Накануне мы благополучно дошли до приюта одиннадцати. И примерно стало ясно, что нас ждет при подъеме на Эльбрус. Уже на следующее утро мы снова собирались в путь. Нам предстоял еще один тренировочный хайк, последний перед восхождением. На этот раз к скалам Пастухова. И если всё пойдёт по плану, то мы намеревались, достигнув их, попробовать подняться ещё выше.
Во время последнего ужина, вернувшись из похода к Приюту 11, мы горячо обсуждали точку старта cледующего хайка. Коля настаивал на пешем подъёме из лагеря, ради большей нагрузки. А я предлагал добраться до Приюта 11 на ратраке (я ласково называл их маршрутками) и уже оттуда стартовать – так мы имели шанс подняться выше. Акклиматизация важнее – таков был главный аргумент. В итоге команда с моими доводами всё же согласилась.
1.
Парковка "маршруток" расположена совсем близко от "бочек" ("бочками" — условно называют все лагеря альпинистов расположенные в месте Гара-Баши на высоте около 3700 метров), и мы добрались до нее менее чем за 5 минут. Загрузились в ратрак, передали по 500 рублей за проезд и поехали.
2.
Наш лагерь оставался внизу, а ратрак двигался вверх по горе, словно гигантский паук по паутине. Мы понимали, что ратракщики – люди опытные, давно изучили все маршруты и знают, где можно ехать, а где нет. Но все же время от времени при виде огромных трещин внизу становилось не по себе, и по коже толпами начинали бегали мурашки.))
3.
Вчерашний полуторачасовой подъём мы преодолели на ратраке за 10 минут. Но если вчера шли совсем налегке, то сегодня оделись уже гораздо теплее: в горах чем выше — тем холодней.
Разгружаемся у Приюта одиннадцати и – в гору на своих двоих.
4.
После вчерашней "лёгкой" прогулки нашим уставшим телам удалось восстановиться благодаря чилийскому полусладкому хорошему сну, и мы всей командой теперь шли бодрячком. В одну линию по-армейски. Светило яркое солнце, и у меня было ощущение, будто я тёплым мартовским утром вышел погулять в какой-нибудь московский парк.
Первый привал сделали через полтора часа, на половине пути к скалам Пастухова.
5.
6.
Когда светит солнце и на небе ни облачка, то смотришь на вершину и думаешь: ну а что тут идти. Даже седловина Эльбруса — площадка между двумя вершинами — кажется совсем близкой. Но всё далеко не так просто.
7.
Ещё через час мы достигли нижней точки скал Пастухова. Это высота примерно 4 650 метров. Я посмотрел на время — 11:50. А начинали мы от Приюта одиннадцати примерно в 8:30. То есть за 3 часа 20 минут пути поднялись вверх всего-навсего на 550 метров.
8.
Во время привала мы обсуждали предстоящее восхождение на Эльбрус. А именно – опять выбирали стартовую точку. Есть несколько вариантов. Первый и самый сложный – начать путь пешком прямо из лагеря Гара-Баши с высоты 3700 метров. Второй – доехать, как сейчас, до приюта одиннадцати (4 100 метров) и начать оттуда. Третий – подняться к вершинам скал Пастухова (4700 метров) – ну и дальше вверх. И, наконец, четвертый и самый простой – доехать до самой высокой точки, куда может добраться ратрак – это на высоту примерно 5060 метров, там и стартовать.
Я предложил собрать все силы и дойти до "5060" уже сегодня, чтобы послезавтра стартовать оттуда – тогда у нас как бы получится «пройти всю гору целиком», пусть даже и не в один день.
Интересные беседы за тёплым чаем восстановили наши силы, и мы продолжили подъём.
9.
Ещё через час мы сделали привал метров на 50 выше скал Пастухова, на высоте — 4 750.
Погода была хорошая, но наше состояние нельзя было назвать идеальным. У меня молочная кислота "забила" мышцы ног, а у Миши так называемая горняшка вызвала головные боли.
10.
Мы старались не отдыхать больше 10-15 минут, чтобы не терять темп. Поэтому посидели, попили по-быстрому чайку, а после — встали, надели варежки, взяли треккинговые палки, посмотрели вниз…
11.
посмотрели вверх и пошли.
12.
Ещё через час мышцы ног уже сильно начали меня подводить. Нельзя сказать, что я не мог идти вверх, но после 15-20 шагов появлялось ощущение, будто бы к ногам привязаны десятикилограммовые гири, и каждый шаг давался с огромным трудом. Я останавливался, садился на землю секунд на 30-40 и вновь продолжал путь.
Несмотря на то, что силы были почти на исходе, я очень хотел дойти до максимальной точки подъёма ратраков. В 12:45 мы сделали привал на высоте 4 867 метров. В принципе, на сегодня мы выполнили "программу минимум" и достигли скал Пастухова и даже поднялись выше. Но всегда хочется большего.
13.
До желаемой высоты оставалось чуть менее двухсот метров, но это очень крутой участок, и идти вверх здесь очень тяжело. На следующих фотографиях можно оценить крутизну подъёма.
14.
Хотя кому-то может показаться, что на следующей фотографии просто "завалили горизонт")).
15.
Скалы Пастухова со 100-метровой высоты над ними.
16.
17.
На следующей фотографии вверху вдалеке видна фигура человека, это как раз примерно половина пути до "заветной цели".
18.
Миша предложил развернуться и возвращаться в лагерь, горняшка сломила его. Я же наоборот хотел идти вперёд несмотря ни на что. Один Коля был спокоен и наблюдал — "что скажет вселенная"))).
Противоречие разрешил наш гид Саша, произнеся самое верное и безапелляционное: разумнее — вернуться назад. Четыре непростых акклиматизационных выхода измотали нас, и нужно было поберечь силы. «Выкладываться в ноль нужно будет не сейчас, а послезавтра, когда пойдем на вершину," – сказал наш капитан и развернул команду обратно.
Мой мозг упорно не соглашался с решением гида, а вот тело молча посылало ему спасибо. Мы сделали последние фотографии и пошли на спуск.
19.
20.
В лагерь вернулись в отличном расположении духа. Нас ждал вкусный обед и бутылочка красного сухого "акклиматизационного" напитка. Ноги гудели. Но какое же было прекрасное чувство, что завтра у нас "выходной". Наконец-то! Нас ждет последний инструктаж — о пользовании ледорубом. Дальше — отдых, ну а после в ночь....выход на вершину...
Другие отчёты из путешествия на Эльбрус
1). Начало — прибытие в Терскол
4). Поход к приюту одиннадцати
...to be continued...