Я мало, что знал об Архангельске, и перед поездкой мне казалось, что это уездный советский портовый городок, где скучно и тоскливо. Но я был не прав.
Мой дед (мамин отец), которого я, к сожалению, никогда не видел, родом из Архангельска. И так получается, что я имею прямое отношение к поморам и еду на родину своих предков, и это волновало меня.
Скучая в аэропорту Санкт-Петербурга, решил попить кофе с пирожком и, получив сдачу в размере пятисот рублей, был изумлен тем, что на купюре впервые заприметил Архангельск. Вот так неожиданно и началось мое знакомство с этим прекрасным северным городом.
Для меня стало приятной неожиданностью, что любезная девушка из авиакомпании Нордавиа, увидев мой немалый рост, сама предложила мне удобные места у аварийного выxода. Моим соседом в самолете был старый моряк, я с интересом слушал его байки, время пролетело незаметно, и уже через час я был в аэропорту Архангельска.
Добрившись до центра города, бросил вещи в отеле Двина, и сразу пошел гулять.
Начал я с Чумбаровки, так в простонародье называют пешеходную улицу, а точнее проспект Чумбарова-Лучинского. Это целый музей под открытым небом. Городские власти начали сюда свозить постройки деревянного Архангельска и устанавливать многочисленные памятники. Мне очень понравились памятники архангельскому веселому мужику Сене Малине, одному из героев сказок Писахова, и, конечно же, самому Писахову, с которым очень любят здороваться проходящие местные жители. По вечерам на улочке выступают местные музыканты, и гуляет молодежь. Единственное, что омрачало вид, это количество современной рекламы на красивых деревянных домах. Проголодавшись, я зашел в один из таких домиков, где находится пекарня, и с удовольствием вкусил традиционный архангельский рыбник с палтусом.
Затем я отправился в Архангельский музей изобразительных искусств, где ходил по галерее и с уверенностью говорил: «О! Да это же Айвазовский!», «О! Да это же Шишкин!». Cпасибо им за великолепные полотна, узнаваемость и возможность почувствовать себя искусствоведом.
Получив культурный заряд, я захотел побольше узнать об истории города и направился к архангельским Гостиным дворам, где располагается краеведческий музей. Самыми запоминающимися экспонатами для меня стали маленький мишка, сделанный скучающим солдатом из свинцовой пули, и настоящий сундук для хранения казны. В таком сундуке и сейчас не страшно спрятать золотовалютные резервы страны.
В Северном морском музее я побывал на экскурсии, которую вел научный сотрудник музея Иван Катышев. Его рассказы о кораблях и море можно было слушать бесконечно. Иногда я ловил себя на мысли, что ощущаю себя капитаном корабля, который ходит по льдам Северного Ледовитого океана — вот он зов предков, ведь мой дед помор прошел путь от моряка Ленинградского Арктического Училища до морского офицера и два года вместе с бабушкой работал на полярной станции на острове Вилькицкого.
Выйдя из музея, я сразу же очутился на набережной Северной Двины, на которой расположились многочисленные памятники. На пляже дети играли в футбол, влюбленные парочки любовались водой и пробивающимся из-за туч солнцем, а рыбаки умиротворенно ждали поклёвку. Очень тронул меня памятник, посвященный тюленю, который во времена Великой Отечественной войны спасал архангелогородцев, обеспечивая их мясом и жиром.
Самый главный памятник — Петру I, тот самый, что изображен на пятисот рублевой купюре. Но как оказалась, местные жители не очень любят императора, так как он перенёс морскую столицу в Санкт-Петербург, тем самым остановив процветание Архангельска.
Гуляя по набережной, можно встретить необычных местных обитателей. Например, верблюда. Вы можете увидеть «Человека-дерево», он же Древарх-Просветлённый. Это местный фрик, активист и защитник природы, который прославился не только в России, но и за её пределами. Его легко узнать по многочисленным зелёным татуировкам в виде дерева, а по набережной он любит разъезжать на картинге, обязательно в одежде похожей на мешковину. В его развлечения входит смена имен, по паспорту он побывал уже полным тёзкой Ломоносова, Медведева, Путина, сейчас он кажется — Депардье, хотя кто его знает.
Кстати, в городе можно увидеть баннеры с призывом посадить дерево, значит, Древарх хорошее дело делает, а своим эпатажем привлекает внимание к экологическим проблемам.
Посмотрев город с земли, я решил обязательно посмотреть на него с воды и на кораблике Куя отправился в плавание.
Закалившись северными ветрами, я решил завершить день, посмотрев город с высоты, и в этом мне помог местный небоскрёб — здание проектных организаций, которое местные просто называют «высотка» или «карандаш».
На следующий день я отправился в музей деревянного зодчества «Малые Корелы», который расположился в 25 километрах от Архангельска. По приезду отведал хлеб да соль и начал погружаться в историю поморов. Меня поразило множество церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI- начале XX веков. Во многие из них можно было войти. В музее под открытом небом я увидел, как посвящали мужиков в поморы, научился вязать настоящие морские узлы и даже потанцевал. Я был под впечатлением и наслаждался красотой местного ландшафта.
Ощутив себя настоящим помором, мои корни дали своё, я отправился трапезничать. Меня ждала рыба, оленина и местная морошковая наливка.
Я торопился обратно в город, так как в центре на набережной Архангельска, на мысе Пур-Наволок меня уже ждал новенький УАЗ Патриот, дабы отправиться в далёкое путешествие по области. На мысе я увидел отель с одноимённым названием Пур-Наволок, а на его двери красовалась уже многим известная наклейка «Ревизорро», значит, Елена Летучая одобряет.
В Архангельске я почувствовал себя как дома, здесь я нашёл свою историю. Вас непременно ждут интересные открытия и приключения, и в этом вам поможет поморская гостеприимность, богатые лесными и морскими дарами столы, и, конечно, природная красота.