротических снах (мне почему-то кажется, что эротические сны принцев как-то связаны с войнами, победами и трофеями).
Байонна неслыханно разбогатела на этом браке. Город получил эксклюзивное право поставки в пропитанную элем Англию элитных бордоских вин и закусок к ним. А уж как упивались (в самом прямом смысле этого слова) этим фактом неприученные к изыскам островитяне! Они настолько влюбились в бездонный байоннский рай, что в 1215 году вместе с хартией вольностей даже даровали городу свободу от уплаты налогов, молясь лишь о том, чтобы не оскудела в своей щедрости лоза дающего. Счастье безбедно хорохориться под английским флагом продлилось около 250 лет. Большое, глубокое и взаимное чувство между Англией и Францией очень быстро переросло во всесжигающую страсть, длившуюся 115 лет. Добром их отношения не закончились, так как обе стороны при ближайшем рассмотрении оказались особами женского пола, а в те времена две страстные барышни могли только умереть в один день, а вот про "пожить долго и счастливо" история умалчивает.
В 1451 году соратник Жанны Д'Арк — граф Дюнуа (или попросту Жан, бастард Орлеанский) прервал развеселую идиллию Байонны. Причем побежденный город еще долгие годы был благодарен графу за бескровность взятия. В местах по соседству внебрачный орлеанец лютовал на полную катушку, обойдясь с присягнувшими Англии крепостями значительно суровее. Байонна снова стала французской. Однако уход английских денег стал только первой печальной ласточкой в череде несчастий, обрушившихся на город. Длительное присутствие туманных альбионцев на территории Франции пагубно сказалось даже на экологии страны. Уж не знаю, что умудрились сотворить с благоухающей Аквитанией супостаты, но некогда полноводная река Адур, видимо в знак протеста против оккупации, начала на глазах мелеть и зарастать илом.
Власть сменилась, однако порт в Байонне, а вместе с ним и все прибыли от торговли, были потеряны. Чтобы хоть как-то подбодрить опечалившихся горожан, король Людовик XI даровал им право два раза в год устраивать ярмарки. Однако и эта радость была недолгой, потому как на обессиленный потерями город из Испании набросилась абсолютно всеядная и изголодавшаяся чума. Сожрав огромное количества народа, она отправилась в ад переваривать свой омерзительный ужин, но Байонна так и не смогла более встать в полный рост. Да, в конце XVI века французские инженеры после длительного искусственного дыхания сумели вернуть к жизни Адур. Да, китобойный промысел вдохнул надежду в моряков и судостроителей, но былого величия и процветания город на протяжении всего своего жизненного пути больше не достигал.
Байонне еще крупно повезло, что во время религиозных войн она, как незаметная родинка, притаилась где-то в укромном месте большого, но недужного тела и не была нещадно удалена хирургическими вмешательствами протестантов и католиков.
Следующее упоминание о городе в истории Франции приходится на середину XVII века. Однажды местные крестьяне, вовлеченные в очередной вооруженный конфликт, с прискорбием констатировали полное отсутствие в лагере пуль и пороха. Смекалистый враг не стал дожидаться очередных поставок и грозно пошел в атаку на казалось бы безоружных байоннцев.
Однако не тут-то было! Местные чудо-богатыри додумались прикрепить к мушкетам свои охотничьи ножи и ответили дыроколистой штыковой! Подозреваю, что основную кучу неприятеля удалось положить вилами да дубьем, но с той поры пукалки с ножом на конце вошли в моду и стали называться байонетами.
Приблизительно в то же время Людовик XIV вполне справедливо признал нововведение редкостным молодцом, но на всякий случай поручил гениальному Вобану возвести вокруг города неприступную крепость, чтоб никакая дура не могла залететь внутрь.
(Практически цитата из Александра Васильевича Суворова. Полное собрание сочинений, том о шапкозакидательстве и консерватизме).
Окончательно прийти в себя город сумел только к XVIII веку. В 1726 году в Байонне была основана торговая палата, хорошие прибыли давала ловля трески, снова на полную мощь заработал порт. Определенную славу городу приносил шоколад, который начал изготавливаться в Байоне еще в XVI столетии. Им занимались бежавшие от португальской и испанской инквизиции евреи-сефарды, а когда такие люди брались за дело и им не мешали, предприятие немедленно начинало процветать и приносить прибыль. В те дикие времена никому в голову не приходила даже мысль откусить от плитки шоколада огроменный, сладкий кусман и жевать его до тех пор, пока наслажденье не просочится внутрь. Потому что жидкость нельзя укусить, а шоколад тогда только пили!
Мне до боли обидно, что эта традиция ушла из нашей с вами жизни, и божественный напиток превратился в мутную жижу из разбавленного порошка. Лишь в одном-единственном месте Парижа мне удалось отыскать кофейню, где настоящий горячий шоколад готовят по настоящим, старинным рецептам. Когда я понял, что Париж навсегда покинул мою душу, я стал заезжать в этот город из аэропорта только с одной целью – отведать благословенного напитка. У нас с супругой теперь поездка в Париж так и называется – «заскочить на шоколя шо» .
К горячему шоколаду в кофейне и зимой, и летом подается вот такой вид, а потому проехать мимо нее считается в нашей семье преступлением против человечности.
Слава байоннского шоколада гремит во Франции и в наше время. На 2 дня в год этот небольшой городок становится шоколадной столицей Франции. Из шоколада здесь делают все, на что способна человеческая мысль и фантазия, а производители в едином порыве отчаянно бьют себя кулаками в грудь и торжественно клянутся, что рецептура изготовления лакомства за последние 500 лет не претерпела никаких изменений.
После всего того «веселья», что творилось в Байонне на протяжении почти двадцати веков, резонным окончанием славной военной летописи стало появление под стенами города армии фельдмаршала Веллингтона. К тому времени будущий герой Ватерлоо уже пять лет будто дворовых Тузиков гонял по всей Испании различные наполеоновские армии. Переход границы и небольшая крепость на пути показались великому стратегу предобеденной забавой, потому как ужинать он намеревался в Бордо, а завтракать уже в Париже. Но не тут-то было! Детище жившего и творившего за 150 лет до Веллингтона инженера Вобана, оказалось шито не единым лыком.
Оно было ладно скроено гением великого фортификатора и крепко сшито его глубочайшим знанием науки побеждать обороняясь. Три дня новейшее по тем временам огнедышащее оружие бешено плевало ядрами в стены престарелой крепости. 12 тысяч англичан легли и уже никогда не встали с байоннской земли (кстати кладбище с их могилами до сих пор сохранилось на территории города). Но Байонна выстояла, а Веллингтон отступил! Это была самая последняя, самая громкая, но самая бесполезная победа города в истории Франции, потому как даже не самый прилежный школьник знает, чем закончилась история Наполеона.
Достопрмечательности
Двумя своими реками город делится на три части: Гранд-Байонн – (западный берег Нива и по совместительству — исторический центр), Пти-Байонн (восточный берег Нива) и Сен-Эспри (северная часть за рекой Адур).
Очень трогательно и заботливо старый, повидавший многое на своем веку город, отделен от всего современного новостроя зеленой охранной зоной. Изюминкой центра является то, что русло реки Нив превращено в широкий центральный проспект. Только вместо суетливых людей и вонючих машин по нему с удовольствием носится взад и вперед бестолковая, но вполне съедобная рыба. По обоим берегам, чтобы чешуйчатым было не скучно плавать, размещены уютные площади, живописные домики и кривенькие улочки. Есть там правда еще и рынки с ресторанами, но рыба по очевидной причине их как-то недолюбливает.
Главной жемчужиной старого города является собор Нотр-Дам. Эта драгоценность Байоны далеко не уникальна, а если говорить языком простым и понятным, то является скорее аккуратно стыренным аналогом главных достопримечательностей Суассона и Реймса. На месте нынешнего «кафедрале» некогда стояла романская церковь XI века, с потрохами сгоревшая после нескольких пожаров. Готическое безумие ворвалось в город в 1213 году и не отпускало его из своих пламенеющих объятий вплоть до пятнадцатого века, когда была закончена центральная башня собора.
В XVI веке храм обрел свои витражи, в XIX к нему приросли две 85-метровые колокольни, в XX «Святая Дева» украсилась витражной «розой», а уже совсем «вчера» в экстерьер откуда ни возьмись добавился колокол. Такое повышенное внимание к вроде бы провинциальному храму легко объяснимо. Он занесен Римом в «Красную книгу» маршрутов к мощам Святого Иакова. (Об этом я уже достаточно много писал, в частности в заметке Свято место..., поэтому подробно останавливаться на нем более не буду).
Рядом с собором притулился Старый замок, который датируется XI веком. Это единственное строение, пришедшее из тех времен, когда Байонна входила в состав виконства Лабурдан (еще до английского вторжения). Чуть дальше расположились ворота Потерн. Когда-то Байонна насчитывала семь въездных ворот. Потерну повезло больше, чем остальным: эти ворота были заботливо отреставрированы и перемещены в центр города, в качестве достопримечательности и для услады взора. В противоположной стороне старого города находится могучее детище Вобана, вдоль стен которого предусмотрен вполне приятный променад.
Тем, кто видит свою жизнь серой и унылой без горьких шоколадных рек и сладких шоколадных гор следует сломя голову нестись на улицу Порт-Неф, и там с удовольствием отдаваться своей страсти до тех пор пока диатез не остановит вас. Кстати, эта улица когда-то была каналом, и дома на ней небезосновательно считаются одним из главных украшений города.
Также в Гранд-Байоне заслуживают внимания городская ратуша, очень милые торговые улицы Thiers, de la Monnaie, des Faures и d'Espagne и живописные набережные. Чуть западнее замка расположен огромный ботанический сад, в котором горожане отдыхают (чуть было не написал — после работы).
Отдыхают они там от бесконечных праздников и необходимости во что бы то ни стало продолжать «банкет». Исключение составляют дети малые и по большей части неразумные, которые на зеленых лужайках пока только набираются сил перед вступлением в серьезную взрослую жизнь с ее бесконечными праздниками … (но по-моему об этом я тоже уже не раз писал).
А еще Байонна по праву гордится своими кулинарными достижениями. Перечень гастрономических излишеств Франции как правило включает в себя ветчину из Байонны, что неудивительно вследствии близости испанской границы. А вот претензии байоннцев на право называться изобретателями майонеза у меня лично вызывают некоторое удивление. Справедивости ради, нужно сказать, что тут в него добавляют красный перец и называют "байонезом".
В не меньшей, а может и большей степени, потомки суровых гасконцев гордятся своим языком. По одной из легенд черт вознамерился выучить баскский язык и задать горожанам взбучку, потому как на других языках понимать рогатого они наотрез отказывались. За год ему удалось одолеть лишь 7 слов, да и те он умудрился позабыть, переходя по мосту на гасконскую сторону.
Ну а больше всего на свете байоннцы любят свой город и что-нибудь в нем праздновать. Главный праздник города — Fete de Bayonne стартует в начале августа, а заканчивается … тоже в начале августа, но при этом длится аж 4 дня (ну разве можно серьезно нагуляться в таких местах за день-другой).
Кроме него на широкую ногу здесь отмечается день шоколада и день ветчины. В городе проходит джаз-фестиваль, а все лето без отгулов и выходных быки гоняются за красной тряпкой, а люди по этому поводу заходятся от восторга. Не обходится в Байонне и без религиозных праздников и еще Бог знает чего, и только он же знает когда.
Так что, если ваша душа истосковалась по красным дням календаря, думаю, Вы знаете, как нужно поступить.
Байонна, Bayonne
Мой рейтинг – 6,5/10
Координаты C 43°29'26" З 1°28'30"
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Это ж Венеция настоящая! Нигде более я такой красоты не видела!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ты знаешь, это лучший вид! Дальше она идет в том же духе, и фото были бы очень однообразные :)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ваша правда! Отсутствие людей, машин, птиц и даже рыб при таком обилии камня превращает картинку в какое-то подобие кладбища!